Урок музыки в 6 классе.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки 6 класс
Цели:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
- продолжить накопление сведений о музыке профессиональной и народной: познакомить обучающихся с особенностями частушек.
- развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Оборудование и наглядность: магнитофон, фонограммы, компьютер, карточки с заданием
Ход урока.
I. Организационный момент.
Обучающиеся входят в класс под маршевую музыку.
- Приветствие.
- Распевка.
- Повторение муз. грамоты
II. Введение в тему.
Мы сегодня будем разговаривать о рус. Народном фольклоре. Сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.
(звучит фонограмма частушки)
И так, мы вывели тему нашего урока: «Частушка»
Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли или слышали частушки. А кто знает, что такое частушка? (ответы запис. на доске)
Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке? Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?
1. Происхождение частушки
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый1. Происхождение частушки
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространенный вид, или жанр, устного народного творчества.(фольклор)
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Частушка стала широко распространяться, когда в России начинали складывались рыночные отношения. Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")
Вместе с тем частушка близка и к литературе. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.
2. Становление частушки.
Появлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.
Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.
Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Мелодия простая, легко запоминающаяся.
3. О чем она, частушка?
Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка.
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.
В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.
Вопросы к классу:
- Какие особенности частушек использовал композитор? (Быстрый темп, юмор).
- Какие инструменты сопровождают частушки? (гармонь, баян, балалайка).
- О чем поется в частушке
- Прослушать частушки
- Досочинить частушку и спеть.
III. Физминутка.
IV. Разучивание песни Стаса Намина «Мы желаем счастье Вам»
- прслушать;
- разучить слова куплета и припева;
- спеть с видео.
V. Итог урока.
- закрепление нового
- просмотр отрывок из мультфильма «Частушки Бабок Ежек»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....