Разработка урока музыки «Джаз – искусство XX века»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Создание условий для формирования у учащихся представления о джазе как об одном из современных направлений в музыке.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки
автор Русина Татьяна Николаевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением музыки и ИЗО»
города Бийска Алтайского края
Класс: 6
Тема: «Джаз – искусство XX века»
Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка»
Цели:
- Создание условий для формирования у учащихся представления о джазе как об одном из современных направлений в музыке.
- Создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение метода синектики.
- Создание условий для воспитания личности, готовой участвовать в диалоге культур.
Задачи:
- познакомить со стилем “джаз”; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;
- выделить характерные жанровые особенности джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов;
- создать условия для развития художественно-образного, творческого мышления учащихся;
- развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами;
- помочь детям создать художественный образ;
- создать условия для воспитания эстетического вкуса вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (учитель делит учащихся на группы самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности учащихся: творческие способности, уровень познания, индивидуальный темп работы, лидерские качества; группы должны быть постоянными); коллективная.
Методы:
- метод синектики;
- метод художественно-педагогической драматургии;
- метод коллективного осмысления;
- метод художественного исполнения;
- метод создания эстетического пространства;
- метод организации диалога;
- метод наблюдения и сравнения;
- метод перевода в другую модальность.
Оборудование:
- атрибуты для создания образа Джаза: гуашь, бумага А3, А 4, кисти, ручки, фломастеры;
- презентация по теме урока;
- записи с музыкальными фрагментами: диксиленд, спиричуэл, блюз, регтайм, Дж.Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» в исполнении Эллы Фитцджеральд.
ДМИ:
- маракасы
- румба
- бубен
- барабан
ТСО:
- муз. центр
- фортепиано
- мультимедиа
План – конспект урока
Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству. | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |||
Здравствуйте, учитель! Отвечают на приветствие учителя. Улыбаются, поют. | Здравствуйте, ребята! Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие. | Учащиеся настраиваются на продуктивную работу | |||
2. Подготовка к изучению нового материала. Вовлечение учащихся в определение темы урока Цель: создание условий для формирования мотивации к учению Задачи: - подготовить учащихся к восприятию нового материала; - вовлечь в определение темы урока. | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |||
Внимательно слушают музыку, наблюдают за ее особенностями. Отвечают на вопросы учителя: -Джаз. -Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов. | Вводит интригу: -Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный мистер, имени которого пока мы не знаем. Кто он? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я точно знаю, что родился он на юге США в 20-е годы прошлого века. Предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя. Внимание (звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент). -Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. Кто он? -Каков его характер? -Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли понять, что это мистер Джаз? -Вы все правильно подметили. Молодцы! | Интрига, предложенная в начале урока, и звучащая музыка способствуют мотивации деятельности учащихся на уроке и активизации внимания. Учатся различать особенности художественных средств выразительности, музыкального языка. Делают художественный анализ с целью выделения признаков джаза. | |||
3. Целеполагание Задачи: вовлечь учащихся в постановку учебных задач | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |||
-Выявить, определить характерные черты джаза. -Узнать, какие музыкальные инструменты используются в джазовой музыке. -Определить, каков ритм джаза. | -Итак, тема нашего урока «Джаз – искусство XX века». На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы узнать что-то новое, необходимо поставить вопросы: «Что мы хотим знать?», «Чему мы сегодня будем учиться?» В качестве подсказки три слова и словосочетания: (выведены на экран) джаз, музыкальные инструменты, ритм. | Учатся формулировать и удерживать учебную задачу | |||
4. Открытие новых знаний Цель: создание условий для знакомства с новым материалом Задачи: - познакомить с терминами и характерными особенностями стилей джазовой музыки | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |||
Учащиеся работают с учебной картой: знакомятся с терминами, слушают музыкальные фрагменты. Учащиеся читают определения музыкальных терминов: Спиричуэл – песни северо- американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев (звучит муз. фрагмент). Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком (звучит муз. фрагмент). Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение (звучит муз. фрагмент). | -Чтобы лучше представить образ Джаза, познакомимся с его истоками. Положите перед собой учебную карту, найдите джазовые термины. Эти необычные слова – названия жанров, которые впоследствии стали прародителями джазовой музыки. Давайте познакомимся с ними и понаблюдаем за их особенностями. Учитель организует слушательскую деятельность. | Учатся строить логическую цепь рассуждений. Учатся воспринимать и анализировать особенности разных стилей музыки. | |||
5. Актуализация знаний (слушание, анализ, исполнение) Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся - учить выделять жанровые особенности джаза: синкопированный ритм; преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов; - учить слушать, анализировать, исполнять музыкальное произведение. | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||
Учащиеся слушают музыку, раскрывают те специфические средства выражения содержания, характерные только для джаза - особенности ритма, характера музыки, импровизации. С помощью словаря эстетических эмоций определяют характерные особенности джазовой музыки. Записывают в учебную карту. Отвечают на вопросы учителя: -энергичность, ритмичность, создает позитивный настрой, дарит радость и т.д. -саксофон, труба, гитара, фортепиано, барабаны. Учащиеся рассматривают изображения музыкальных инструментов на экране. Называют эти инструменты. Слушают песню в исполнении учителя, поддерживая ритмическим аккомпанементом. Затем поют все вместе, ритмично щелкают пальцами рук. Благодарят друг друга аплодисментами. Знакомятся с известными исполнителями джазовой музыки. | Учитель организует слушательскую деятельность: -Внимание, сейчас вы услышите яркий образец джаза. Слушая музыку, определите, какие характерные черты унаследовал джаз от каждого из своих предшественников? Подберите слова, определяющие характер музыки. Запишите выбранные слова в учебную карту. Вам в помощь словарь эмоциональных терминов. Внимание (звучит музыкальный фрагмент). -Какие характерные черты джаза вы определили? Молодцы, спасибо. -Скажите, на каких музыкальных инструментах исполняют джазовую музыку? Давайте еще раз вспомним, как выглядят музыкальные инструменты, на которых традиционно исполняют джаз. Учитель демонстрирует в презентации изображение музыкальных инструментов, на которых исполняется джаз. Организует вокально-хоровую работу. - Чтобы лучше почувствовать характерный сбивчивый ритм, в котором акцент не на сильную, а на слабую долю, давайте споем куплет известной джазовой песни «Хлопай в такт, друг». Можно прихлопывать ладошками или щелкать пальцами (текст на экране). Встаньте рядом со стульчиками. Сначала я спою куплет два раза, вы отбиваете только ритм и запоминаете мелодию, а затем вместе споем еще раз (исполнение песни). Какие вы молодцы, спасибо. Настоящий джаз – бэнд получился. Похлопаем друг другу. Садитесь, пожалуйста. Знакомит с известными исполнителями джазовой музыки. Я увидела в вас будущих исполнителей джаза. Я слышу среди ваших голосов голоса звёзд джазовой музыки – Луи Армстронга, Гленна Миллера, Джорджа Гершвина, Бэсси Смит, Леонида Утёсова– одного из первых исполнителей джаза в России, Эллы Фитцджеральд, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы, Игоря Бутмана. | Учащиеся подводят полученную информацию под понятие джаз, выводят следствия Учатся удерживать учебную задачу. Ученики проявляют навыки в вокально-исполнительской деятельности, эмоциональной отзывчивости. Исполнение песни «Хлопай в такт, друг» способствует также снятию эмоционального и психологического напряжения. | |||
6. Первичное осмысление и применение изученного материала Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение мето- да синектики Задачи: - создать условия для развития художественно-образного и творческого мышления учащихся; - развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |||
Учащиеся работают в группах. Игра “Художники ” Примеряют роли творческих профессий. Создают художественный образ мистера Джаза, используя средства художественной выразительности литературы, музыки и ИЗО. Демонстрируют и защищают свои творческие проекты. . | Игра “Художники ” А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью средств художественной выразительности различных видов искусств. У нас 4 группы. Каждому достанется роль художника, вы примерите ее и будете творить. Первая группа - « Вы – живописцы» - будет создавать образ средствами изобразительного искусства. Вторая группа – «Писатели»- будет создавать образ средствами литературы, т.е. образным словом. Третья группа примерит роль композиторов и сочинит музыку, изображающую образ мистера Джаза (с использованием детских шумовых инструментов и фортепиано). Четвертая группа «Модельеры - дизайнеры»-представьте и придумайте эскиз костюма для мистера Джаза. На творческую работу отводится 10 минут. Я вам буду помогать. Сначала обсудите свой замысел. Здесь вам помогут учебные карты, в которых записаны черты джаза. Возьмите художественные средства и приступайте (учащиеся создают образ мистера Джаза, учитель помогает им). Я вижу, что вы уже готовы представить всем свои творческие проекты. Необходимо аргументировать, почему вы создали образ мистера Джаза именно так. Спасибо, молодцы. Вы сумели изобразить образ таинственного мистера Джаза. | Учатся работать в группах, проявлять инициативность и творческую интуицию, проводить аналогии. Метод синектики стимулирует творческую активность учащихся. Учатся выступать публично. | |||
7. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||
Отвечают на вопросы учителя: - Мы поставили для себя учебную задачу: выявить, определить характерные черты джаза. - Да. -Жизнерадостность, романтичность, яркость, ритмичность | -Вернемся к учебной задаче, которую вы поставили в начале урока. Как она звучала? Скажите, вы решили эту задачу? -Назовите характерные черты джаза? Учитель предлагает в качестве рефлексии определить индекс активности учащихся: - Мне хочется узнать, как вы сами себя оцениваете? У вас на столе лежат карточки с буквой А, а. Те, кто считает, что он был очень активен на уроке, поднимите большую букву А (учитель считает вслух и записывает на листок). Те, кто считает, что мог бы проявить больше активности, но не проявил сегодня – маленькую букву а. По особой формуле я высчитываю индекс активности класса, внимание! (( кол.А + кол.а:2) : 26. 8,6, а максимальный индекс 10. Ребята, есть к чему стремиться. Это заслуживает аплодисментов! В заключении я познакомлю вас с “золотым голосом” Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей. Да, на сцене она – сама Элла Фитцджеральд (звучит музыка, на слайде портрет Э. Фитцджеральд). В качестве домашнего задания я попрошу вас послушать эту песню и написать отзыв. А мистер Джаз и я прощаемся с вами. Спасибо за сотрудничество! До новых встреч, юные ценители искусства. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Учатся обобщать и анализировать полученную информацию. Прием определения индекса активности учащихся способствует развитию самооценки, анализа своей деятельности на уроке. Формируется способность погружаться в музыку, развивается художественно-образное мышление. Формируется способность планировать свою деятельность. Учащиеся учатся чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии видов и жанров. |
Приложение
Учебная карта
Джазовые термины
Спиричуэл – песни северо - американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Эмоциональные термины (из словаря В.Г. Ражникова)
Звонко Искрясь Бодро Игриво Бойко легко задорно невесомо жизнеутверждающе властно сурово твердо энергично Мужественно | Твердо Напористо Дерзко Вызывающе Навязчиво Страстно Порывисто Стремительно Спокойно Мирно Безмятежно Добродушно Светло Шутливо | забавно Взволнованно Обеспокоено Тревожно Тяжело Напряженно Сумрачно Хмуро Угрюмо Тоскливо Раздраженно Резко Гневно Злобно |
Задание: определи и запиши характерные черты джаза.
Истоки джаза | Джаз |
Спиричуэл | |
Блюз | |
Регтайм |
Домашнее задание (отзыв)
Слушая блюз «Колыбельная Клары» в исполнении Эллы Фитцджеральд, я
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
…………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией для учащихся 6 классов на тему: " Джаз -искусство 20 века"
Урок разработан на основе программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. К уроку прилагается авторская мультимедийная презентация....
Методическая разработка урока по музыке 6 класс "Джаз – Искусство 20 века."
Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.Тип урока – развивающий (формирование новых з...
Пособие для учащихся по музыке по теме "Джаз - искусство XX века"
В презентации идет речь о джазе в начале 20 века в Америке. Рассказывается о популярны исполнителя того времени....
Конспект урока: "Джаз- искусство 20 века"
Конспект урока: "Джаз- искусство 20 века" Цели и задачи урока: - самостоятельное ,,постижение,, школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых...
Разработка открытого урока по музыке в 6 классе Джаз - искусство 20го века
Открытый урок по музыке на тему "Джаз- искусство 20го века" проведен в феврале 2020 года.К этому уроке прикреплен разработка, самоанализ и презентация....
Конспект урока музыки в 6 классе «Джаз – искусство XX века»
Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах...
Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"
Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"Можно использовать для закрепеления материала урока....