Духовно-нравственное воспитание в детском саду. Программа "Истоки"
статья по музыке на тему

Рубина Татьяна Валентиновна

Адаптированная для условий детского сада программа "Истоки". Структура и содержание занятий по данной программе. Её актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_o_duhovno-nravstvennom_vospitanii.docx32.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в детском саду и программа «Истоки» как один из путей формирования мировоззрения ребёнка.

Заниматься воспитанием духа и нравственности человека, тем более маленького, очень большая ответственность. Зачем детский сад берёт эту ответственность на себя, не снимая её, впрочем, с родителей?

С момента  рождения ребёнка начинается его процесс миропознания. Это не только приобретение им суммы неких впечатлений и представлений о мире, это ещё и его отношение к нему, т.е. формирование мировоззрения, собственных, личных взглядов на мир.

Родители и педагоги могут и должны влиять на этот процесс, как добрый садовник, выпрямляя саженец с одной и другой стороны.

На родителях лежит основное бремя ответственности, т.к. они  будут на протяжении многих лет являться главным примером для ребёнка, основной моделью поведения. Но и роль дошкольного учреждения велика: закладка основ личности происходит в первые пять лет жизни ребёнка, а это и есть время, проведённое в детском саду. Одна из программ, разработанная с целью формирования духовно-нравственных основ личности,  есть «Истоки». О том, как была творчески адаптирована и переработана данная программа, я и расскажу в этой статье.

«Истоки» - программа, написанная  специалистом  по воспитанию дошкольников. Об этом говорит  лексика языка, обращенного к детям, структура занятия, чередование видов деятельности, содержание игр, сказочных и поэтических примеров. Программа рассчитана на продолжительные занятия (около45 минут). На первый взгляд темы разделов программы затрагивают темы  чисто церковные: Рождество, Крещенье, Пасха, истории о  святых, православный  храм, иконы. Но вместе с тем, большая часть каждого занятия – разговор на нравственные темы, и разговор на понятном детям языке. Этот язык – язык игры, сказки, любимых игрушек. Язык не назидательный, а дружеский, сочувствующий. Разбирая ту или иную тему, мы спрашиваем ребёнка, что он думает об этом. Ищем точки соприкосновения с его личным, пусть небольшим,  опытом. Только так можно надеяться на усвоение, т.е. «присвоение» ребенком нравственных правил, взглядов. Ведь не усвоив определённые мировоззренческие взгляды на жизнь, невозможно быть твёрдым в своих нравственных установках. А основной  мировоззренческий постулат есть тот, что мир создан Богом, и именно Бог дал людям основной нравственный Закон, соблюдая который человек проживёт жизнь в  согласии  с собственной совестью, сохранив  свой душевный мир.

     Применить эту программу в данном виде в средней группе детского сада было затруднительно,  из-за ограниченного  времени занятий.  Оно длится всего 20-30 минут. Поэтому, применив программу к условиям средней группы, мы структурировали свои занятия следующим образом:

     

а) В первую очередь,  настраивали  детей на доброжелательное и доверительное общение (приветствие общее и индивидуальное, в т. ч. музыкальное).

б) В познавательной части, где излагалась основная мысль, использовали не только рассказ, но и беседу, а также игровую ситуацию, формат видео-презентации.

в) Искали  связь изложенного с жизнью каждого присутствующего на занятии ребёнка, спрашивали об их отношении к сюжету истории или герою рассказа.

г) Для эмоционального подкрепления разучивали  песню на данную тему;

д) В игровой форме закрепляли материал.

 Дети – народ  деятельный, поэтому закрепление темы  с помощью ручного труда делает  занятие  более полноценным. Отсюда возникла 2-я часть, тоже 20-тиминутная, которую проводил  педагог Ольга Леонидовна Ханина.

Некоторые темы раскрывались  с помощью инсценировки. Например, сказка «Два жадных медвежонка» была разыграна детьми (игрушки бибабо на руках у детей, ножницы и картонная «головка сыра» составляли реквизитный минимум). Все желающие дети по очереди «подравнивали» сыр от лица Лисы.

 Часто использовались  книжные иллюстрации и показы слайдов, при этом книга всё же  была предпочтительней.

 И всегда – музыкальная часть, т.к. музыка обращена к эмоциональной, т.е. душевной стороне личности и делает ребенка восприимчивей к нравственным темам, которые мы затрагиваем.

Тексты песен, используемых на занятиях, как правило, написаны доступным для детей языком и близки им по сюжету, наполнены  детской «проблематикой»: о доброте, щедрости по отношению к другу, жалости к птичке, послушании маме, умении помириться после обиды и ссоры. Пособием номер один в этом отношении является сборник песен Ирины Болдышевой «Всё у Бога в радости живёт».

В подвижной, игровой части занятий, в основном, использовались  народные традиционные игры и хороводы. Воспитательное их значение в том, что все они имеют свои правила, и если хочешь участвовать в игре, изволь правила выполнять. Большинство детей делает это с удовольствием. Также эти игры учат терпению, взаимоуважению, развивают творческие навыки в танце, пении, создании пластического образа. И, главное, создают доброе, радостное настроение.

Некоторые игры были необходимы для целенаправленного раскрытия темы. Например, игра «Съедобное - несъедобное» (с использованием мячика), в теме «Сотворение мира», трансформировалась в два новых для детей вопроса: «Что сотворено Богом?» и «Что сделано человеком?».

В заключение, хочется успокоить тех, кто боится того, что на занятиях, где с детьми говорят о Боге, о главных Его заповедях, о православных праздниках, детей будут принуждать к вере. Свободная личность имеет право на свободный выбор. Педагог Софья Сергеевна Куломзина в книге «Наша Церковь и наши дети» пишет: «Без свободы не может быть веры. Вы можете подлинно уверовать только в том случае, если за вами остаётся свобода сомневаться…  Это означает лишь то, что мы можем явить человеку, во что мы верим, явить реальность веры в нашей жизни, но мы никого не можем заставить верить и, следовательно, никого не можем заставить верить правильно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальное воспитание в детском саду

Материал, содержащий краткую информацию о музыкальном воспитании в детском саду, пригоден для расположении на стенде музыкального руководителя....

Памятки для родителей по правовому воспитанию в детском саду

По созданию благоприятной семейной атмосферы...

Аналитическая записка выявления удовлетворённости родителей воспитанников, музыкальным воспитанием в детском саду.

Выявление удовлетворённости родителей воспитанников музыкальным воспитанием в детском саду....

Консультация для родителей по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду и дома"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку....

Родительское собрание на тему: «Музыкальное воспитание в детском саду»

Родительское собрание на тему: «Музыкальное воспитание в детском саду»...

Участие в инновационной площадке "Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно - нравственных ценностей в семье,детском саду,социуме"

Участие МАОУ СОШ №9 им. П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области в работе инновационной площадки " Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно - нравственных ценностей в семье...