Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»
методическая разработка по музыке на тему

Иванова Нина Арчиловна

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx20.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец детского и юношеского творчества

Методическая разработка:

«Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Подготовила:

педагог музыкальной школы студии МБУ ДО ДДЮТ

Иванова Н.А.

г. Армавир, 2017 г.

Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне


    Свободное чтение  с листа - это умение исполнять произведение по нотам с первого раза, без ошибок, в нужном темпе и характере. Данный навык является одним из главных видов техники, т.к. необходим всем музыкантам и особенно тем, кто стремится стать аккомпаниатором, участником ансамбля или оркестрантом. Навык чтения нот с листа приобретается постепенно. Поэтому, прежде чем начать специальные тренировки в чтении нот с листа, необходимо создать благоприятные условия для развития этого навыка. 
     В чем же заключается предварительная подготовка аккордеониста и баяниста? Для наглядности сравним процесс развития навыка чтения литературных текстов с подобным процессом чтения нотных текстов. Такое сравнение поможет ученику выяснить главные моменты необходимые для успешного развития этого вида техники, и уделить чтению с листа в своей работе должное внимание. Если будущий читатель сначала изучает названия букв, правильное произношение и письменное обозначение, то будущий аккордеонист и баянист должен сначала изучить названия нот, длительность, запись, а так же соответствующие им клавиши на инструменте.
    Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах. 
     Приведем один пример: Обычно учащийся быстрее запоминает запись нот на основных линейках нотоносца в скрипичном ключе. Поэтому одна и та же группа нот , но в разных октавах читается им с различной трудностью. Можно предложить ученику сыграть нетрудную мелодию с использованием добавочных линеек сверху и снизу. Если ученик знает запись нот на добавочных линейках так же безупречно, как на основных и читает ноты в басовом ключе также хорошо, как и в скрипичном, то все варианты должны быть одинаково легки.
       Вторым условием является отличное знание клавиатур аккордеона и баяна. Сюда можно отнести знание порядка расположения белых и черных клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши соответствующие повышенным и пониженным звукам.
     Например, если вы хорошо знаете порядок расположения клавиш, то при игре по нотам не надо будет тратить время на то, чтобы вспомнить, какая клавиша повышает ноту, а какая понижает на пол тона.
    Следующим этапом подготовительной работы начинающего "читателя" будет составление из букв - слогов, а из слогов -  слова. Для начинающего музыканта это означает переход от нахождения по нотам отдельных клавиш к исполнению нот группами. Юный музыкант учится осмысленно исполнять группы нот, объединенные мотивом, ритмическим рисунком, находя в них и выделяя опорные звуки подобно тому, как школьник учится читать слова без запинки и делать в них правильные ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем больше аккордеонист и баянист будет знать «слов» - различных сочетаний звуков, - тем легче он будет справляться  с чтением нот. Школьник читает быстро те слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречая  прежде и затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если аккордеонист или баянист  встречает в нотах  знакомую группу звуков, он играет её по нотам сразу. Если же встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала освоить это новое, то есть поучить отдельно группу звуков, некоторое время. Отсюда можно сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения нот с листа является необходимый запас  «слов» - знание основных приемов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений различных жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.). Изучение таких «слов» начинается с простых и самых распространенных приемов игры. Например: в мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио. Поэтому изучать гаммы в различных тональностях, различными длительностями и ритмическими рисунками надо обязательно. Постепенно круг упражнений должен расширяться, а трудность исполнения – увеличиваться.  Только таким путем учащийся приобретет необходимый запас игровых навыков, без которых не возможно свободное чтение нот с листа.
    Выразительности чтения литературных  произведений добиваются путем правильных интонаций голоса. В музыке выразительное исполнение основано на правильном выполнении динамических оттенков, штрихов, фразировки.
      Следовательно, четвертым  условием  необходимым для успешного развития навыка чтения нот с листа, является умение пользоваться средствами музыкальной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма – все это поможет аккордеонисту и баянисту лучше передать характер произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить кульминацию, ярче исполнить музыкальные фразы.
    Пятым условием является внимательное отношение учащегося к нотному тексту и своему исполнению. Подобно тому, как чтец может прочесть не то слово, если он невнимателен, музыкант может сыграть не те ноты, если он рассеян.
     Например: учащийся хорошо знает ноты и действие знаков альтерации, но он не обратил внимание на ключевые знаки. В результате исполнение произведения по нотам будет искажено. Внимание к тексту и своей игре учащийся должен воспитывать постоянно, на каждом уроке и дома. Вдумчивое отношение к нотной записи, штрихам, нюансам, аппликатуре, смене движений меха не только поможет ученику сыграть произведение верно с первого раза, но и наиболее выразительно.
        Как же проводить специальные занятия по чтению нот с листа?
Сначала нужно подобрать, соответственно возрасту и навыкам начинающего музыканта, необходимый нотный материал.  Он должен быть значительно легче изучаемого аккордеонистом и баянистом в данный момент по программе.  В произведениях, предназначенных для чтения с листа, могут иметь место только те приемы игры, которыми ученик хорошо владеет.  Читать с листа мелодию и аккомпанемент в первое время надо по партиям. После приобретения навыка чтения отдельных партий нужно перейти к игре двумя руками. Так, примерно через 1-2 месяца, нужно играть с листа сразу двумя руками без предварительного прочтения каждой партии отдельно.
        Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели – научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать её характер, то есть играть без ошибок, в нужном ритме и темпе, верным штрихом, соблюдая динамические оттенки.
         Чтобы скорее достигнуть этой цели необходимо выполнять следующее:
1.    Заниматься чтением нот с листа регулярно.
2.    Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть за отведенное на уроке время как можно больше  нотного текста. Если в первое время допустимо проигрывание каждой пьесы 2-3, и даже 4 раза, то в дальнейшем, примерно через 2-3 месяца, аккордеонист и баянист должен научиться проигрывать пьесу с листа в нужном темпе и выразительно с первого или в крайнем случае, со второго раза.
3.  Перед тем, как начать игру с листа, надо обязательно проанализировать нотный текст произведения, мысленно определить примерный темп исполнения, ритм, отметить музыкальные фразы, обратить внимание на ключевые и случайные знаки альтерации, штрихи, нюансы, отметить повторяющиеся одинаковые такты. Такой предварительный анализ текста значительно облегчает исполнение с листа.
4.    В процесс чтения преподаватель должен стараться научить ученика забегать взглядом вперед не только на те ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на те, которые предстоит  сыграть чуть позже. Например: во время исполнения нот первой доли такта, нужно стремиться прочесть ноты второй доли, таким образом чтобы подготовить себя к исполнению последующих звуков. Если вы научите ученика во время чтения нот с листа просматривать нотный текст примерно на полтакта  вперед, то у него будет больше шансов сыграть пьесу с первого раза без ошибок и остановок.
5.    Настраивайте ученика на то, чтобы  не останавливаться  и не переигрывать такты при случайных ошибках, осознавая в то же время их причину. В занятиях по чтению нот с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая  является важным моментом в освоении фортепианной ...

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"...