Фрагмент урока " Музыкальная живопись М.П.Мусоргского"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Федорова Юлия Владимировна

В материале представлен фрагмент урока " Музыкальная живопись М.П.Мусоргского"- слушание и разбор пьесы " Баба-Яга" из сюиты " Картинки с выставки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izbushka_na_kurih_nozhkah.docx18.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 5 класс  Раздел  « Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: « Музыкальная живопись Мусоргского» ( 2 урока)

Ребята уже познакомились на прошлом уроке с сюитой « Картинки с выставки», знают историю её создания, знают, что такое сюита.

 После прослушивания фрагментов пьес « Лиможский рынок»,

« Богатырские ворота»

- Музыку какого композитора мы  будем слушать сегодня на уроке?

  Сегодня мы продолжим знакомиться с фортепианной  сюитой

 М. П. Мусоргского« Картинки с выставки».

-Ваша задача внимательно послушать и поделиться своими впечатлениями:

- О чём или о ком хотел рассказать нам композитор?( слушание целиком)

- Понравилась музыка? Почему? Какое впечатление на Вас произвела?

- Какая она была? ( страшная, жуткая, зловещая, сильная, прыгучая, скачущая, фантастическая, размашистая, таинственная, завораживающая)

-С помощью чего композитор создал такой музыкальный образ?

Давайте поговорим о начале пьесы.

-Какая была музыка?

Средства   музыкальной  выразительности: ( музыка была громкая, быстрая, резкая-диссонансы неблагозвучное звучание,  грозная, мелодия угловатая,  скачкообразная, акцентированные удары, форшлаги)

-В каком ладу написана музыка?  ( в мажоре)

-Что мажор придаёт образу?( силу, уверенность)

-Какой регистр предпочитает композитор?( контраст двух регистров-придаёт музыке ощущение чего-то нереального)

-Какой инструмент исполняет музыку?( фортепиано)

-Он звучит здесь, как камерный инструмент?( концертный, по звучанию, размаху напоминает звучание целого оркестра)

- Меняется ли образ? Что с ним происходит?( 53 секунда)

( музыка становится таинственная, завораживающая)

 -С помощью чего это получается у композитора?

( темп замедляется, динамика становится тихая, на фоне тремоло  в мелодии звучат, как волшебные заклинания ,повторяющиеся скачки , мы слышим звучание  контрастных регистров (низкого и высокого) )

- А что происходит с музыкальным образом потом?

 ( музыка повторяется)

 - Сколько частей в  ней? (Три)

 -Зачем композитор возвращается к  музыке  1 части? ( чтобы показать разнообразие, неустойчивость характера этого образа)

 - Как вы думаете, это реальный образ, существующий в жизни?  

( фантастический)

- Как бы Вы назвали это произведение?

 ( если дети затрудняются, можно показать  бронзовые часы в виде избушки на курьих ножках, собственноручно сделанные Гартманом- вывести на название, если позволяет время и замысел- можно сравнить их и произведением  Мусоргского)

-Чем может заниматься Баба –Яга в произведении Мусоргского? ( в первой части музыка напоминает нам какой простой музыкальный жанр?)( танец)  

Музыка танцевальная, Баба- Яга может плясать, радуясь тому, что задумала)
( во второй части она колдует, варит зелья, использует волшебные заклинания)

- Что происходит  с ней в конце третьей части? (она улетает, испаряется)

 -Легко ли мы это себе представили, слушая музыку Мусоргского?

Значит она выразительная или изобразительная?( мы знаем, что  композитор сочинил её, находясь под впечатлением от выставки своего друга, художника Гартмана)

-Как  композитор относится к своему музыкальному  персонажу?

- Нравится ли он ему?

-Однозначно ли  он относится к нему?

-А Вам нравится Баба- Яга? Почему?

 - Где вы встречались с этим персонажем? ( в русских народных сказках)

- А всегда ли она плохая?

Если почитать русские народные сказки, то Баба- Яга может быть и отрицательным и положительным персонажем.

Врунья, плохо одета

Весёлая, задорная, мудрая,

Жестокая, горбатая

Фокусница, хорошая хозяйка,

Ест детей. хитрая

Заводная старушка с чувством юмора

Обжора, злая, заставляет работать на нее.

 В Древней Руси прародительница рода, хранительница традиций, обычаев, присматривает  за подрастающим поколением.

Так и у Мусоргского мы слышим в его музыке неоднозначность образа Бабы- Яги. Это загадочный образ- он может быть и добрым и злым, плохим и хорошим, также, как и в человеке, в нем могут уживаться разные  качества.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»

Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...

Презентация "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"

Презентация выполнена к уроку "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского" для учащихся 5 класса...

презентация к уроку музыкальный портрет. м. п.мусоргский

данная презентация поможет  учителю более полно раскрыть тему урока....

Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Конспект урока "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"

Урок разработан для учащихся 5 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...

Тест по теме "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки"

Тест позволяет проверить, насколько пятиклассники усвоили тему "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки". В тесте есть как закрытые, так и открытые вопросы. Материал для опреде...