открытый урок на тему "Знакомство с клавиатурой. Октавы."
план-конспект урока по музыке на тему
Материал разработан на основе личного опыта и наработок . Думаю может быть полезен преподавателям фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 45.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по специальности «Фортепиано» в первом классе школы искусств
Тема: «Знакомство с клавиатурой . Понятие октавы . Закрепление темы звуковысотности».
Автор: Фарухшина Лейсан Мирзануровна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся первого класса школы искусств по знакомству с клавиатурой. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано .
Предмет: "Фортепиано", специальность.
Класс: первый
Тип занятия: комбинированный
Форма урока: индивидуальная
Цель урока. Познакомить ученика с клавиатурой , чтобы он легко мог ориентироваться на ней.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить понятие звуковысотности : звуки высокие , средние , низкие,
-дать понятие октава. Познакомить с октавами. Научить ориентироваться на клавиатуре.
-продолжить формирование постановки руки ;
Развивающие:
- развитие слуха,
- координация движений,
-развитие творческого мышления,
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
Воспитательные:
- воспитание любви к музыке и интереса к инструменту,
- воспитание эстетического вкуса,
-воспитание усидчивости, собранности,
-воспитание любви к родному языку и национальной музыке.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
-развитие мышления
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..
- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц
- чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется повторением разученных пьес и попевок).
План урока:
1.Организационный момент
2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика
3. Работа с музыкальным материалом
4.Закрепление пройденного материала
5. Итог урока
6. Оценка
7. Домашнее задание
8.Рефлексия . Подведение итогов.
Оборудование : инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом
2. Разминка.
Упражнение «Зайчики» . Играем 3 пальцем через1 клавишу.
Упражнение на черных клавишах «Басма»-«Мост». До#, ре#,фа#,соль#, ля# и обратно со словами: мэктэпкэ барам , мэктэптэн кайтам.- В школу я иду . Из школы я иду.
Упражнение «Мяу» на соединение 1-2, 2-3, 3-4, 4-5 пальцев . Следим за постановкой пальцев . Чтобы пальцы не торчали и руки не зажимались. Опора на первый звук , а второй играется как бы на выдохе руки.
Упражнение «Радуга»
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
Обьясняем ученику что вот это расстояние между двумя одинаковыми звуками называется октава. Это итальянское слово и означает оно восемь. А почему восемь ? А потому что между ними помещается ровно восемь нот. Мы как обычно поем ноты ? До, ре,ми, фа, соль, ля, си, до. То есть от до до до. А давай посчитаем сколько у нас они повторяются? А ты знаешь у каждой из этих октав ( от до до до) есть свои имена? Вот эта которая посередине 1 октава. Дальше направо идут 2,3,4 октава. А слева от этой октавы идут малая , большая , контроктава, субконтроктава. Можно представить, как 1 министр, 2 министр , 3 министр , 4 министр. И малый генерал , большой генерал, контргенерал и субконтргенерал.
Проверка качества выполнения домашнего задания . Ученик показывает рисунок медведя, который надо было нарисовать к попевке «Дедушка медведь»- «Аю бабай» :
Аю бабай яши урманда .
Жилэк-жимеш ашый ул анда.
(Дед медведь в лесу живет.
Ест малину и поет)
Ученику задается вопрос в какой октаве он играет это произведение. Почему?
Затем учеником исполняется сама пьеса . Стараемся передать тяжелые шаги медведя и обращаем внимание на постановку руки : собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные .Спрашиваем какими звуками играется произведение. Звуки тяжелые низкие. Спрашиваем : а если сыграть например здесь ( во 2 или 3 октаве) это будет звучать как дедушка медведь?
Повторяем пьесы «Василек», «Листопад». Спрашиваем у ученика в какой октаве мы их играем. Следим за руками.
Физкультминутка.
Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
Разучиваем новую пьесу «Кошлар» -«Птицы» Сначала прсто проговариваем текст :
Хавада оча кошлар-
Югары оча алар.
(Высоко птицы летят.
Сверху вниз на нас глядят)
Задаем ученику вопрос: как он думает где птицы летают, и в какой октаве может играться данное произведение. Учим произведение во 2 октаве. У произведения нет концовки предлагаем ученику закончить произведение. Стараемся закончить на тонике.
Методы и приемы работы :
- метод контроля за исполнением упражнений ,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента ,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за моменты достойного исполнения
Домашнее задание
1Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Выучить новую пьесу. Нарисовать красивый рисунок к ней.
3.Закрепить ранее выученные пьесы.
4.Знать : что такое октава .находится
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Используемая литература:
1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
2 А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.
3 Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Клавиатура. Оснавная позиция пальцев в клавиатуре.
Презентация, представленная на конкурс, называется "Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре" и представляет собой учебное пособие, используемое при изучении темы «Компьютер для начина...
Открытый урок по теме "Клавиатура. Оснавная позиция пальцев на клавиатуре."
Презентация, представленная на конкурс, называется "Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре" и представляет собой учебное пособие, используемое при изучении темы «Компьютер для начина...
открытый урок на РМО "Клавиатура"
Разработка открытого урока по информатике для 5 класса по теме "Клавиатура"...
Буклет к открытому уроку на тему "Клавиатура"
Буклет к открытому уроку по информатике в 8 классе на тему :"Клавиатура"...
Бюллетень к открытому уроку по информатике на тему Клавиатура
Бюллетень к открытому уроку по информатике в 8 классе на тему Клавиатура...
Открытый урок по информатике в 5 классе "Знакомство с клавиатурой"
Открытый урок с презентацией по информатике в 5 классе...
План-конспект урока информатики по теме: "Клавиатура". Практическая работа «Клавиатура»
Цели урока:1. Ознакомить учащихся с устройством и функциями клавиатуры.2. Научить правильно использовать клавиши клавиатуры для ввода информации.3. Развить навыки быстрого и точного набора текста....