Разработка урока музыки «Джаз – искусство XX века»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Русина Татьяна Николаевна

 

Создание условий для формирования у учащихся представления о джазе как об одном из современных направлений в музыке. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки

автор Русина Татьяна Николаевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением музыки и ИЗО»

города Бийска Алтайского края

Класс: 6

Тема:  «Джаз – искусство XX века»

Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка»

Цели:

  • Создание условий для формирования у учащихся представления о джазе как об одном из современных направлений в музыке. 
  • Создание условий для развития  творческих способностей учащихся через применение метода синектики.
  • Создание условий для  воспитания личности, готовой участвовать в диалоге культур. 

Задачи:

  • познакомить со стилем “джаз”; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;
  •  выделить характерные жанровые особенности джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов;
  • создать условия для развития художественно-образного, творческого мышления учащихся;
  • развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами;
  • помочь  детям создать художественный образ;
  • создать условия для воспитания  эстетического вкуса  вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая  (учитель делит учащихся на группы самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности учащихся: творческие способности, уровень познания, индивидуальный темп работы, лидерские качества; группы должны быть постоянными); коллективная.

Методы: 

  • метод синектики;
  • метод художественно-педагогической драматургии;
  •  метод коллективного осмысления;
  • метод художественного исполнения;
  • метод создания эстетического пространства;
  • метод организации диалога;
  • метод наблюдения и сравнения;
  • метод перевода в другую модальность.

Оборудование:

  • атрибуты для создания образа Джаза: гуашь, бумага А3, А 4, кисти, ручки, фломастеры;
  • презентация по теме урока;
  • записи с музыкальными фрагментами: диксиленд, спиричуэл, блюз, регтайм, Дж.Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» в исполнении Эллы Фитцджеральд.

ДМИ:

  • маракасы
  • румба
  • бубен
  • барабан

ТСО:

  • муз. центр
  •  фортепиано
  • мультимедиа

План – конспект урока

  1. Организационный момент

Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание.

Результат деятельности

Здравствуйте, учитель!

Отвечают на приветствие учителя. Улыбаются, поют.

Здравствуйте, ребята!

Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие.

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу

2. Подготовка к изучению нового материала. Вовлечение учащихся в определение темы урока

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

Задачи:

- подготовить учащихся к восприятию нового материала;

- вовлечь в определение темы урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание.

Результат деятельности

Внимательно слушают музыку, наблюдают за ее особенностями.

Отвечают на вопросы учителя:

-Джаз.

-Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

Вводит интригу:

-Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный мистер, имени которого пока  мы не знаем. Кто он?  Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я точно знаю, что родился он на юге США в 20-е годы прошлого века. Предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя. Внимание (звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент).

-Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. Кто он?

-Каков его характер?

-Благодаря каким  средствам музыкальной выразительности вы смогли понять, что это мистер Джаз?

-Вы все правильно подметили. Молодцы!

Интрига, предложенная в начале урока, и звучащая музыка способствуют мотивации деятельности учащихся на уроке и активизации внимания.

Учатся различать  особенности художественных средств выразительности, музыкального языка.

Делают художественный анализ с целью выделения признаков джаза.

3. Целеполагание

Задачи: вовлечь учащихся в постановку учебных задач

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание.

Результат деятельности

-Выявить, определить характерные черты джаза.

-Узнать, какие музыкальные инструменты используются в джазовой музыке.

-Определить, каков ритм джаза.

-Итак, тема нашего урока  «Джаз – искусство XX  века». На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы  узнать что-то новое, необходимо поставить вопросы: «Что мы хотим знать?», «Чему мы сегодня будем учиться?»

В качестве подсказки три слова и словосочетания: (выведены на экран) джаз, музыкальные инструменты, ритм.

Учатся формулировать и удерживать учебную задачу

4. Открытие новых знаний

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

Задачи:

- познакомить с терминами и характерными особенностями стилей джазовой музыки

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание.

Результат деятельности

Учащиеся работают с учебной картой: знакомятся с терминами, слушают музыкальные фрагменты.

Учащиеся читают определения музыкальных терминов:

Спиричуэл – песни северо- американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев (звучит муз. фрагмент).

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком (звучит муз. фрагмент).

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение (звучит муз. фрагмент).

-Чтобы лучше представить образ Джаза, познакомимся с его истоками. Положите перед собой учебную карту, найдите  джазовые термины. Эти необычные слова – названия жанров, которые впоследствии стали прародителями джазовой музыки. Давайте познакомимся с ними и  понаблюдаем за их особенностями.

Учитель организует слушательскую  деятельность.

Учатся строить логическую цепь рассуждений.

Учатся воспринимать и анализировать 

особенности

разных стилей музыки.

5. Актуализация знаний (слушание, анализ, исполнение)

Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся

- учить выделять жанровые особенности джаза: синкопированный ритм; преобладание духовых и ударных  музыкальных инструментов;

- учить слушать, анализировать, исполнять музыкальное произведение.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Результат деятельности

Учащиеся слушают музыку, раскрывают те специфические средства выражения содержания, характерные только для джаза - особенности ритма, характера музыки, импровизации.

 С помощью словаря эстетических эмоций определяют характерные особенности джазовой музыки. Записывают в учебную карту.

Отвечают на вопросы учителя:

-энергичность, ритмичность, создает позитивный настрой, дарит радость и т.д.

-саксофон, труба, гитара, фортепиано, барабаны.

 Учащиеся рассматривают изображения музыкальных инструментов на экране. Называют эти инструменты.

Слушают песню в исполнении учителя, поддерживая ритмическим аккомпанементом. Затем поют все вместе, ритмично щелкают пальцами рук.

Благодарят друг друга аплодисментами.

Знакомятся  с известными исполнителями джазовой музыки.

Учитель организует слушательскую деятельность:

-Внимание, сейчас вы услышите яркий образец джаза. Слушая музыку, определите, какие характерные черты унаследовал джаз от каждого из своих предшественников? Подберите слова, определяющие характер музыки. Запишите выбранные слова в учебную карту.  Вам в помощь словарь эмоциональных терминов. Внимание (звучит музыкальный фрагмент).

-Какие характерные черты джаза вы определили? Молодцы, спасибо.  

-Скажите, на каких музыкальных инструментах исполняют  джазовую музыку? Давайте еще раз вспомним, как выглядят музыкальные инструменты, на которых традиционно исполняют джаз.

Учитель демонстрирует в презентации изображение музыкальных инструментов, на которых исполняется джаз.

Организует вокально-хоровую работу.

- Чтобы лучше почувствовать характерный сбивчивый ритм, в котором акцент не на сильную, а на слабую долю, давайте споем куплет известной джазовой песни «Хлопай в такт, друг».  Можно прихлопывать ладошками или щелкать пальцами (текст на экране). Встаньте рядом со стульчиками. Сначала я спою куплет два раза, вы отбиваете только ритм и запоминаете мелодию, а затем вместе споем еще раз (исполнение песни).

 Какие вы молодцы, спасибо. Настоящий джаз – бэнд получился.  Похлопаем друг другу. Садитесь, пожалуйста.  

Знакомит с известными исполнителями джазовой музыки.

Я увидела в вас будущих исполнителей джаза.  Я слышу среди ваших голосов голоса звёзд джазовой музыки – Луи Армстронга, Гленна Миллера, Джорджа Гершвина, Бэсси Смит, Леонида Утёсова– одного из первых исполнителей джаза в России, Эллы Фитцджеральд,  Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы, Игоря Бутмана.

Учащиеся подводят полученную информацию под понятие джаз, выводят следствия

Учатся удерживать учебную задачу.

Ученики проявляют навыки в вокально-исполнительской деятельности, эмоциональной отзывчивости.

Исполнение песни «Хлопай в такт, друг» способствует также снятию эмоционального и психологического напряжения.

6. Первичное осмысление и применение изученного материала

Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение мето-

да синектики

Задачи:

- создать условия для развития художественно-образного и творческого мышления учащихся;

- развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание.

Результат деятельности

Учащиеся работают в группах.

Игра “Художники ”

Примеряют роли творческих профессий.

Создают художественный образ мистера Джаза, используя средства художественной выразительности литературы, музыки и ИЗО.

Демонстрируют и защищают свои творческие проекты.

.

Игра “Художники ”

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью средств художественной выразительности различных видов искусств. У нас 4 группы. Каждому достанется   роль художника, вы примерите ее и будете творить. Первая группа - « Вы – живописцы» - будет создавать образ средствами изобразительного искусства.  Вторая группа – «Писатели»- будет создавать образ средствами литературы, т.е.  образным словом. Третья группа примерит роль композиторов и сочинит музыку, изображающую образ мистера Джаза (с использованием детских шумовых инструментов и фортепиано). Четвертая группа «Модельеры - дизайнеры»-представьте  и придумайте эскиз костюма для мистера Джаза. На творческую работу   отводится 10 минут. Я вам буду помогать. Сначала обсудите свой замысел. Здесь вам помогут  учебные карты,  в которых записаны черты джаза. Возьмите художественные средства и приступайте (учащиеся создают образ мистера Джаза, учитель помогает им).

Я вижу, что вы уже готовы представить всем свои  творческие проекты. Необходимо аргументировать, почему вы создали образ мистера Джаза именно так.

Спасибо, молодцы. Вы сумели изобразить образ таинственного мистера Джаза.

Учатся работать в группах, проявлять инициативность и творческую интуицию, проводить  аналогии.

Метод синектики стимулирует творческую активность учащихся.

Учатся выступать публично.

7.  Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание

Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы учителя:

- Мы поставили для себя учебную задачу: выявить, определить характерные черты джаза.

- Да.

-Жизнерадостность, романтичность, яркость, ритмичность

-Вернемся к учебной задаче, которую вы поставили в начале урока. Как она звучала?  Скажите, вы решили эту задачу?

-Назовите характерные черты джаза?

Учитель предлагает в качестве рефлексии определить индекс активности учащихся:

- Мне хочется узнать, как вы сами себя оцениваете? У вас на столе лежат карточки с буквой А, а. Те, кто считает, что он был очень активен на уроке, поднимите большую букву А (учитель считает вслух и записывает на листок). Те, кто считает, что мог бы проявить больше активности, но не проявил сегодня  – маленькую букву а. По особой формуле я высчитываю индекс активности класса, внимание!

(( кол.А + кол.а:2) : 26.     8,6, а максимальный индекс 10. Ребята, есть к чему стремиться.

 Это заслуживает аплодисментов!

В заключении я познакомлю вас с “золотым голосом” Америки. Закройте глаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетители заведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светом сцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман, своими пьянящими звуками посетителей. Да, на сцене она – сама Элла Фитцджеральд (звучит музыка, на слайде портрет Э. Фитцджеральд).  В качестве домашнего задания я попрошу вас послушать эту песню и написать отзыв.  А мистер Джаз и я прощаемся с вами. Спасибо за сотрудничество! До новых встреч, юные ценители искусства. 

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Учатся обобщать и анализировать  полученную информацию.

Прием определения индекса активности учащихся способствует развитию  самооценки, анализа своей деятельности на уроке.

Формируется способность

погружаться в музыку, развивается художественно-образное мышление.

Формируется способность планировать свою деятельность.

Учащиеся учатся чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии видов и жанров.

Приложение

Учебная карта                          1092698_html_m1e4ea129

Джазовые термины

Спиричуэл – песни северо - американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

Эмоциональные термины (из словаря В.Г. Ражникова)

Звонко

Искрясь

Бодро

Игриво

Бойко

легко

задорно

невесомо

жизнеутверждающе

властно

сурово

твердо

энергично

Мужественно

Твердо

Напористо

Дерзко

Вызывающе

Навязчиво

Страстно

Порывисто

Стремительно

Спокойно

Мирно

Безмятежно

Добродушно

Светло

Шутливо

забавно

Взволнованно

Обеспокоено

Тревожно

Тяжело

Напряженно

Сумрачно

Хмуро

Угрюмо

Тоскливо

Раздраженно

Резко

Гневно

Злобно

Задание: определи и запиши характерные черты джаза.

Истоки джаза

Джаз

Спиричуэл

Блюз

Регтайм

Домашнее задание (отзыв)

   Слушая блюз «Колыбельная Клары» в исполнении Эллы Фитцджеральд, я  

           

                                                                     …………………………………………

                                                                     …………………………………………

                                                                     …………………………………………

                                                                     …………………………………………

                                                                     …………………………………………

                                                                     …………………………………………

                                                                     …………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией для учащихся 6 классов на тему: " Джаз -искусство 20 века"

Урок разработан на основе программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. К уроку прилагается авторская мультимедийная презентация....

Методическая разработка урока по музыке 6 класс "Джаз – Искусство 20 века."

Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.Тип урока – развивающий (формирование новых з...

Пособие для учащихся по музыке по теме "Джаз - искусство XX века"

В презентации идет речь о джазе в начале 20 века в Америке. Рассказывается о популярны исполнителя того времени....

Конспект урока: "Джаз- искусство 20 века"

Конспект урока: "Джаз- искусство 20 века" Цели и задачи урока:  - самостоятельное ,,постижение,, школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых...

Разработка открытого урока по музыке в 6 классе Джаз - искусство 20го века

Открытый урок по музыке на тему "Джаз- искусство 20го века" проведен в феврале 2020 года.К этому уроке прикреплен разработка, самоанализ и презентация....

Конспект урока музыки в 6 классе «Джаз – искусство XX века»

Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах...

Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"

Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"Можно использовать для закрепеления материала урока....