Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой»
методическая разработка по музыке на тему

Звягинцева Марина Васильевна

Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой» предназначена для учащихся 3 классов. Проводится на уроке обобщения и систематизации знаний раздела «Россия – Родина моя» по программе «Музыка. 3 класс» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной с целью контроля знаний по теме «Наша слава – Русская держава». Игра позволяет включить каждого ученика в активный процесс познания музыки, активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Формируются такие качества творческой личности, как самостоятельность, внимательность, инициативность, коммуникативность. Предлагаемый вариант игры – настольный. При желании дидактическую игру можно оформить с помощью компьютерной презентации. Данная разработка, её идея будет полезна учителям музыки в школах, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям в детских садах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_muzykalnyy_boy.docx17.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Музыкальный бой»

Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки

МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново

Подосиновского района Кировской области

Описание игры:

Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой» предназначена для учащихся 3 классов. Проводится на уроке обобщения и систематизации знаний раздела «Россия – Родина моя» по программе «Музыка. 3 класс» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Игра позволяет включить каждого ученика в активный процесс познания музыки, активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Формируются такие качества творческой личности, как самостоятельность, внимательность, инициативность, коммуникативность. Предлагаемый вариант игры – настольный. При желании дидактическую игру можно оформить с помощью компьютерной презентации. Данная разработка, её идея будет полезна учителям музыки в школах, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям в детских садах.

Цель: контроль знаний по теме «Наша слава – Русская держава».

Задачи:

- способствовать активизации мышления, памяти, внимания;

- повышать положительную мотивацию;

- оптимизировать познавательную деятельность;

- формировать самостоятельность, внимательность, инициативность, умение работать в паре;

- способствовать расширению музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и (или) парная.

Оборудование: комплект из 15 карточек и игровое поле по количеству учеников или парт в классе.

Правила игры: 

Игра представляет собой комплект из 15 карточек (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и игровое поле (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), поделенное на 3 столбика по 5 клеток. Их нужно распечатать по количеству учеников или парт в классе, расстричь на карточки, разложить по конвертам.

Играть можно одному или вдвоём. Вопросы могут задаваться как вразброс, так и по порядку. Например, для работы с первым столбиком А «Музыкальное произведение» учитель включает небольшие музыкальные фрагменты, заранее объявив адрес клетки, предположим, А – 4. Брать карточки во время звучания музыки нельзя! Прослушав музыку, учащиеся закрывают в первом столбике четвёртое поле карточкой с названием произведения.

По окончанию игры, учитель сообщает учащимся, что по горизонтали в каждой строчке должна выложится логическая цепочка, где все ответы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.  Даётся немного времени на самопроверку и затем объявляются правильные ответы. Работы могут быть проверены самими учащимися или с помощью взаимопроверки, поменявшись местами, партами или рядами.

Учащиеся, игровое поле которых заполнено без ошибок, объявляются победителями «Музыкального боя».

Музыкальные фрагменты для столбика А «Музыкальное произведение»:

А – 1. Хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

А – 2. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».

А – 3. Кант 1721 года «Радуйся, Росско земле», автор неизвестен.

А – 4. «Славны были наши деды», русская народная песня.

А – 5. «Учил Суворов», композитор А. Новиков, слова М. Левашова.

Вопросы для столбика Б «Композитор»:

Б – 1. Композитор, создавший первую народную оперу, главный герой которой – костромской крестьянин – погибает за Русь.

Б – 2. Этот композитор посвятил свою музыку великому русскому полководцу и святому русской земли, сказавшему «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

Б – 3. Автором такой песни в эпоху Петра Первого мог быть учитель пения, или студент, или певчий церковного хора.

Б – 4. Среди таких песен можно назвать «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы Русь и славу» и др.

Б – 5. Современный композитор, автор песен «Смуглянка», «Эх, дороги».

Вопросы для столбика В «Жанр музыки»:

В – 1. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В – 2. Большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, которые исполняют хор, оркестр и певцы – солисты в концертном зале.

В – 3. Многоголосная бытовая песня, которая появилась в России 300 лет назад

В – 4. Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. 

В – 5. Так называется стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Карточки для игры

«Иван

Сусанин»

Михаил Иванович Глинка

Опера

«Александр Невский»

Сергей Сергеевич Прокофьев

Кантата

«Радуйся, Росско земле»

Автор неизвестен

Кант

«Славны были наши деды»

Русская народная

Песня

«Учил Суворов»

Анатолий Новиков, сл. М. Левашова

Песня

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игровое поле

А

«Музыкальное произведение»

Б 

«Композитор»

В

«Жанр музыки»

1

«Иван

Сусанин»

М.И. Глинка

Опера

2

«Александр Невский»

Сергей Сергеевич Прокофьев

Кантата

3

«Радуйся, Росско земле»

Автор неизвестен

Кант

4

«Славны были наши деды»

Русская народная

Песня

5

«Учил Суворов»

Анатолий Новиков, сл. М. Левашова

Песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Музыкальные - дидактические игры в системе музыкального развития детей.

laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти&helli...

Дидактические игры в работе музыкального руководителя

Автономная Некоммерческая Дошкольная ОбразовательнаяОрганизация  «Филипп».      Дидактические игры в работе музыкального руководителя...

Музыкально-дидактическая игра "Найди лишний музыкальный инструмент"

Игра для детей старшего дошкольного возраста, созданная с целью закрепить классификацию музыкальных иснтрументов...

Дидактические игры как способ музыкально-эстетического воспитания младших школьников/

Музыкально-дидактическая игра – это серьезный педагогический инструмент, выполняющей множество функций в развитии творческой деятельности. Поэтому трудно переоценить роль игры в музыкально-эстетическ...