« Оздоровление музыкой»
методическая разработка по музыке на тему
Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_na_sayte_pedagogicheskogo_kluba.docx | 351.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka
« Оздоровление музыкой»
Номинация «Предметы эстетического, здоровьесберегающего, профориентацонного и технологического направления» (музыка).
Языкова Оксана Николаевна,
учитель музыки.
МБОУ СОШ с Восток, Поронайского района, Сахалинской области.
Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства как классического, так и народного.
Она имеет единые цели с общей педагогикой: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Объект артпедагогической науки: сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности.
Предмет артпедагогической науки: закономерности образовательного процесса, имеющие место, когда мы используем искусство.
Объект артпедагогической практики: реальное взаимодействие участников педагогического процесса при посредстве искусства.
Предмет артпедагогической практики: процесс обретения участниками педагогического процесса этического и эстетического иммунитета.
Актуальность.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, что ведёт к хронической перегруженности учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Цели и задачи:
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- Создание условий для развития творческой активности как одного из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического здоровья школьников;
- Приобщение учащихся к произведениям высокого музыкального искусства;
- Развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности;
- Приобретение устойчивости к воздействию любых неблагоприятных факторов внешней среды;
Обеспечение жизни, здоровья, развития, образования детей в условиях жизни в районах, приравненных к Крайнему Северу - важнейшая задача, стоящая перед учителем. Особенности физического развития школьников, проживающих в этих районах, сказываются и на художественно - эстетической стороне образования, представленной предметами образовательной области « Искусство». Здесь учителям музыки хорошо знакома проблема детских голосов, отличного от других регионов России. Частые простудные заболевания приводят к хрипу, сиплости голоса. На успешное обучение в школе влияют многие факторы, но, прежде всего, здоровье, физическое или психическое, сказывается на качестве образования учащихся. Универсальной областью знаний, воздействующей на укрепление здоровья школьников, является музыка. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Поэтому в современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Вокалотерапия.
Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. А. И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокала, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье, Значит, если голос слаб, потускнел, надо укреплять, тренировать голосовые мышцы.
Взяв на вооружение упражнения по « реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности в голосе.
Упражнения А. И. Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы, тембрации при физвокале, дают возможность тренировать организм, мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом.
Одно из упражнений физвокализа: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи. Высоко поднимите голову (« столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не стоит. Когда ребёнок своим голосом, которым разговаривает, поёт свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А распев слова или слога развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Главное качество певческого вдоха - бесшумность - при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечёт за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, создаются условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции, усиливается релаксационный момент. Напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, так как огромная нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы. Мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.
Прежде чем научиться правильно дышать, необходимо осознать роль дыхания в жизни человека. Ученикам младших классов можно, например, предложить ответить на ряд вопросов: сколько человек может прожить без пищи? А кислорода? И т. д. Дети сами приходят к выводу, что дыхание первооснова жизни. А правильное дыхание выполняет ещё и профилактическую (дыхательная гимнастика) и терапевтическую
( коррекционную) задачи, не говоря уже о роли правильного дыхания в вокально-хоровой деятельности.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней.
Дыхательные упражнения можно разделить на две группы: полное дыхание и специальные дыхательные упражнения. Ко второй группе относятся попеременное или раздельное дыхание, звукодвигательные упражнения с выдохом звуков «с - з—ж». Например, для снятия напряжения рекомендуется выполнять дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука «у». сделайте энергичный выдох. Повторите 6-7 раз.
Самое правильное - полное дыхание. Оно вентилирует лёгкие, увеличивает поступление кислорода в кровь; воздействует на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, помогает выводу шлаков из организма.
Для овладения полным дыханием необходимо освоить три типа дыхания: нижнее, то есть диафрагмальное или брюшное, среднее, то есть грудное, и верхнее, или ключичное. Школьникам младшего возраста тяжело освоить полное дыхание, поэтому лучше постараться восстановить диафрагмальное - способность дышать животом.
Хоровое пение - не только достижение мировой культуры, но и непревзойдённое средство музыкотерапии. Недаром М. Щетинин высказал мысль о том, что учиться петь - это «учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроением».
Систематический мониторинг состояния здоровья детей позволил выявить уникальные результаты. Три года занятий хоровым пением - и жизненный объём лёгких становится как пловцов.
На уроках музыки с успехом может применяться следующий комплекс упражнений, позволяющий в процессе тренировки дыхания и голоса добиваться значительных результатов в процессе оздоровления детского организма.
Упражнение 1: Ритмическая ходьба с пением. Развивает координацию и чувство ритма. Увеличивает объём лёгких.
Упражнение 2: Потягивания и наклоны: при исполнении высокого звука ребёнок тянется руками как можно выше, при самых низких звуках делает глубокие наклоны. Упражнение развивает не только слух, но и гибкость, улучшает кровоснабжение мозга.
Упражнение 3: Руки поставить на нижние рёбра по бокам. Глубокий вдох диафрагмой. Задержка дыхания. При правильном выполнении плечи не поднимаются, столб воздуха давит на диафрагму. Глубокий, полный выдох с одновременным наклоном туловища. Упражнение развивает дыхательную систему: при увеличении объёма лёгких улучшается их кровообращение.
Упражнение 4: мягкий вдох диафрагмой выполняется одновременно через рот и нос. Фрагментарный выдох с задержками дыхания. При этом происходит массаж среднего уха, улучшается кровоснабжение дыхательной системы.
Следующая серия упражнений применяется на первых занятиях. У детей, овладевших первичными вокальными данными, надобность в этих дыхательных упражнениях, оторванных от « вокализации», отпадает. Ведь систематический показ и контроль правильности певческого дыхания, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, сам процесс пения- всё это способствует выработке широкого дыхания. Увеличивает объём лёгких, оздоравливая тем самым поющего ребёнка.
Упражнение 5: Чтобы детям было легче освоить понятие « опора», нужно опоясать ниже талии по бёдрам туловище и предлагаем вздохнуть и « опереть вдох» на пояс. Этот способ даёт ребёнку наглядное понятие об « опорном», или грудобрюшном дыхании.
« Бабушкин пирожок».
Детям предлагается представить, будто они « нюхают бабушкин пирожок», для чего всем вместе (по знаку учителя) надо с удовольствием сделать вдох носиком, затаить на миг дыхание и с характерным звуком через рот выдохнуть.
Таким образом, это задание способствует спокойному, ненапряженному вдоху и помогает детям избавиться от зажатости, стремления к чрезмерному объёму вдыхаемого воздуха, поднятию плеч.
« Морозный узор».
В этом упражнении по сравнению с предыдущим удлиняется фаза выдоха и акцентируется внимание на его целенаправленность.
Здесь полезно также поменять и характер вдоха: быстрый вдох- удивление с последующей хорошей задержкой.
Надо вдохнуть по знаку учителя, на мгновение замереть и, сложив губу трубочкой (как будто хочешь поцеловать маму), медленно дуть перед собой « на морозный узор на стекле». Можно для проверки своего выдоха попросить детей подставить на небольшое расстояние от губ свою ладошку. Окончание выдоха может быть одновременным – по знаку учителя, а можно устроить соревнование: кто будет выдыхать дольше? Главное – объяснить ребятам, что при этом чрезмерный или напряжённый вдох с поднятием плеч приведёт их к противоположному результату.
Упражнение даёт учащимся почувствовать продолжительный, регулируемый выдох - основу дальнейших занятий вокалом.
К этому упражнению можно прибегать и в дальнейшем. В тех случаях, когда у хора не получается артикуляционно оформленный, так называемый «направленный» звук, способствующий хорошему унисону.
« Озвученный выдох».
Некоторые дети во время бесшумного выдоха незаметно « добирают» дыхание, часто сами того не замечая. Потому в этих упражнениях озвучиваем выдох, например, звуком с-с-с - упражнение « За окошком ветер», или звуком « ж-ж-ж»- упражнение « Пчёлка». Здесь как учитель, так и ученики могут проявить в выборе звука или названии массу фантазии.
Эти упражнения акцентируют внимание детей на беспрерывности выдоха, помогают его «услышать» и проконтролировать. А в упражнении « За окошком ветер» полезно добавить и эмоциональный компонент: во время выдоха по специальным знакам менять его силу, имитируя усиление и затихание ветра (заодно и выучить музыкальные термины крещендо и диминуэндо).
« Певческий выдох».
В этих вокально-дыхательных упражнениях делаем выдох непосредственно певческим, добавляя звуковысотное интонирование. В заданном регистре или на конкретном звуке дети после вдоха произносят звук «м-м-м» или «н-н-н», выдыхая так же « длинно», как и предыдущих упражнениях, но уже через нос. Здесь удобно сразу же перейти к вокальным упражнениям, начинающихся с этой же буквы.
« Радуга».
Упражнение не является собственно дыхательным, но направлено на умение своевременно брать дыхание во время пения, удерживая его до конца фразы, то есть на грамотную фразировку.
Его можно выполнять на начальном этапе, но уже тогда, когда дети познакомились с некоторым репертуаром. Суть заключается в том, что дети во время пения (или проговаривая нараспев) песни показывают специальными имитирующими жестами знаки дыхания - « галочки» и объединяющие фразу лиги.
В начале пения складываются ладошки слева от лица. Раскрыв слегка ладошки (знак дыхания), выдыхаем через носик, а с началом пения опять складываем их и « рисуем» в воздухе перед собой большую (как радуга) лигу слева направо. Заканчиваем вместе с окончанием фразы и сразу выдыхаем (через нос), раскрываем ладошки теперь уже справа от лица и поём « в обратную сторону». И так до конца песни. Учитель показывает, стоя перед детьми всё в зеркальном отражении.
Это упражнение делает структуру мелодии как бы зримой и приучает детей дышать во время пения грамотно и осознанно.
« Непроизвольный выдох». Взрослый нажимает на плечи сидящего ребёнка и предлагает ему подняться; ребёнок, упираясь ногами в пол, выпрямляет спину и затаивает дыхание; взрослый убирает руки – и ребёнок непроизвольно выдыхает.
« Паровоз».
Ребёнок кладёт руку себе на живот, чтобы почувствовать дыхание животом. Делает глубокий вдох и на медленном выдохе произносит длинное « ту»: тянет длинную ноту или разбивает на четверти - ту-ту-ту и т. д. Это упражнение можно делать с двумя детьми. Один тянет, второй считает до четырёх и т.д.
« Пресс».
Упражнение для диафрагмы. Ребёнок держит руки на животе. На счёт1-2- напрягает живот, 3-4- расслабляет живот.
« Пулемёт».
Упражнение для диафрагмы. Ребёнок кладёт руки под рёбра, делает глубокий вдох животом. На выдохе говорит твёрдо, отрывисто « тю-тю-тю».
Признаком правильности звучания служит лёгкая вибрация грудной клетки, которая должна ощущаться, если приложить руку к верхней части груди, коснувшись пальцами ключицы. Когда звук произносится вяло или направлен в носоглотку, вибрации не будет.
Упражнения повторять 1-3 раза подряд, не более.
Оценка результативности над формированием культуры дыхания может осуществляться по динамике жизненной ёмкости лёгких по состоянию центральной нервной системы, которая, в свою очередь, влияет на эндокринную систему и весь организм в целом. Поэтому, тренируя дыхание, можно не только обеспечить увеличение резервов здоровья в процессе обучения, но и значительно повысить результативность и качество обучения.
Вокалотерапия в рамках занятий «Школы полного дня»
- Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, длительность занятий - 25 мин.
- Размещение группы - полукруг.
- Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д.
Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс.
Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос.
Им наделён каждый из нас.
Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь и выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях.
Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Вокалотерапия – терапия звуком. Языковая музыка – это музыка эмоций, образов, движений. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает лечению заболеваний дыхательных путей. Музыка воздействует на ребёнка с учётом его настроения, возраста, пола, времени года.
Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей актуален и современен.
На занятиях вокалотерапией предполагается работа по развитию интереса и любви к музыке, укреплению дыхательной системы, стенок кровеносных сосудов через дыхательные упражнения, пение, слушание музыки.
Целью программы стало: использование вокалотерапии, как метода профилактики простудных заболеваний, улучшения общего физического и психологического состояния.
Поставленная цель предполагает следующие задачи:
1. Регулирование, укрепление физиологических функций организма и, в первую очередь, дыхательной системы.
2. Снятие нервно-психического напряжения, достижение очищения (катарсиса) от негативного болезненного состояния, релаксация.
3. Повышение социальной активности, коммуникативности.
4. Общемузыкальное развитие, активизация творческого и интеллектуального начала.
Подбор репертуара и формы работы над ним происходит в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Учащиеся учатся петь вместе, слышать себя и слушать партнера, учатся коллективно работать.
Работа предполагает следующие мероприятия:
- Дыхательные упражнения;
- Упражнения для губ и языка;
- Оздоровительные паузы;
- Слушание музыки;
- Пение;
- Ритмическая гимнастика;
Прогнозируемый результат:
- снижение заболеваемости
- улучшение эмоционального состояния ребёнка;
- развитие психических и физиологических процессов;
- воспитание эстетического вкуса на примере и через восприятие, исполнение лучших примеров музыкального искусства;
- повышение уровня психологической комфортности в системе
« ученик- ученик», « ученик - учитель».
Ритмотерапия.
Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально - ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшает тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно - психическое напряжение. Помогают школьнику быстро и легко устанавливать контакты, дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально-ритмические упражнения.
- « Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский- Корсаков Ария Февронии из 1-го акта оперы « Сказание о невидимом граде Китеже», « Рассвет на Москва- река» из оперы М. Мусоргского « Хованщина»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.
- « Праздничный марш» (Н. Римский- Корсаков Вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова поднята.
- « Порхающая бабочка» (С. Рахманинов « Итальянская полька», И Штраус
« Полька - пиццикато»). Лёгкие пружинистые шаги или приседания с взмахами рук (ребёнок изображает бабочку).
- « Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
- « Делай как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
- « Вечное движение». Групповая ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное танцевальное движение.
- « Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого даётся команда « Стоп!». Следует замереть, проанализировав своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и бедности эмоций.
Ритмические движения.
- « Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
- Ритмизация собственных имён и фамилий.
- Ритмизация движений человека (спокойный шаг, бег, рубка дров, и так далее).
- Ритмизация движений различных животных.
- « Танец сидя».
- « Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но и также произвольное внимание и координацию движений).
Музыкотерапия.
В широком понимании, музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Конечная цель одна - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма, которую люди утрачивают в процессе неразумной жизни на планете Земля.
Музыкотерапия - это система психосоматической регуляции функций организма человека.
При музыкотерапии происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.
Музыкотерапия часто входит в состав арт-терапии (лечение искусством), которая представляет собой целый комплекс методов и приемов вовлечения людей, в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. Иногда преподносится как самостоятельный метод.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии ученикам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.
При активной музыкотерапии школьники сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).
Основной целью в данном случае, помимо лечебного воздействия, происходит интеграция ребёнка в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость (ложное стеснение), некоторые комплексы, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. С 1-го класса начинается знакомство ребят с музыкой П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, С. В. Рахманинова и других. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не стоит забывать, что и среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе и среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. Активные формы слушания высокой музыки могут занимать небольшую часть урока, особенно в младших классах. Для того чтобы музыка подействовала на ученика, наилучшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что необходимо сесть удобно, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на посторонние дела. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей « звучащей природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов мною подбираются музыкальные сочинения, которые наглядно раскрывают музыкальный образ.
Фольклорная арттерапия.
При сохранении « золотого фонда» композиторов - классиков и детского песенного репертуара существует необходимость усиления изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор- это естественная система интегрированной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности. В центре внимания деятельность – исполнительская и слушательская.
- Инсценирование русских народных песен;
- Задание « Разыграй песню»- исполнение народных песен с использованием характерных движений, мимикой жестов;
- Упражнения в выразительном, чётком ярком произнесении и пропевании.
Сказкотерапия.
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание. Велико значение сказки для поддержания душевного мира ребёнка. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке
- Слушание и участие в постановке отдельных сцен-(М. Коваль детская опера
« Волк и семеро козлят», П. Чайковский балеты « Спящая красавица» и
« Щелкунчик», С. Прокофьев симфоническая сказка « Петя и волк», балет «Золушка», Э. Григ сюита « Пер Гюнт» и другие).
Улыбкотерапия.
Известно, что когда вокальное произведение исполняется «на улыбке», звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
Заключение.
Следует в своей работе регулярно использовать все выше приведённые музыкально-педагогические и музыкально-терапевтические методы обучения для того, чтобы действительно происходило то чудесное воздействие музыки на ребёнка, которое оздоровило бы его как физически, так и духовно.
Но произойдёт это только в том случае, если учитель увидит в каждом ученике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы тёплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в газету "Оздоровление детей в походе"
… Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.(Пришвин Михаил Михайлович...
Программа оздоровления 5 класса "В здоровом теле-здоровый дух"
Виды и формы работы по оздоровлению учащихся класса...
Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей
В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое д...
Об эффективности оздоровления средствами музыки
Охрана здоровья – одна из основных задач образования. Одним из мощных лечебных средств, способных глубоко воздействовать на физическое и психическое со...
Оздоровление музыкой
Познавательное занятие для детей и педагогов...
Танцевальные упражнения под музыку на уроках физической культуры, как средство оздоровления обучающихся.
Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ус...
беседа "Оздоровление музыкой"
О терапевтическом действии музыки известно давно. Пение обладает большой оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения дисципл...