Урок музыки в 6 классе.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Урок с применением фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_6_klass.docx26.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки 6 класс

Цели:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
  • продолжить накопление сведений о музыке профессиональной и народной: познакомить обучающихся с особенностями частушек.
  •  развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.

Оборудование и наглядность: магнитофон, фонограммы, компьютер, карточки с заданием

Ход урока.

I. Организационный момент.

Обучающиеся входят в класс под маршевую музыку.

  • Приветствие.
  • Распевка.
  • Повторение муз. грамоты

II. Введение в тему.

Мы сегодня будем разговаривать о рус. Народном фольклоре. Сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.

(звучит фонограмма частушки)

И так, мы вывели тему нашего урока: «Частушка»

Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли или слышали частушки. А кто знает, что такое частушка? (ответы запис. на доске)

Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все  ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке?  Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?

1. Происхождение частушки

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый1. Происхождение частушки

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространенный  вид, или жанр, устного народного творчества.(фольклор)

     Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

       Частушка стала широко распространяться, когда в России  начинали складывались рыночные отношения. Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")

    Вместе с тем частушка близка и к литературе. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

2. Становление частушки.

      Появлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные  припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

     В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.            

      Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Мелодия простая, легко запоминающаяся.

3. О чем она, частушка?

      Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка.

     В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

 

По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.

Вопросы к классу:

  • Какие особенности частушек использовал композитор? (Быстрый темп, юмор).
  • Какие инструменты сопровождают частушки? (гармонь, баян, балалайка).
  • О чем поется в частушке

- Прослушать частушки

- Досочинить частушку и спеть.

III. Физминутка.

IV. Разучивание песни Стаса Намина «Мы желаем счастье Вам»

- прслушать;

- разучить слова куплета и припева;

- спеть с видео.

V. Итог урока.

- закрепление нового

- просмотр отрывок из мультфильма «Частушки Бабок Ежек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...