Классный час:"Мольберт, палитра, автомат..."
классный час по музыке (7 класс) на тему
Классный час посвящен творчеству художников во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molbert_palitra.doc | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Походный мольберт, палитра, автомат»
На фоне песни « С чего начинается Родина» звучат стихи
Для тех, кому сегодня лишь тринадцать,
Война - доисторический этап
И даже мы, по – честному признаться,
Все реже вспоминаем о фронтах.
Стираются во времени детали,
Из памяти уходят навсегда
Бомбежки и пылающие дали,
Берут свое, идущие года.
Но День Победы словно был вчера лишь,
Я помню весь его до мелочей
До той слезы, с которой мой товарищ
Не мог от солнца отвести очей.
И тишина на все земные травы
Легла такая в тот далекий час,
Как в наши дни она над всей державой
Восходит на рассвете каждый раз.
А что еще? Чем в душу так запал он,
Тот день, могу сказать для юных вас.
Над миром солнце в чистом небе встало,
Как каждый день встает оно сейчас.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить здесь о тех, кто своим творчеством приблизил час нашей Победы. Советские художники в этот трудный период отразили на своих полотнах беспримерный героизм и мужество русского народа.
С первых дней отправились военные художники на фронт, помогая своим «оружием» крушить врага. Их оружие разило метко и точно. Но бывали случаи, когда и им приходилось оставлять свои блокноты, и, взяв в руки автоматы и пулеметы вступать в бой. Они находили точные линии, образы, потому, что не только видели бой, но и сами участвовали в нем. Рисунки из блокнотов, плакаты…Они рассказывали правду о войне, о мужестве и отваге русских солдат.
Написать выразительную картину, исполненную ненавистью к врагу, и вместе с тем, в яркой, образной форме, рассказывающую о событиях фронтовой жизни, каждый художник считал для себя делом чести.
Много лет спустя фронтовые художники нередко признавались, как трудно было им в первую, горестную пору войны изображать отступления, гибель наших людей. Но выполняя свой профессиональный долг, они показывали волю советских людей к победе, их несгибаемые характеры. Одновременно они старались беспристрастно сделать временной срез этой гигантской трагедии. И сегодня перелистать страницы тех военных лет нам помогут картины военных художников.
Френсис Гойя «Романс любви»
Мирно страна проснулась
В этот июньский день
Только что развернулась
В парках ее сирень.
Такою все дышало тишиною,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войною
Всего каких- то пять минут осталось.
1941 год
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на нашу страну.
«Священная война» муз. Александрова
Так в историю нашей страны ворвалась война. На защиту Отчизны поднялись и стар и млад, все нации и народности.
Слайд «Мобилизация»
Призыв «Все для фронта, все для победы!» определил жизнь страны на долгие четыре года.
Слайд «Ополчение»
Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь –
Кровью, пламенем, сталью, словом,-
Задержи врага, задержи!
Эти строчки принадлежать Ольге Берггольц. Написаны они в первые дни войны и именно тогда, в те первые, суровые, летние дни рисует свой плакат «Родина – мать зовет!» - Ираклий Тоидзе.
Плакат «Родина – мать зовет!»
Все чем земля была богата,
Перечеркнула черная черта.
«Война! Война!» - и складка возле рта
У женщины с военного плаката.
Ираклий Тоидзе, написавший плакат «Родина – мать зовет!» из потомственной семьи грузинских живописцев. Родился в 1902 году, в Грузии. С первых дней жизни полюбил живопись, способную создать и увековечить окружающий нас мир. Именно за создание этого плаката Ираклий Тоидзе был награжден Государственной премией СССР 1941 года.
На фоне музыки Г. Свиридова «Тройка» звучат слова
Невиданную стойкость, самопожертвование и героизм проявили простые советские люди на полях сражений.
Слайд «Ближний бой»
Солдаты наши не сдавались, нет!
И лишь фашистам не было понятно,
В чем мужества советского секрет,
В чем скрыта сила русского солдата.
А сколько их безусых полегло
За каждый город, каждое село!
Им наша память – вечная награда…
На той, на безымянной высоте
Все слышится в могильной немоте:
«За Родину, за Родину, ребята!»
За Родину он с честью умирал –
Отчизны – матери бесстрашный воин
Великих ее почестей достоин
Простой солдат и мудрый генерал.
Но дух сопротивления, готовность советских воинов остановить вероломного врага во что бы то ни стало не были сломлены фашистами.
Слайд «Бой»
С первых дней войны, несмотря на постоянное отступлений народ верил в грядущую победу и сделал все возможное и невозможное, чтобы приблизить этот день.
Врагам страны – надежную преграду!
И отдала сынов своих страна
Для них приказ был просто словом
«Надо!»
Одна победа им была нужна.
Вокальная группа исполняет песню Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа»
Несмотря на яростное сопротивление, советские войска несли серьезные потери, а враг продолжал наступать. Гитлеровцы рвались вглубь страны. Все ближе и ближе подступал фронт к Москве. Вскоре в Москве, и прилегающих к ней окраинам, было введено осадное положение.
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Именно зимней Москве 1941 года, а точнее ее окраинам посвящает свою работу Александр Дейнека.
А. Дейнека «Окраины Москвы»
Это советский живописец, график, народный художник СССР. Действительный член Академии Художеств 1947 г., Герой Социалистического Труда 1969 г. Монументальные произведения Дейнеки динамичны, его композиции, посвященные патриотической теме, передают мироощущения человека. Среди его картин такие как «Оборона Петрограда» 1928, «Будущие летчики» 1938, «Окраины Москвы» 1941, «Оборона Севастополя»1942.
В 1964 году он был удостоен Ленинской премии, достаточно престижной для того времени. В1969 году Дейнеки не стало, а вот его работы живут и сейчас, и мы живущие спустя десятки лет можем любоваться его картинами.
1942 год
Народ в своих неистощимых недрах
Выковывал таких богатырей,
Что шедший против нас надменный недруг,
Невольно шел к погибели своей.
Этот год стал переломным в историческом плане. Немцы под Москвой были разбиты, на Волге разыгрывается Сталинградская битва, снято кольцо блокады вокруг Ленинграда.
Уже в середине 1942 года в нескольких километрах от передовой в полуразрушенном здании состоялась первая полевая выставка фронтовых зарисовок. 200 рисунков воскрешали обстановки боев под Москвой, образы героических защитников столицы. Именно о них написал свою картину Георгий Нисский « На защиту Москвы»
Г. Нисский «На защиту Москвы»
Он создавал ее, находясь в осажденной Москве. Это потом он получит звание народного художника РСФСР в 1965 году, будет писать динамичные по ритму пейзажи, преображения человеком природы, а пока, находясь в осажденной Москве, он пишет работы о столице, ее героических защитниках, будто предвидя, что они, эти его работы, останутся на века.
Его коллеги работают в это время на разных фронтах. Их мастерской стало огромное поле битвы. В конце 1942 года на Волге в землянках и блиндажах рождалась история Сталинградской битвы, а в это время под Новороссийском, на Малой земле, изрытой снарядами и воронками, под непрерывным обстрелом художник устраивали выставку рисунков прямо в траншее. Художники участвовали вместе с моряками в десанте под Керчью, вместе с войсками освобождали Крым, Киев, форсировали Днепр.
Особый разговор должен пойти о картине Алексея Пахомова «На Неву за водой»
С. Прокофьев кантата «Александр Невский»
6 часть «Мертвое поле».
1942 год, тяжелые дни переживал Ленинград. Город был окружен, отрезан от страны. Гитлер в одной из своих речей заявил: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Лишь зимнее Ладожское озеро соединяло город со страной. Только по льду замерзшего озера можно было доставить в город продовольствие. Осень, весна в городе были ужасны.
Слайд «В блокадном Ленинграде»
Повсюду свирепствовала смерть, голод и холод. Тысячи ленинградцев похоронены на Пискаревском кладбище, на стенах которого надпись:
Их имен благородных мы здесь перечислить не можем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающих этим камням,
Никто не забыт, ничто не забыто.
Все эти страшные события были запечатлены художником Алексеем Пахомовым в его картинах. Он сам пережил тяжелые дни в блокадном Ленинграде.
А.Пахомов «На Неву за водой»
Видел холод и голод, трупы на улицах, видел бледные тени бывших людей, идущих гуськом к лункам на Неве, чтобы набрать воды. Ведро поднять было тяжело, брали бидон или чайник, потому, что не было сил. Вот эту страшную правду и отразил Пахомов в своей картине. Алексей Федорович создал серию драматичных литографий «Ленинград в дни блокады» (1942 – 1944). За эту серию он был удостоен в 1946, 1973 годах Государственной премии СССР.
1943 год
…Год сорок третий.
На рассвете
Фашист обрушит шквал огня…
Солдат, в том самом,
сорок третьем,
Спасал Отчизну как броня.
Год переломный в истории войны. Советская Армия начала наступление на всех фронтах. Офицеры и солдаты с особым героизмом сражались с врагом, гнали проклятых фашистов к границам своей Родины. Особое спасибо нужно сказать партизанским соединениям и отрядам, которые героически сражались в тылу врага.
Слайд «Партизанская атака»
Партизаны использовали опыт гражданской войны и опыт партизан 1812 года. Они внесли немалый вклад в Победу над врагом. Стратегическое руководство партизанским движением осуществлялось через Центральный штаб. В партизанских отрядах и соединениях насчитывалось свыше 1 миллиона человек. Особенно мощным партизанское движение было в Белоруссии, Орловской, Смоленской, Ленинградской, Калининградской областях. На Украине партизаны освобождали целые районы, проводили крупные операции по нарушению коммуникаций противника, вели разведку, взаимодействовали с Красной Армией. Именно партизанской борьбе посвящена картина Сергея Герасимова «Мать партизана».
С. Герасимов «Мать партизана»
Сергей Герасимов, советский живописец, народный художник СССР, Он создавал историко-революционные полотна, картины, посвященные жизни в деревне. В 1943 году он создал картину «Мать партизана».
Он ярко и точно передал настроение простой крестьянки, чей сын сражается за свободу своей Родины, за счастье своего народа. И она не выдаст ни сына, ни его друзей, ни под пытками, ни под ударами врага. Сколько их, таких матерей были замучены оккупантами, расстреляны, сожжены, уничтожены. Именно им, матерям, сестрам, женам партизан посвятил свою картину Сергей Герасимов.
1944 год
Дни приносят час воспоминаний
Вновь над миром светится звезда.
Ждут свободы, поднимают главы
И горят в Европе города.
Дует ветер – молодой, весенний,-
Гимнастерка на плечах дымна.
Молодость, ни страха, ни сомнений
Может, завтра кончится война.
Вот уже наша армия победными темпами продвигается по Европе. Освобождаются Польша, Венгрия, Югославия, Болгария и другие страны. Но не только поэтические произведения создаются советскими писателями и поэтами. Пишутся сотни песен о войне, о героизме советских солдат. А кто они, эти солдаты? Обычные мальчишки, верившие в лучшую жизнь, мечтавшие о счастье и мире.
На фотографии, в газете,
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку, четверо у рва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает из фамилий,
О них ни песен нет, ни книг
Здесь чей – то сын, и чей – то милый,
И чей – то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
муз. Эшпая, сл. Винокурова «Москвичи»
исполняет вокальная группа
1945 год
На фоне вступления к песне «Если б не было войны» звучат стихи
Вы дошли до Берлина, забывая усталость,
На последней поверке, нас так мало осталось,
Честь и память героев беспримерна и свята,
Беспощадное время бьет по нашим квадратам.
Из дневника военного корреспондента газеты «Правда» Всеволода Вишневского.
3 мая 1945 года. Берлин.
Берлин в пыли. Всюду ржавая пыль. Мчится поток наших машин, подвод. Общее ощущение – грязь, пыль, хаос, дым, руины. Тотальный разгром – результат последнего штурма. Мы в канцелярии Гитлера. Рейхстаг взят.
Слайд «Автограф на Рейхстаге»
Пришла Победа! В копоти, в пыли, в крови предстала она нам.
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Рейхстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
И в ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих, как прибой.
Открыто все свое писали имя,
Чтоб знали люди будущих времен
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен!
Еще стояла тьма немая
В тумане плакала трава
Девятый день Большого мая
Уже вступал в свои права.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей, еще не зная,
Что он поет не на войне.
9 мая 1945 года. Москва.
День Победы!
муз. Д. Тухманова «День Победы»
В городе необычайно празднично. Десять часов вечера, Салют Победы. На Красной Площади гул праздничной толпы. Музыка, танцы.
Слайд «Встреча победителей»
Лилово- голубые прожектора бьют в небо. Тридцать залпов из тысячи орудий. Вот она наша Победа!
Слайд «Парад Победы»
Парад Победы на Красной Площади стал торжественным итогом Великой Отечественной войны, в которой наш народ избавил мир от угрозы фашистского ига.
Чем им обязан, знаю я
И пусть не только стих
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Павшим героям и годам страданья
Памятью будет, минута молчанья.
Р. Шуман «Грезы»
Минута молчания
Именно им, погибшим, но оставшимся в нашей памяти посвящена работа Федора Богородского «Слава павшим героям»
Ф. Богородский «Слава павшим героям»
Именно за эту картину Федор Семенович получил Государственную премию 1946 года.
муз. Я. Френкеля «Журавли»
Он увековечил героев Великой Отечественной, сколько их, молодых и старых, поживших и только начинавших свою жизнь убила война. И пусть не все имена мы помним. Пусть не все могилы найдены, ведь и сегодня спустя 65 лет, поисковые группы ищут и находят старые самолеты, заброшенные могилы. Всем им вечная память и низкий поклон за нашу мирную жизнь.
Картины и рисунки военных лет. Они являются драгоценной возможностью для миллионов людей стать непосредственными свидетелями подвига нашего народа. И чем дальше идет время, тем ценнее становится для нас эти художественные свидетельства, тем с большим волнением мы разглядываем эти картины.
Эти гениальные художники прошлого, смогли донести до нас, живущих в новом столетии, историю не только своей страны, но и своего народа. Ведь о народе и о нации только тогда говорят с большой буквы, когда они знают и помнят свое прошлое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата».
Тема: «Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата». Цель урока: Изучить назначение, боевые свойства, устр...
ЦОР "Походный мольберт, палитра,автомат..."
Наглядно иллюстрирует вклад в приближение Победы работников искусства: художников, музыкантов. Демонтрирует их творческий отклик на события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....
«Автомат Калашникова АК–74», его устройство и боевые характеристики. Неполная разборка и сборка автомата.
План - конспект урока по Основам военной службы в 10 классе....
«Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата».
laquo;Автомат Калашникова. История создания. Назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы. Неполная разборка, сборка автомата». Изучиние назначения боевых свойств, устройств и ...
Тема «Материальная часть автомата Калашникова. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова»
Тема: «Материальная часть автомата Калашникова. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова» Назначение и боевые свойства автомата КалашниковаАвтомат Калашникова модернизованный...
Тема «Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата с различных позиций»
Тема: Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата с различных позицийПриемы и правила стрельбы из стрелкового оружия Приемы стрельбы из автомата Автомат в боевых условиях ...
Практическое занятие№16. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
Практическое занятие№16. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Михаил Тимофеевич Калашников, всемирно известный конструктор стрелкового...