Методика оценки специальных умений и навыков
методическая разработка по музыке
Упражнения и тесты для определения у детей уровня музыкальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика музыкальных способностей | 19.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика оценки специальных умений и навыков.
- Выявление уровня развития чувства ритма.
Тест-игра «Аплодисменты»
Цель: определение уровня развития метроритмической способности.
Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.
Критерии оценки:
- высокий уровень - точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов;
- выше среднего - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса;
- средний уровень - верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов;
- уровень ниже среднего - метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса.
- Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).
Тест-игра «Тайна гармонии»
Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.
Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.
Критерии оценки:
- высокий уровень – верно 8-10 созвучий;
- выше среднего - верно 5-7 созвучий;
- средний уровень –верно 3-4 созвучия;
- уровень ниже среднего - верно 1-3 созвучия.
- Диагностика уровня развития слухо - моторных представлений.
Тест-игра «Повторяем мелодию»
Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом).
Алгоритм:
Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.
Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.
Критерии оценки:
- высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.
- выше среднего - опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне;
- средний уровень– последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон квинты);
- уровень ниже среднего - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции).
- Диагностика чувства тембра
Тест - игра «Чьи голоса звучат?»
Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.
Критерии оценки:
- высокий уровень - верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента ;
- выше среднего - верное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- средний уровень - определение однородных тембров и смешанных тембров с затруднением ;
- уровень ниже среднего - верное определение только однородных тембров.
- Диагностика динамического чувства
Тест - игра «Играем громко-тихо»
Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).
Алгоритм:
- Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
- Обучающийся получает предложение поиграть в «громко -тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
- Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.
- Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
- Обучающийся должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.
Критерии оценки:
- высокий уровень - 4-5 баллов;
- выше среднего – 4 балла;
- средний уровень - 2-3 балла;
- уровень ниже среднего - 1 балл.
- Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Закончи мелодию»
Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.
Алгоритм:
- Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
- Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.
Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:
1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;
2- ый фрагмент – звучит до конца;
3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;
4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);
5- ый фрагмент – звучит до конца.
Критерии оценки:
- высокий уровень - верно определены все 5 пунктов;
- выше среднего – верно определены 3- 4 пункты;
- средний уровень - верно определены 2-3пункты;
- уровень ниже среднего - верно определены 1-2 пункты.
- Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Алгоритм:
- Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
- 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
- 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
- 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.
Критерии оценки:
- высокий уровень - креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа;
- выше среднего – характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки;
- средний уровень - характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки;
- уровень ниже среднего - отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально -художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ
Оценка сочинений и изложений Оценка диктанта. Оценка устных ответов учащихся...
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике...
Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся пол русскому языку
Оценки устных ответов учащихся, нормы оценок диктантов, сочинений и изложений...
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логичес...
Дифференцированный подход к оценке знаний, умений и навыков, с учётом индивидуальных особенностей школьников
Предлагаю систему оценки теоретических знаний, двигательных умений, физических качеств учащихся с учётом их физических способностей, индивидуальных особенностей. В соответствии с пол...
Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературеОценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ...