8 класс 2 четверть урок музыки
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 четверть 8 класс
Тема: Э. Григ Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Мультимедийная презентация подкрепляет слуховые представления, сделает изучаемые произведения более наглядными и яркими для восприятия.
Так как это не первое знакомство с музыкой Э. Грига, возможно прослушивание не всех 5 произведений целиком, а в виде музыкальных законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в презентации приводится не полностью, а частично..
Цель: углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.
Задачи:
- расширение знаний о творчестве Э. Грига;
- совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
- развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;
- формирование устойчивого интереса к классической музыке.
Оборудование и музыкальный материал: диапроектор; экран; ноутбук; презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).
Структура урока: организационный момент; повторение изученного материала; закрепление изученного материала; практическая работа; диагностика; оценивание.
Виды деятельности учащихся: слушание музыки; выполнение творческого задания в процессе слушания музыки; наблюдение музыки по нотам; ответы на поставленные вопросы.
Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой; стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций; обобщение; анализ.
Ход урока
[Слайд № 1]. У.:
Театр на протяжении нескольких тысячелетий был для человека зеркалом, отражающим прекрасные и дурные стороны жизни. Иногда - волшебной сказкой, мечтой, за которой мчишься всю жизнь, а иногда - «увеличительным стеклом», глядя через которое видишь вдруг смешные стороны жизни, глупость и мелочность людских поступков.
Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка – необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра.
Подобная судьба была уготована и пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Только с бессмертной музыкой его соотечественника - Эдварда Грига - стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей.
В любом музыкальном произведении есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы.
Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.
[Слайд № 2]. Сегодня мы вспомним творчество норвежского композитора Эдварда Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
[Слайд № 3].
1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен - норвежский драматург.
2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.
[Слайд № 4].
3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга? Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.
4. Что такое сюита? Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.
5. Нам помогут вспомнить сведения о Эдварде Григе предложения с пропущенными словами.
[Слайд № 5]
1. Эдвард Григ - великий норвежский композитор, … , … (пианист, дирижер).
2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).
3. Он написал много замечательных произведений в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”, вокальные произведения).
4. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).
5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).
[Слайд № 6].
У.: Музыка Грига вышла за рамки простого сопровождения и приобрела самостоятельное значение, самостоятельным художественным произведением. Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.
[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни.
Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену.
Кто же он герой поэмы? В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...
Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...
В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.
Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.
ЗАДАНИЕ !
Прочитайте сюжет поэмы, выпишите из текста слова характеризующие жизненное кредо главного героя (убеждение этого человека, ценности которыми он живёт, которые хочет достичь) .
Называют слова.
Коллекция иллюстраций Николая Рериха к постановке «Пер Гюнт» в Московском художественном академическом театре (МХАТ).
Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену.
Своеобразным рефреном –лейтмотивом родины сквозь всю музыку к драме проходит поэтичная музыкальная зарисовка «Утро» и лирическая «Песня Сольвейг».
[Слайд №8]. “Утро”.
У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.
[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,57 сек.
4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?
5. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?
[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?
7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”? Образ-пейзаж.
[Слайд № 11].
8. Заполни таблицу (Приложение 1).
Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе: (1).
[Слайд № 12]. “Смерть Озе”.
[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.
[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 4,38 сек.
[Слайд № 15]. 4. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?
[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена.
6. Заполни таблицу (Приложение 1): (2). “Смерть Озе”.
[Слайд № 17]. “Танец Анитры”.
[Слайд № 18]. У.: Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в танце хочет очаровать Пера своей красотой.
[Слайд № 19]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,35 сек.
[Слайд № 20].
4. Какой оркестровый состав в пьесе “Танец Анитры»
5. Можно ли назвать эту пьесу портретом?
6. Заполни таблицу (Прил. 1): (3). “Танец Анитры”.
[Слайд № 21]. “В пещере горного короля”.
1. Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт” имеет фантастический характер?
У.: Горный король – это тот самый злой король троллей. Это он внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал совершать дурные поступки. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.
“Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне”.
Г. Ибсен
[Слайд № 22]. Слушание музыки. Фрагмент из мультипликационного фильма “Гномы и горный король”. 2,34 сек.
2. Созвучны ли стихи музыке?
3. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”?(вариации)
[Слайд № 23]. 4. Что изменяется с каждым проведением темы пьесы “В пещере горного короля”?
[Слайд № 24] 5. Какие инструменты мы видим на экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В пещере горного короля”?
[Слайд № 25]. 6. Как вы думаете, какой образ присутствует в пьесе: образ-настроение или образ-сцена? Образ-сцена.
7. Заполни таблицу (Приложение 1): (4). “В пещере горного короля”.
У.: Вторая сюита тоже состоит из четырех частей: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта” и “Песня Сольвейг”.
[Слайд № 26]. “Песня Сольвейг”.
У.: В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.
[Слайд № 27]. 1. Что такое лейтмотив? Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж
[Слайд № 28]. 2. Какой дополнительный инструмент появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его использовал? (Арфа).
[Слайд № 29]. “Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии”, - писал Григ о “Песне Сольвейг”.
[Слайд № 30]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 5,20 сек.
3. В какой форме написана “Песня Сольвейг”? Каков характер каждого раздела? Песня Сольвейг написана в куплетной форме. Запев и припев — два разных музыкальных образа, контрастных между собой
[Слайд № 31] 4. Выполнение творческого задания под музыку. Необходимо раскрасить два контура Сольвейг в соответствии с настроением каждого раздела . 5,20 сек. Приложение 2.
Дети показывают свои работы.
5. Заполни таблицу (Прил. 1): (5). “Песня Сольвейг”.
[Слайд № 32]. Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.
[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы теста.
1. Норвежский драматург, автор пьесы “Пер Гюнт”:
а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.
2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?
а) Анитра; б) Сольвейг.
3. В какой пьесе появляется тема троллей?
а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.
4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?
а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.
5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?
а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.
6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?
а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.
7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?
а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.
8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?
а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”
9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?
а) “В пещере горного короля”; б) “Танец Анитры”.
Викторина. Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.
“Утро” |
|
Смерть Озе” |
|
“Танец Анитры” |
|
“В пещере горного короля” |
|
“Песня Сольвейг” |
|
[Слайд № 34].
Рефлексия -Подведение итогов.
У.: Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?
У.: Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.
Многие режиссеры в разных странах неоднократно обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в своих постановках музыку Эдварда Грига.
[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть или прочесть – лишь почувствовать, пережить. Слушая музыку, мы способны разделить те же чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.
1. Почему вы легко определили настроение и образ каждого музыкального номера сюиты? Что помогло вам?
2. Как выразительные средства способствовали созданию образа?
3. Если изменить некоторые выразительные средства, изменится ли образ произведения?
4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ?
[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э. Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем”. Музыка Грига проверена временем, и об этом говорят многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до сих пор в разных странах.
[Слайд № 37].
Домашнее задание. Это произведение популярно и в наши дни. Количество обработок достигает нескольких десятков, включая танцевальные версии, рок-обработки. В интернете найдите информацию о постановках спектаклях, балетах на сюжет драмы «Пер Гюнт»
Критерии оценивания: активность учащихся на уроке; качество выполнения творческих заданий; количество правильных ответов в письменной работе.
Заключение
“Пер Гюнт” - величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Заполни таблицу.
Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе:
1. «Утро»;
2. «Смерть Озе»;
3. «Танец Анитры»;
4. «В пещере горного короля»;
5. «Песня Сольвейг».
Проставьте нужные номера музыкальных отрывков рядом с определениями.
Общий характер | Темп | Мелодия |
Скорбный, сумрачный | в темпе марша | Пастуший наигрыш |
Печальный, с щемящей грустью | темп мазурки | Напевная, в народном духе |
Капризно-изменчивый | не спеша, с грустью | Причудливо-настороженная |
Загадочный, фантастический, таинственный | Allegro pastorale | Ажурная, изящная |
Спокойно-безмятежный | Andante | Печальная, строгая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"
Учебные цели урока:1. Сформировать представления о тембре.2. Обобщить представление об интонации.3. Закр...
урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"
Учебные цели:1. Сформировать представления о тембре.2. Обобщить представление об интонации.3. Закрепить навыки...
урок музыки в 5 классе тема урока: "Музыка в красках"
Учебные цели:1. Сформировать представления о тембре.2. Обобщить представление об интонации.3. Закрепить навыки...
И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки
КомпозиторИсполнительСлушатель...
Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....
Презентация к уроку музыки. 8 класс. Тема урока: "Музыка в кинофильмах".
Презентация к открытому уроку музыки "Музыка в кинофильмах"....
- Мне нравится (1)