КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «Математические игры с музыкальным сопровождением».
консультация по музыке на тему

Булгакова Елена Васильевна

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям  множества, симметрии  и  формируют  музыкальные понятия.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:

«Математические игры с музыкальным сопровождением». 

          Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры.

           Когда мы  слушаем музыку – мы оказываемся во власти волшебных звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. 
          Несомненно, мнтгие считают, что искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства. 
          Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д'Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке") ; первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке". Эта работа 1727 года начиналась словами: "Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований все, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков". Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". И Гольдбах ему отвечает: "Музыка - это проявление скрытой математики". 
Почему же скрытой? Ведь в Древней Греции музыка прямо считалась частью математики, а еще точнее, разделом теории чисел. Первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор - тот самый, чьим именем названа знаменитая теорема. И в XVII веке французский философ, физик, математик Марен Мерсенн в трактате "Истина наук против скептиков или пирроников" также рассматривал музыку как отрасль математики. 
          Сегодня исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка, для нормального, гармоничного развития. 
Что значит «гармоничное развитие? ». Это связано как с физиологией, так и с работой мозга.
Воздействие музыки приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как музыкальные навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. И когда они объединяют свои возможности, результат оказывается фантастичным. 
           Математика связана с логическим мышлением, с работой левого полушария, в то время когда правое полушарие почти бездействует. Клетки левого полушария перегружаются (отсюда усталость, вялость, нежелание работать, торможение, а правого из-за недостатка пищи атрофируются. Возникает дискомфорт: мозг «перекашивается» в напряжении и даёт сбой и на телесном уровне. Чтобы избежать дисгармонии надо учитывать закон механики: чтобы достичь равновесия, необходимо загрузить не одну чашу весов, а две. 
            По этому поводу венгерский композитор и педагог Т. Шараи отвечает: «Перегрузка детей стала мировой проблемой в педагогике. По нашему опыту включение музыкальных уроков не увеличивает, а психологически уменьшает чувство перегруженности. Музыкальные занятия выполняют функцию разрядки». 
            Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками. 
            Игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», то есть координацию движения рук и пальцев. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между ней и зонами в головном мозге. Вот почему систематическая тренировка пальцев, игра одновременно обеими руками отлично развивает мелкую моторику и заодно развивает мышление, память, способности к письму и чтению. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. 
          В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. 
          Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. 
         Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей. 
         У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга. 
           Кит Девлин (известный математик и автор многих книг) в своей книге «Ген математики» указывает, что музыканты и математики одинаково используют для написания абстрактные обозначения тех паттернов (схем-образов), которые существуют в их уме. Опытный музыкант, читая музыкальные символы, сразу же «слышит» в своем уме те звуки, которые эти символы обозначают. Аналогичным образом, математик, читая математические символы, без промедления думает о математических выражениях (логических суждениях), изображаемых этими символами. 
Поэтому неудивительно, что аппаратная визуализация демонстрирует то, что деятельность мозга профессиональных музыкантов при прослушивании музыки сходна с мозговой деятельностью профессиональных математиков, решающих математическую задачу. Хотя визуализация мозга непрофессиональных музыкантов и математиков не всегда показывает задействование схожих участков, возникает потенциал для дополнения «математических» и «музыкальных» нервных путей друг другом, конечно, в случае, если ваш ребенок продолжит практиковать игру на музыкальном инструменте. 
           Не важно, играет ли ребенок и сочиняет музыку каждый день или просто любит танцевать под нее дома, обеспечивая ему «правильную» музыку для правильной цели, вы способствуете его обучению в целом и даете возможность преуспеть в математике. 
          Включайте музыку во время выполнения домашнего задания. Музыка активизирует нас эмоционально, интеллектуально и физически. Музыка помогает входить в состояние полного сосредоточения, позволяющего обрабатывать и запоминать большие объемы информации. В свою очередь, музыка барокко (например, произведения Баха или Генделя с ритмом от 50 до 80-ти тактов в минуту) создает «атмосферу внимания», которая способствует глубокой концентрации учеников в состоянии альфа-ритма мозга. Под такую музыку особенно эффективно учить слова, запоминать факты или читать. С другой стороны, энергичная музыка Моцарта помогает сохранять внимательность в те моменты, когда хочется спать, и не дает детям расслабляться во время чтения или работы над домашним заданием. 
Когда вы помогаете ребенку запоминать факты или цифры, будь то математические или любые другие, попробуйте положить информацию на ритм или рифму. Эти привлекающие внимание музыкальные элементы дадут мозгу нужную зацепку, чтобы затем вспомнить важную информацию в стрессовых ситуациях. Такие песни, напевы, стихи и даже рэп помогают лучше запоминать факты и важные подробности. 
              Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. 
Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.
 

Музыкальная математика

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям  множества, симметрии  и  формируют  музыкальные понятия.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

 В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.

 Как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания?

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются  знания цвета и формы предмета,  навыки  ориентировки в пространстве.  Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в журнале  "Музыкальная палитра” №2/ 2003год или в книге В.Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет» Москва, «Сфера» 2003 год.

 Математические песенки.

Песенка треугольников

Песенка квадратов

Песенка об отличии плоской и объёмной фигуре

Песенка о счёте десятками

Песенка про площадь предмета

 

«Танец  пальчиков»

Пальчиковая игра на порядковый счёт

Раз, два, три, четыре, пять –                  Выбрасывают пальчики из кулачка.

Вышли пальцы танцевать.                    Свободное движение ладошками.

Большой пустился в пляс,                   Круговые движения больших пальцев вокруг друг

Указательный в припляс.           Подушечки указательных пальцев касаются друг  друга.

 

Средний пальчик поклонился,      Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.

Безымянный притаился,                          Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.

А мизинчик удалец                               Сцепить мизинцы между собой.

Цепь сцепил и молодец!

 

Как же дальше танцевать?                          Тянут сцепленные пальцы.

Надо цепь нам разорвать!                           Разрывают связь в конце фразы.

 

«Озорные обезьянки»

Пальчиковая игра на обратный счёт

  1. Пять обезьянок прыгали в кроватке.

 Одна из них упала головою вниз.

  Мама к телефону, доктор отвечает:

  «Запретите детям прыгать, мисс!»

  1. Четыре обезьянки прыгали в кроватке.

 Одна из них упала головою вниз.

  Мама к телефону, доктор отвечает:

  «Запретите детям прыгать, мисс!»

  1. Три обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

    4. Две обезьянки прыгали в кроватке.

Одна из них упала головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

5.Одна обезьянка прыгала в кроватке.

 Одна из них упала головою вниз.

  Мама к телефону, доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать, мисс!»

6. Никто из обезьянок не прыгает в кроватке,

Никто из них не падает головою вниз.

Мама к телефону, доктор отвечает:

«Дети легли спать, дорогая мисс!»

 

«Тихая поляна, быстрая река»

Подвижная игра на ориентировку в пространстве

(на мелодию «Буги-вуги»)

        Дети встают в 2 колонны, повернувшись лицом в одну сторону.

        Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

         Это левая рука,   (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна,  (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

          Слева тихая поляна, (отводят левую руку)

Справа быстрая река. (Отводят правую руку)

Неужели стала правой моя левая рука?  (Удивлённо пожимают плечами)

Повернулись мы, и вот стало всё наоборот. (Поворачиваются на 180 градусов)

           Это правая рука, (отводят правую руку и ставят её на пояс)

           Это левая рука,   (отводят левую руку и ставят её на пояс)

Справа тихая поляна,  (отводят правую руку)

Слева быстрая река. (Отводят левую руку.)

Проигрыш. Бегают по залу врассыпную. Останавливаются на последний звук.

Раз, два, три! (3 хлопка у правой щеки)

          Раз, два, три! (3 хлопка у левой щеки)

          Свою сторону найди! (Ставят руки на пояс и топают ногами.)

          Дети быстро строятся в колонны. Побеждает команда, построившаяся первой.

 

 

«Забавные сардинки» (на мелодию укр. нар. песни «2 весёлых гуся»)

1.Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)

 Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой волну, правой и двумя вперёд)

2.Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой

 (руки согнуты в локтях на уровне головы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)

 Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка (лапками слева, справа и по средине)

 3.Юркнули сардинки под листок кувшинки –

 (левая рука на уровне груди, а правая ныряет под левую руку и наоборот)

 Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке

 (левая рука на уровне груди, а правой ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)

4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки».

 (хлопают по коленкам, грозят пальцем)

 Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой»

 (щелчки пальцами и гладят живот)

 5. И плывут сардинки снова с вечеринки (хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

 Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (ладошкой вправо, влево, вперёд)

«Мяу!»

Кубик «Ритмик»

Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

Давайте посчитаем (презентация)

Игра на счёт

 

Ритмическое  лото

Передавать   ритмический рисунок, играть  на музыкальных инструментах, выкладывать ритм  длинными  и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих  попевок:

«Небо синее»

«Мы идём с флажками»

«Всем нам нет семи лет»

 

«Полька-Анна»  И.Штрауса (презентация)

Игра на музыкальных инструментах

(треугольники, металлофоны, бубны, румбы, колокольчики)

 

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Игры с музыкальным сопровождением на уроках физической культуры.

В данной презентации даются игры для учащихся 1-11 классов со скакалкой и с мячом.  Эти игры являются оздоровительным средством  и создают положительный эмоциональный насторй....

Игра "Кто хочет стать миллионером?" (презентация с музыкальным сопровождением)

Данную игру провожу на предметной неделе географии и биологии. Ее лекго изменить, используя шаблон....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры с речевым сопровождением"

  Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекат...

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...