Космический пейзаж
методическая разработка по музыке (6 класс)

Конспект урока музыки в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskii_peizazh.doc22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Космический пейзаж

Музыка и математика

Цель урока: формирование научного взгляда на природу музыки

Задачи: расширение кругозора школьников, развитие творческого отношения к обучению; познакомить учащихся с научными явлениями, описанными математическим и музыкальным языком.

У нас сегодня будет необычный урок. Мы проведем его в форме специального выпуска устного научно-популярного журнала. На страницах нашего журнала, я верю, нас ждет много открытий.

Каждый журнал начинается с редакторской статьи. Свою «статью»  мне хочется  начать словами русского ученого-энциклопедиста М. Ломоносова: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна». Вы поняли, о чем говорит поэт? Конечно, так красиво Ломоносов сказал о звездном небе, о безграничном космосе. Мы часто употребляем это слово «космос», когда говорим о галактиках, звездах, планетах. Но каково точное значение этого греческого слова?

  • Космос в переводе с греческого означает порядок, красота,  гармония. Древнегреческие философы, наблюдая за звездами и планетами, восхищались порядком, царящем в небесных сферах. Каждая планета движется по своему пути — орбите, своеобразной струне. Этот порядок, гармонию движения, взаимодействия планет и звезд Пифагор называет музыкой небесных сфер, которую  нельзя услышать, но можно постичь лишь умозрительно. А выразить эту гармонию, сделать ее слышимой можно с помощью чисел.

Пифагор и теория музыки

Готовясь к этому уроку, вы проделали большую исследовательскую работу. Я приглашаю поделиться своей информацией о теории музыки Пифагора.

Сообщение Ильи Краснова «Пифагоров строй».

У каждого человека тоже есть свой собственный «монохорд» - голосовые связки. (Спеть звукоряд с ручными знаками).

Великий философ и математик не стал ограничивать свои исследования только земной слышимой музыкой.  Каждой планете Пифагор приписал определенный звук, который он рассчитал исходя из удаленности планеты от Земли. Чем  дальше от Земли планета, тем выше звук.

В конце ХХ века ученые преобразовали электромагнитное излучение звезд и планет в звуковой сигнал. Почему это стало возможным? Потому что звук,  как и свет, как и электромагнитное излучение — это волны.

Итак,  сегодня мы можем услышать ту музыку сфер, о которой впервые догадался великий философ и математик Пифагор.

(Звуки планет)

На самом деле то, что мы сейчас с вами имеем возможность услышать голос космоса — настоящее чудо! Но чудо это стало возможным благодаря и математике в том числе. Математика такой же универсальный язык Вселенной,  как и музыка. Не случайно в начале урока мы уже прояснили значение слова «космос» - порядок, гармония. Гармония лежит в основе этих двух наук. Гармония — это закон жизни нашей Вселенной.

Какое музыкальное произведение напомнили вам эти космические звуки?

«Вопрос, оставшийся без ответа» Ч. Айвза. Почему именно это произведение? Неправда ли, потрясающее предвидение, предвосхищение музыкальным гением величайших открытий ХХ века.

Каждый живой язык обладает специальными символами, с помощью которых можно записать звуки, речь, понятия. Музыкальные и математические языки не исключение.  Для графической записи музыкальных звуков используют специальные знаки — ноты. Математика использует цифры, буквы, специальные знаки.

Своим исследованием в этой области поделиться с нами Лиана Ханбикова.

Звук и нота. Математические примеры.

Сегодня на уроке мы провели небольшое, но очень важное исследование, мы рассмотрели общие законы для музыки и математики. Мы узнали, что и искусство и наука являются универсальными языками для описания мира, и способами познания мира и человека. И музыка и математика помогают человеку совершать удивительные открытия, раздвигают горизонты нашей Вселенной. Если бы человечество не мечтало, полеты в космос никогда не стали бы реальностью. Но и там, вдали от родной Земли, человек никогда не забудет земные рассветы, снегопады, леса, родные песни. С мечтой о межзвездных полетах, о новых неизведанных мирах я предлагаю исполнить песню «Этот большой мир».

Исполнение песни.

В течение всего урока звучала музыка. Или, если точнее, звучало число П.      Об этом удивительном эксперименте нам расскажет сегодня Тимофей Квасов.

Наш урок подошел к концу. Вы проделали большую самостоятельную работу, узнали много нового. Как эта информация может повлиять на ваше отношение к музыке, математике? Хотите продолжить свои исследования в этой области? Как это поможет вам стать более успешными в учебе, в жизни?

Я надеюсь, эта информация поможет вам лучше узнать наш окружающий мир, находить гармонию в нем, а значит осознавать себя частью космоса, частью гармонии, красоты и порядка.

Аралина О.Э.

учитель музыки

МБОУ СОШ №22 г.о. Королев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космический пейзаж

Слайд-шоу поможет детям при выборе колорита и техники выполнения космического пейзажа....

Презентация к уроку 6 кл. "Космический пейзаж"

Иллюстрации к музыке Э.Артемьева...

КОСМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ

Даный материал служит для проведения занятия на тему ПЕЙЗАЖ в отделении дополнительного образования...

Методическая разработка открытого занятия «Космический пейзаж»

В ходе занятия обучающиеся учатся создавать реальный космический пейзаж в программе Adobe Photoshop CS5....

конспект урока музыки "Космический пейзаж"(6 кл)

Урок  музыки в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой , Критской Е.ДТема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»Тема урока: «Космический пейзаж»...