Конспект внеклассного мероприятия «Сагаалган»
план-конспект по музыке
Цел Знакомство учащихся с обычаями и традициями бурятского народа в праздновании праздника .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sagaalgan_-_konspekt.doc | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия «Сагаалган»
Цели : Познакомить учащихся с обычаями и традициями бурятского народа в праздновании праздника .
Мероприятие проводится в помещении актового зала. Зал празднично оформлен: на центральной стене красочно нарисованное оформление - силуэт юрты, по краям рисунки, людей в бурятских национальных костюмах, на полу у центральной стены макет горы. За горой спрятано солнце(на леске протянутой в отверстие прикреплённое к потолку). Текст и стихи автора – Поляковой Н.В.
Хозяйка в бурятском костюме:
Все собрались мы сегодня, чтоб отметить Сагаалган.
Рада каждая девчонка и весёлый мальчуган.
Все в большой семье бурятской очень дружно мы живём.
Вместе сестры мы и братья, все танцуем и поём.
Дети исполняют песню «Сагаалган».
Хозяйка в бурятском костюме:
Сагаалган, сагаалган, собирай друзей
Пусть же гости придут к нам сюда скорей.
Звучит бурятская музыка, в зал входит Будамшу – герой весельчак бурятских рассказов.
Будамшу: Здравствуйте, друзья! К вам на праздник я пришёл, как у вас здесь хорошо! (смотрит по сторонам, разглядывая всё вокруг).
Хозяйкав бурятскомом костюме:
Гостя доброго встречая, молоком мы угощаем.
Ведь обычай у бурят таков: на Сагаалган всех угощают молоком.
А ещё каждый гость отведать рад из сметаны вкусный саламат.
(Будамшу на хадаке преподносится пиала с молоком, он угощается и благодарит хозяйку).
Будамшу: Месяц на небе белеет, звёзды яркие блестят,
Они для всех ребят скорее сказку рассказать хотят.
Вы любите сказки? Я расскажу вам одну бурятскую народную сказку, называется она «Мышь и верблюд».
-Однажды один большой и глупый верблюд заспорил с маленькой но умной мышкой, что первый увидит восход солнца после звёздной ночи. ( Фоном тихо звучит бурятская мелодия, выходят дети в костюмах мышки и верблюда и выполняют пластическо - мимические движения в такт музыки – импровизация, с окончанием музыки верблюд ложится на коврик, задрав «мордочку» на запад, мышь стоит за верблюдом, повернувшись мордочкой на восток).
-Глупый верблюд думал, что солнце встаёт от туда, куда садится на закате. Лёг он мордой к западу и немного задремал, а маленькая мышка взобралась ему на горб и повернулась мордочкой к востоку,терпеливо ждала когда же проснётся солнце.
(На леске поднимается солнце – показываются первые лучи)
-Появились первые лучи солнца.
Мышь: Солнце, солнце, я первая увидела восход солнца!
Верблюд: Не может быть, что солнце появляется с востока?! (удивлённо)
Ведь должно быть так: куда солнце скрывается, оттуда и появляется!
Будамшу: Вслед за мышкой восход солнца увидели (выходят дети в костюмах животных – выполняют импровизации движений характерные каждому персонажу) - корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, петух, собака и свинья. (Дети в костюмах животных под звучание бурятской мелодии подходят к мышке и образуют вокруг неё и водят хоровод, верблюд обиженный стоит в стороне.
С окончанием мелодии становятся полукругом или на определённые места, обращая внимание на верблюда)
Тигр: Ты, верблюд, совсем не прав,
Ты уйми свой гордый нрав.
Мы свидетелями были, мышь тебя опередила.
Заяц: Солнышко встаёт с востока.
И лучом, своим потрогав, пробуждает лес и горы.
Все необъятные просторы.
Мышь: Раз первая я солнце увидала, то первою в календаре восточном встану.
За мной бык будет, тигр, заяц и дракон.
Не нарушая наш закон, на солнце, чешуёй блестя, займёт местечко скромная змея, а также лошадь, и баран, и обезьяна, и петух, собака верная и добрая свинья!
Верблюд: Как жаль, что я проспорил мышке, такой смышлёной крошечной малышке.
Мне стыдно перед вами, звери, хочу уйти я поскорее!
Свинья: Ты оставайся с нами тут, узнай про всё ты, друг – верблюд!
Собака: Солнце с востока утром встаёт, и целый день светит нам до заката,
К вечеру землю греть устаёт, за гору прячется на ночь на запад.
Будамшу: Вот с тех пор и повелось, отсчитывать каждый год по календарю, который назвали
восточным.
Каждый год имеет своё название: 1год мыши, 2 год быка, 3год тигра,4 год зайца, 5 год дракона,
6 год змеи , 7 год лошади,8 год барана, 9 год обезьяны,10 год петуха,11 год собаки, 12 год
свиньи.
Нынче к нам пожаловал год синей деревянной лошади.
Лошадиный год встречая, всем здоровья мы желаем,
Чтоб росли вы и умнели, делать добрые дела умели.
Счастья много вам желаем и на Ёхор приглашаем.
Сагаалган отмечать, веселиться и играть.
(Дети выходят в хоровод и танцуют Ёхор)
Будамшу: «Ёхор» славно танцевали, а теперь и поиграем в бурятскую народную игру «Рукавичка»
(Звучит музыка, играющие по кругу передают рукавичку. У кого она осталась в руках, тот выходит и выполняет танец).
Будамшу: Вижу здесь так много музыкантов, будущих Бурятии талантов.
Пусть музыка звенит повсюду на радость замечательному люду.
(Группа детей в национальных костюмах на металлофонах исполняют бурятскую народную мелодию «Туяна»)
Будамшу: Славно играли музыканты. Видно сразу, что таланты. А мне хочется исполнить песню « Тоонто нютаг»
( Будамшу и дети исполняют песню хором).
Будамшу: Земля наша богата равнинами, степями,
А также широченными бескрайними полями.
Здесь воздух чист, средь высоченных скал,
Здесь бьёт о берег озеро Байкал.
Узоры небывалой красоты,
Глазами добрыми вокруг увидишь ты.
-Я знаю ещё одну народную игру «Ниточка и иголочка», хотите, попробуем вышить красивые узоры?
(Проводится игра. Водящий Будамшу хлопком рук приглашает индивидуально каждого из детей, те бегут по очереди друг за другом в порядке приглашения выполняются разные комбинации построения по типу «Змейка» и уводит всех участников мероприятия в класс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"
Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.
Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"
Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...
План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"
План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....
Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта».
Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта»....