Открытый урок по теме «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»
материал по музыке по теме
Тема урока: «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»
Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемый результат:
Предметные:
1.Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Метапредметные:
1.Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
2.Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Личностные:
1.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
2.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Оборудование:Компьютер, проектор, баян, доска, портреты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 33.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки.
Тема урока: «Частушки на народных праздниках Масленица и Шагаа!»
Цель деятельности:воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемый результат:
Предметные:
1.Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Метапредметные:
1.Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
2.Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Личностные:
1.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
2.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Оборудование:Компьютер, проектор, баян, доска, портреты.
Организационный момент.
Учитель(поёт):-Здравствуйте ребята!!!
Дети(по знаку учителя) поют:- Здравствуйте!!!
Учитель: -Как у вас дела?
Дети:-Хорошо!
Учитель: Ребята, я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг, другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг, другу что то хорошее.
Кульминация: Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
Учитель:– Давайте в начале нашего урока посмотрим видеофрагмент
После просмотра видео учитель задает классу вопросы:
- Кого мы с вами увидели? (людей в нарядных, красочных одеждах)
- Что делают люди в видеофрагменте? (веселятся, поют песни, частушки и т.д.)
- Почему люди так веселы? Чему они так радуются? (у них праздник)
- Как вы думаете, что это за праздник? (масленица – проводы зимы, встреча весны)
Молодцы, ребята! Много праздников на свете! Всей душой их любят дети. Мы ж весну к себе зовем. И о празднике народном разговор мы поведем!
Учит: Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи.
-Ребята, как вы думаете, чем сопровождалась масленица? (праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, частушками)
- Что же народ исполнял на масленице, ребята? (Слайд.Частушки)
А кто их придумывал? ( Народ). Как эти частушки дошли до нашего времени?(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение).
- Ребята, как вы думаете, а как будет звучать тема нашего урока? (Частушки)
- И что мы с вами будем на уроке исполнять? (Конечно же, частушки)
- И тема нашего урока (Слайд тема:)
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое частушки?
Дети: (Ответы детей). Маленькая песенка.
Учитель: Частушка – это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки?
Дети: народ.
Учитель: Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?
Дети: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать.
Физминутка:Учитель предлагает детям немного отдохнуть и, показывая простые движения, исполняет несколько частушек. Дети должны повторять за учителем:
1.Начинаю петь частушки
Прошу не смеяться.
Здесь народу очень много
Могу растеряться.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевай-те, не зевайте,
Выходите плясуны!
2. Хватит реки льдом ковать,
Лес морозить, птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей –
Зажурчит опять ручей.
3. Вместе дружно мы живем
Вам частушки пропоем.
Нынче масленку встречаем
Всех блинами угощаем
4. Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.)
Учитель: Хорошо, вот и мы на масленице повеселились, потанцевали, исполняли русские народные частушки.
Учитель:
- Ребята, у русского народа зиму провожали и встречали весну на празднике Масленица, а у тувинского народа, на каком празднике встречали весну и новый год? (Шагаа) слайд не более 2 х картин
- Как готовились и как отмечали праздник Шагаа тувинцы? (готовили белую еду, вычищали юрту, надевали новую одежду, играли, веселились…)
- А пели ли частушки? (да)
- Кто знает, как называются тувинские частушки (кожамыктар) (слайд с тувинскими народными частушками)
- А давайте теперь исполним тувинские частушки-кожамыктар (подготовленные дети выходят к доске)
- Перед пением мы всегда начинаем с распевки. Распевка «Дембилдей, Дынгылдай». (исполнение тувинских народных частушек.)
- Молодцы, ребята!!! Мне очень понравилось, как вы исполнили тувинские частушки – кожамыктар
- Давайте еще раз вспомним, как празднуются праздники Масленица и Шагаа. Я подготовила для вас картинки, которые вы должны будете расположить в нужной части нашей таблицы. (на доске нарисована таблица с двумя колонками:
Масленица | Шагаа |
Дети выходят по одному к доске и прикрепляют картинку, предложенную учителем, в соответствующее поле таблицы. Например, блины в колонку масленица, «белую» еду в колонку Шагаа и т.д.)
Учитель: Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему у двух разных народов оказываются такие одинаковые праздники с похожими традициями и обычаями? (каждый народ издавна поклонялся природе, представления о мире были схожими, несмотря на то, что все говорили на разных языках.)
Д/З: Каждому ученику раздаю: бумажные птички.
Учитель: Ребята, я принесла каждому из вас по маленькой птичке, которые вы можете подержать в руках. Птички не простые, а со значением. На обратной стороне каждой птички написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:
кому-то найти поговорку про Масленицу,
кому-то сочинить частушку,
а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица».
И одно для всех общее – найти ответ на вопрос: «Что обозначает эта птичка в народных праздниках?» Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.
Рефлексия: (подведение итогов занятия)
Учитель: Наш урок подошел к концу.
Что мы сегодня узнали на уроке? Попробуйте разгадать загадки. Насколько быстро вы на них ответите, значит настолько хорошо вы сегодня все работали:
1Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (СОЛНЦЕ)
2.С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (МАСЛЕНИЦА)
3.И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки - … (БЛИНЫ)!
4.Как называются маленькие, шуточные песенки? (ЧАСТУШКИ)
5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (ИГРЫ)
6.А блины на Масленице символ чего? (СИМВОЛ СОЛНЦА)
- Ребята все смотрим на слайд и заканчиваем предложения.
Учитель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Спасибо. Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всемсоответсвующие оценки, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей).
Завершение урока. Ребята все встали, давайте завершая наш урок все хором прочтём эти слова на слайде (Хором говорят)– выход из класса.
Учитель: Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный праздник "Масленица"
Представленный материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итоговое занятие в учебным курсе по народной культуре. Сценарий игровой реконструкции...
Народные праздники.Масленица.
Знакомство с народными праздниками. Традиции, приметы , игры и т.д....
открытый урок по теме: "Русский народный костюм.Выполнение эскизов народных костюмов в разных техниках и материалах"
Разработка урока по теме "Русский народный костюм"...
Сценарий внеклассного мероприятия ,посвященного народному празднику Масленица с учениками 1 « б» класса
Данный сценарий позволяет учащимся познакомится с народным праздником Масленицы.Узнать о праздновании этого праздника,самим "побывать" и рассказать о праздновании Масленицы в России....
Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА
Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА...
Методическая разработка урока «Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс
laquo;Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс»...
презентация . Народные праздники. Масленица
Красочный материал а виде презентации по теме "Масленица"...