Программа "Домисолька"
методическая разработка по музыке на тему
Программа «Домисолька» относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально - эстетического воспитания школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domisolka_bez_kart.doc | 138 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 19 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД»)
Программа рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
к работе педагогическим директор школы – интерната №
советом школы - интерната № 19 ______________Пугачева И. В.
протокол № 1 от 25.08.2016г.
Приказ №160 от 01. 09. 2016г.
Программа обсуждена на
заседании МО
Протокол № 1 от 24.08.2016г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общекультурного направления
«ДОМИСОЛЬКА»
Составитель:
Стрельцова Наталья Викторовна,
учитель музыки
г. Новокузнецк, 2016г.
Пояснительная записка
Программа «Домисолька» относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально - эстетического воспитания школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности школьников.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей среднего школьного возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы: Овладение основами вокального и музыкального образования
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
- Развить навыки вокала, а именно:
- учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
- исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
- Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
- Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
- Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
- Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- Научить импровизировать.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Домисолька» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе – интернате №19
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени среднего общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 4 год обучения. Возраст детей 5 класс. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35часа в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Музыкально - теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание: Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Форма: Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
Форма: Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма: Практическая работа, дидактические игры.
Вокально-хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно - фронтальная.
Концертно-исполнительская деятельность: это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями лицея. Качества, необходимые для исполнения в процессе концертной деятельности - заинтересовать, увлеченность детей со слуховой депривацией коллективным творчеством.
Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
-регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать и применять правила сценической культуры.
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя;
понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку:
- использовать в пении приобретенные певческие навыки;
- слитно произносить песенный текст;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы
Учебно-тематический план на первый год обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие. Строение голосового аппарата. Прослушивание голосов. | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 1 | 1 | 1 |
3 | Правила охраны детского голоса. Вокально певческая установка. | 1 | 1 | 1 |
4 | Упражнения на дыхания по методике Стрельниковой. | 1 | 1 | 1 |
5 | Дикция и артикуляция. Разучивание произведений современных композиторов. | 1 | 1 | 1 |
6 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 1 | 1 | 1 |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 1 | 1 | 1 |
8 | Ритм | 1 | 1 | 1 |
9 | Сценодвижение | 1 | 1 | 1 |
10 | Работа над репертуаром | 1 | 1 | 1 |
11 | Концертная деятельность | 1 | 1 | 1 |
12 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 1 | 1 | 1 |
13 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 1 | 1 | 1 |
14 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | 1 | 1 |
15 | Формирование чувства ансамбля. | |||
16 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | |||
17 | Использование элементов ритмики. Движение под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 1 | 1 | 1 |
18 | Основы музыкальной грамоты. Тональность. | 1 | 1 | 1 |
19 | Опорное дыхание. Артикуляция. Певческая позиция. | 1 | 1 | 1 |
20 | Опорное дыхание. Артикуляция. Певческая позиция. | 1 | 1 | 1 |
21 | Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. | 1 | 1 | 1 |
22 | Расширение диапозона голосов. Выявление индивидуальных красок. | 1 | 1 | 1 |
23 | Охрана голоса. Теоретическая основа. Гигиена певческого голоса. | 1 | 1 | 1 |
24 | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 1 | 1 | 1 |
25 | Музыкально – исполнительская работа. Распевание. Работа над подвижностью голоса. | 1 | 1 | 1 |
26 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 1 | 1 | 1 |
27 | Дикция. Работа над согласными и гласными. | 1 | 1 | 1 |
28 | Теоретические основы. Нотная грамота. | 1 | 1 | 1 |
29 | Работа над репертуаром. Работа над выразительностью слов в пении. | 1 | 1 | 1 |
30 | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 1 | 1 | 1 |
31 | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 1 | 1 | 1 |
32 | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению | 1 | 1 | 1 |
33 | Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению | 1 | 1 | 1 |
34 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 1 | 1 | 1 |
35 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 1 | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение
- фортепиано;
- фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
- компьютер;
- музыкальные колонки;
- мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов);
- экран или интерактивная доска.
Список литературы для педагога
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
- Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
- Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
- Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
- Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
- Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
- Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
- Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
- Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
- Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
- Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Список литературы для учащихся
- Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
- Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
- Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
- Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
- Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
- Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
- Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
- Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998