Фрагмент урока " Музыкальная живопись М.П.Мусоргского"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
В материале представлен фрагмент урока " Музыкальная живопись М.П.Мусоргского"- слушание и разбор пьесы " Баба-Яга" из сюиты " Картинки с выставки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbushka_na_kurih_nozhkah.docx | 18.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс Раздел « Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: « Музыкальная живопись Мусоргского» ( 2 урока)
Ребята уже познакомились на прошлом уроке с сюитой « Картинки с выставки», знают историю её создания, знают, что такое сюита.
После прослушивания фрагментов пьес « Лиможский рынок»,
« Богатырские ворота»
- Музыку какого композитора мы будем слушать сегодня на уроке?
Сегодня мы продолжим знакомиться с фортепианной сюитой
М. П. Мусоргского« Картинки с выставки».
-Ваша задача внимательно послушать и поделиться своими впечатлениями:
- О чём или о ком хотел рассказать нам композитор?( слушание целиком)
- Понравилась музыка? Почему? Какое впечатление на Вас произвела?
- Какая она была? ( страшная, жуткая, зловещая, сильная, прыгучая, скачущая, фантастическая, размашистая, таинственная, завораживающая)
-С помощью чего композитор создал такой музыкальный образ?
Давайте поговорим о начале пьесы.
-Какая была музыка?
Средства музыкальной выразительности: ( музыка была громкая, быстрая, резкая-диссонансы неблагозвучное звучание, грозная, мелодия угловатая, скачкообразная, акцентированные удары, форшлаги)
-В каком ладу написана музыка? ( в мажоре)
-Что мажор придаёт образу?( силу, уверенность)
-Какой регистр предпочитает композитор?( контраст двух регистров-придаёт музыке ощущение чего-то нереального)
-Какой инструмент исполняет музыку?( фортепиано)
-Он звучит здесь, как камерный инструмент?( концертный, по звучанию, размаху напоминает звучание целого оркестра)
- Меняется ли образ? Что с ним происходит?( 53 секунда)
( музыка становится таинственная, завораживающая)
-С помощью чего это получается у композитора?
( темп замедляется, динамика становится тихая, на фоне тремоло в мелодии звучат, как волшебные заклинания ,повторяющиеся скачки , мы слышим звучание контрастных регистров (низкого и высокого) )
- А что происходит с музыкальным образом потом?
( музыка повторяется)
- Сколько частей в ней? (Три)
-Зачем композитор возвращается к музыке 1 части? ( чтобы показать разнообразие, неустойчивость характера этого образа)
- Как вы думаете, это реальный образ, существующий в жизни?
( фантастический)
- Как бы Вы назвали это произведение?
( если дети затрудняются, можно показать бронзовые часы в виде избушки на курьих ножках, собственноручно сделанные Гартманом- вывести на название, если позволяет время и замысел- можно сравнить их и произведением Мусоргского)
-Чем может заниматься Баба –Яга в произведении Мусоргского? ( в первой части музыка напоминает нам какой простой музыкальный жанр?)( танец)
Музыка танцевальная, Баба- Яга может плясать, радуясь тому, что задумала)
( во второй части она колдует, варит зелья, использует волшебные заклинания)
- Что происходит с ней в конце третьей части? (она улетает, испаряется)
-Легко ли мы это себе представили, слушая музыку Мусоргского?
Значит она выразительная или изобразительная?( мы знаем, что композитор сочинил её, находясь под впечатлением от выставки своего друга, художника Гартмана)
-Как композитор относится к своему музыкальному персонажу?
- Нравится ли он ему?
-Однозначно ли он относится к нему?
-А Вам нравится Баба- Яга? Почему?
- Где вы встречались с этим персонажем? ( в русских народных сказках)
- А всегда ли она плохая?
Если почитать русские народные сказки, то Баба- Яга может быть и отрицательным и положительным персонажем.
Врунья, плохо одета | Весёлая, задорная, мудрая, |
Жестокая, горбатая | Фокусница, хорошая хозяйка, |
Ест детей. хитрая | Заводная старушка с чувством юмора |
Обжора, злая, заставляет работать на нее. | В Древней Руси прародительница рода, хранительница традиций, обычаев, присматривает за подрастающим поколением. |
Так и у Мусоргского мы слышим в его музыке неоднозначность образа Бабы- Яги. Это загадочный образ- он может быть и добрым и злым, плохим и хорошим, также, как и в человеке, в нем могут уживаться разные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»
Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...
Презентация "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"
Презентация выполнена к уроку "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского" для учащихся 5 класса...
презентация к уроку музыкальный портрет. м. п.мусоргский
данная презентация поможет учителю более полно раскрыть тему урока....
Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Конспект урока "Музыкальная живопись М.П. Мусоргского"
Урок разработан для учащихся 5 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...
Тест по теме "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки"
Тест позволяет проверить, насколько пятиклассники усвоили тему "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки". В тесте есть как закрытые, так и открытые вопросы. Материал для опреде...
Тема урока «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс
Открытый урок...