Рабочая программа
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа по музыке в 5-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_v_5_klasse.docx | 33.94 КБ |
rabochaya_programma_po_muzyke_v_6_klasse.docx | 48.68 КБ |
rabochaya_programma_po_muzyke_v_7_klasse.doc | 214.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с :
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Основной образовательной программой ООО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль;
-Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а. Джиджихабль.
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии.
В результате изучения курса музыки 5 класса учащиеся
Научатся:
В сфере предметных результатов:
- разбираться в основных достижениях различных областях культуры;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности.
В сфере метапредметных результатов:
- ставить цели и задачи на каждом уроке;
- планировать учебную деятельность на уроке и дома.
В сфере личностных результатов :
-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
-участвовать в различных формах музицирования;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
- развивать интересы своей познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности.
Получат возможность научиться:
В сфере предметных результатов
-разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
В сфере метапредметных результатов:
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности.
В сфере личностных результатов:
- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- правильно оценивать -выполнение учебной задачи, собственные возможности её решения;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основное содержание курса представлено следующей содержательной линией.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
10-15 % времени используется на региональную, национальную и этническую особенность РН и ЭО, который предусматривает продолжение знакомства учащихся с музыкальными традициями, песнями, музыкальными инструментами Кавказа.
Раздел 1. “Музыка и литература” (17 часов)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Стилевое многообразие музыки столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Фольклор в музыке адыг. композиторов
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Творчество Тхабисимова. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Стилевое многообразие музыки столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Интонация как носитель смысла в музыке.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Хупов Мурат.
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Проектная работа по теме «Мир композитора»
Оценка проектной работы.
Отметка «5»
- Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
- Соблюдена технология исполнения проекта.
- Проявлены творчество, инициатива.
- Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.
3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.
Отметка «2»
1. Проект не выполнен или не завершен.
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала, проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты проекта.
Учебно-тематический план
№№ | Наименование раздела | Кол. часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Музыка и литература | 17 | 1 | |||
2 | Музыка и изобразительное искусство | 18 | 2 | |||
Итого: | 35 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по музыке в 5 классе
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч. | ||||
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | ||
2 | Вокальная музыка | 2 | ||
3 | Фольклор в музыке адыг. композиторов | 2 | ||
4 | Вокалисты-исполнители | 2 | ||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | ||
6 | Творчество Тхабисимова | 1 | ||
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | ||
8 | Вторая жизнь песни | 1 | ||
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» | 1 | ||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | ||
11 | Тестовая работа. | 1 | ||
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | ||
13 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | ||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | ||
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч. | ||||
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | ||
16 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | ||
17 | Небесное и земное в звуках и красках | 1 | ||
18 | «Звать через прошлое к настоящему» | 1 | ||
19 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | ||
20 | Тестовая работа. | 1 | ||
21 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 | ||
22 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | ||
23 | Волшебная палочка дирижера. Хупов Мурат. | 1 | ||
24 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | ||
25 | Застывшая музыка | 1 | ||
26 | Полифония в музыке и живописи | 2 | ||
27 | Музыка на мольберте | 1 | ||
28 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | ||
29 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | 1 | ||
30 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | ||
31 | Проектная работа по теме «Мир композитора» | 1 |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В результате изучения курса музыки 6 класса учащиеся
Научатся:
В сфере предметных результатов:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
В сфере метапредметных результатов:
- дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В сфере личностных результатов:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
Получат возможность научиться:
В сфере предметных результатов
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; - иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
В сфере метапредметных результатов:
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально- творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
В сфере личностных результатов:
- оценивать многообразные явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий для дальнейшей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основное содержание курса представлено следующей содержательной линией.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
10-15 % времени используется на региональную, национальную и этническую особенность РН и ЭО, который предусматривает продолжение знакомства учащихся с музыкальными традициями, песнями, музыкальными инструментами Кавказа.
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии о,разного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Проектная работа по теме «Мастерство композитора»
Оценка проектной работы.
Отметка «5»
- Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
- Соблюдена технология исполнения проекта.
- Проявлены творчество, инициатива.
- Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.
3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.
Отметка «2»
1. Проект не выполнен или не завершен.
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала, проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты проекта.
Учебно-тематический план
№№ | Наименование раздела | Кол. часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Мир образов вокаль-ной и инструмен-тальной музыки | 17 | 2 | |||
2 | Мир образов камер-ной и симфонии-ческой музыки | 18 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по музыке в 6 классе
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | ||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | ||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 2 | ||
3 | Два музыкальных посвящения | 1 | ||
4 | Портрет в музыке и живописи адыгских композиторов и писателей. | 2 | ||
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 | ||
6 | Проектная работа по теме «Мастерство композитора» | |||
7 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя А. Тлебзу. | 2 | ||
8 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | ||
9 | Образы песен зарубежных композиторов | 1 | ||
10 | Тестовая работа. | 1 | ||
11 | Мир старинной песни | 1 | ||
12 | Народное искусство адыгов. | 2 | ||
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч) | ||||
13 | Русская духовная музыка | 1 | ||
14 | В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 1 | ||
15 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | 1 | ||
16 | «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха | 1 | ||
17 | Образы скорби и печали | 1 | ||
18 | Фортуна правит миром | 1 | ||
19 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Ч. Анзауров и А. Начесова. | 2 | ||
20 | Джаз – искусство XX века9 | 1 | ||
21 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | ||
22 | Могучее царство Ф. Шопена | 1 | ||
23 | Ночной пейзаж | 1 | ||
24 | Инструментальный концерт ансамбля «Исламей» | 1 | ||
25 | Образы симфонической музыки | 1 | ||
26 | Тестовая работа. | 1 | ||
27 | Программная увертюра Бетховена «Эгмонт» | 1 | ||
28 | Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | 1 | ||
29 | Мир музыкального театра. Образы киномузыки | 2 |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты обучения
Требование к уровню знаний, умений и навыков учащихся 7 класса
Учащиеся должны
∙ знать:
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; - имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной выразительности;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
∙ уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- объяснять свое внутреннее состояние, свои чувства, после прослушивания произведения;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов;
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов
Содержание учебного предмета
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
10-15 % времени используется на региональную, национальную и этническую особенность РН и ЭО, который предусматривает продолжение знакомства учащихся с музыкальными традициями, песнями, музыкальными инструментами Кавказа.
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений русских и адыгских композиторов. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы адыгского народа.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала, проверки выполнения домашнего задания, тестирования.
Учебно-тематический план
№№ | Наименование раздела | Кол. часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Особенности драматур-гии сценической музыки | 17 | 1 | |||
2 | Особенности драматур-гии камерной и симфо-нической музыки | 18 | 1 |
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) | ||||
1 | Классика и современность. Инструктаж по технике безопасности | 1 | ||
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | ||
3 | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | ||
4 | Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь» | 1 | ||
5 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | ||
6 | Балет Б.Тищенко «Ярославна» | 1 | ||
7 | Тестовая работа. | 1 | ||
8 | РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион | 1 | ||
9 | В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс». | 1 | ||
10 | Опера Ж.Бизе «Кармен» | 1 | ||
11 | Новое прочтение оперы Бизе» Р.Щедрин «Кармен-сюита | 1 | ||
12 | «Сюжеты и образы духовной музыки» | 1 | ||
13 | Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» | 1 | ||
14 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | 1 | ||
15 | «Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | ||
16 | РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе. | 1 | ||
17 | Музыканты - извечные маги. | 1 | ||
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч) | ||||
18 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | 1 | ||
19 | Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка | 1 | ||
20 | Камерная инструментальная музыка. Этюд | 1 | ||
21 | Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке | 1 | ||
22 | РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения. | 1 | ||
23 | Л.Бетховен «Соната № 8» ( «Патетическая») | 1 | ||
24 | С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11» | 1 | ||
25 | Симфоническая музыка | 1 | ||
26 | В.А.Моцарт «Симфония № 40» | 1 | ||
27 | С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая») | 1 | ||
28 | Л.В.Бетховен «Симфония №5» | 1 | ||
29 | Тестовая работа. | 1 | ||
30 | Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная») В.Калинников «Симфония № 1» | 1 | ||
31 | П.Чайковский «Симфония № 5» Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская») | 1 | ||
32 | РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея | 1 | ||
33 | Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества» | 1 | ||
34 | Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» | 1 | ||
35 | РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...