Конспект внеклассного мероприятия «Сагаалган»
план-конспект по музыке

Полякова Надежда Владимировна

Цел    Знакомство учащихся с  обычаями и традициями бурятского народа в праздновании праздника . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sagaalgan_-_konspekt.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия «Сагаалган»

Цели : Познакомить учащихся с  обычаями и традициями бурятского народа в праздновании праздника .  

Мероприятие проводится  в помещении актового зала. Зал празднично оформлен: на центральной стене красочно  нарисованное оформление - силуэт юрты, по краям рисунки,  людей в бурятских национальных костюмах,  на полу у центральной стены макет горы. За горой спрятано солнце(на леске протянутой в отверстие прикреплённое к потолку). Текст и стихи  автора – Поляковой Н.В.

 Хозяйка в бурятском костюме:

       Все собрались мы сегодня, чтоб отметить Сагаалган.

       Рада каждая девчонка и весёлый мальчуган.

       Все в большой семье бурятской очень дружно мы живём.

       Вместе сестры мы и братья, все танцуем и поём.

Дети исполняют песню «Сагаалган».

Хозяйка в бурятском костюме:

                        Сагаалган, сагаалган, собирай друзей

                        Пусть же гости придут к нам сюда скорей.

  Звучит бурятская музыка, в зал входит Будамшу – герой  весельчак бурятских рассказов.

Будамшу: Здравствуйте, друзья! К вам на праздник я пришёл, как у вас здесь хорошо!  (смотрит по сторонам, разглядывая всё вокруг).

Хозяйкав бурятскомом костюме:

      Гостя доброго встречая, молоком мы угощаем.

      Ведь обычай у бурят таков: на Сагаалган всех угощают молоком.

     А ещё каждый гость отведать рад из сметаны вкусный саламат.

(Будамшу на хадаке преподносится пиала с молоком, он угощается и благодарит хозяйку).

Будамшу: Месяц на небе белеет, звёзды яркие блестят,

                  Они для всех ребят скорее сказку рассказать хотят.

                    Вы любите сказки? Я расскажу вам одну бурятскую народную сказку, называется она «Мышь и    верблюд».

-Однажды один большой и глупый верблюд заспорил с маленькой но умной мышкой, что первый увидит восход солнца после звёздной ночи. ( Фоном тихо звучит бурятская мелодия, выходят дети в костюмах мышки и верблюда и выполняют пластическо - мимические движения в такт музыки – импровизация, с окончанием музыки верблюд ложится на коврик, задрав «мордочку» на запад, мышь стоит за верблюдом, повернувшись мордочкой на восток).

-Глупый верблюд думал, что солнце встаёт  от туда, куда садится на закате. Лёг он мордой к западу и немного задремал, а маленькая мышка взобралась ему на горб и повернулась мордочкой к востоку,терпеливо ждала когда же проснётся солнце.

(На леске поднимается солнце – показываются первые лучи)

-Появились первые лучи солнца.

Мышь: Солнце, солнце, я первая увидела восход солнца!

Верблюд:  Не может быть, что солнце появляется с востока?!  (удивлённо)

                  Ведь должно быть так: куда солнце скрывается, оттуда и появляется!

Будамшу: Вслед за мышкой восход солнца увидели (выходят дети в костюмах животных – выполняют импровизации  движений характерные каждому персонажу) -  корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, петух, собака и свинья. (Дети в костюмах животных под звучание  бурятской мелодии подходят к мышке и образуют  вокруг неё и водят  хоровод, верблюд обиженный стоит в стороне.

С окончанием мелодии становятся полукругом или на определённые места, обращая внимание на верблюда)

Тигр: Ты, верблюд, совсем не прав,

           Ты уйми свой гордый нрав.

           Мы свидетелями были, мышь тебя опередила.

Заяц: Солнышко встаёт с востока.

           И лучом, своим потрогав, пробуждает лес и горы.

           Все необъятные просторы.

Мышь: Раз первая я солнце увидала, то первою в календаре восточном встану.

              За мной бык будет, тигр, заяц и дракон.

Не нарушая наш закон, на солнце, чешуёй блестя, займёт местечко скромная змея, а также лошадь,    и баран, и обезьяна, и петух,  собака верная и добрая свинья!

Верблюд: Как жаль, что я проспорил мышке, такой смышлёной крошечной малышке.

 Мне стыдно перед  вами, звери, хочу уйти я поскорее!

Свинья: Ты оставайся с нами тут, узнай про всё ты, друг – верблюд!

Собака: Солнце с востока утром встаёт, и целый день светит нам до заката,

               К вечеру землю греть устаёт, за гору прячется на ночь на запад.

Будамшу: Вот с тех пор и повелось, отсчитывать каждый год по календарю, который назвали  

восточным.

               

  Каждый год имеет своё название: 1год мыши, 2 год быка, 3год тигра,4 год зайца, 5 год дракона,

             

  6 год змеи , 7 год лошади,8  год барана, 9 год обезьяны,10  год петуха,11 год собаки, 12 год

свиньи.

             

  Нынче к нам пожаловал год синей деревянной лошади.

                Лошадиный год встречая, всем здоровья мы желаем,

                Чтоб росли вы и  умнели, делать добрые дела умели.

                Счастья много вам желаем и на Ёхор приглашаем.

                Сагаалган отмечать, веселиться и играть.

(Дети выходят в хоровод и танцуют Ёхор)

Будамшу: «Ёхор» славно танцевали, а теперь и поиграем в бурятскую народную игру «Рукавичка»

(Звучит музыка, играющие по кругу передают рукавичку. У кого она осталась в руках, тот выходит и выполняет танец).

 Будамшу: Вижу здесь так много музыкантов, будущих Бурятии талантов.

                   Пусть музыка звенит повсюду на радость замечательному люду.

(Группа детей в национальных костюмах  на металлофонах исполняют бурятскую народную мелодию «Туяна»)

Будамшу: Славно играли музыканты. Видно сразу, что таланты. А мне хочется исполнить песню « Тоонто нютаг»

( Будамшу и дети исполняют песню хором).

Будамшу:  Земля наша богата равнинами, степями,

                     А также широченными бескрайними полями.

                     Здесь воздух чист, средь высоченных скал,

                     Здесь бьёт о берег озеро Байкал.

                     Узоры небывалой красоты,

                     Глазами добрыми вокруг увидишь ты.

-Я знаю ещё одну народную игру «Ниточка и иголочка»,  хотите, попробуем вышить красивые узоры?

(Проводится игра. Водящий Будамшу  хлопком рук приглашает индивидуально каждого из детей, те  бегут по очереди друг за другом в порядке приглашения выполняются разные комбинации построения по типу «Змейка» и уводит всех участников мероприятия в класс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"

Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия  по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...

План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"

План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....

Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта».

Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта»....