Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой»
методическая разработка по музыке на тему
Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой» предназначена для учащихся 3 классов. Проводится на уроке обобщения и систематизации знаний раздела «Россия – Родина моя» по программе «Музыка. 3 класс» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной с целью контроля знаний по теме «Наша слава – Русская держава». Игра позволяет включить каждого ученика в активный процесс познания музыки, активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Формируются такие качества творческой личности, как самостоятельность, внимательность, инициативность, коммуникативность. Предлагаемый вариант игры – настольный. При желании дидактическую игру можно оформить с помощью компьютерной презентации. Данная разработка, её идея будет полезна учителям музыки в школах, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям в детских садах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_muzykalnyy_boy.docx | 17.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Музыкальный бой»
Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки
МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново
Подосиновского района Кировской области
Описание игры:
Дидактическая игра по музыке «Музыкальный бой» предназначена для учащихся 3 классов. Проводится на уроке обобщения и систематизации знаний раздела «Россия – Родина моя» по программе «Музыка. 3 класс» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Игра позволяет включить каждого ученика в активный процесс познания музыки, активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Формируются такие качества творческой личности, как самостоятельность, внимательность, инициативность, коммуникативность. Предлагаемый вариант игры – настольный. При желании дидактическую игру можно оформить с помощью компьютерной презентации. Данная разработка, её идея будет полезна учителям музыки в школах, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям в детских садах.
Цель: контроль знаний по теме «Наша слава – Русская держава».
Задачи:
- способствовать активизации мышления, памяти, внимания;
- повышать положительную мотивацию;
- оптимизировать познавательную деятельность;
- формировать самостоятельность, внимательность, инициативность, умение работать в паре;
- способствовать расширению музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и (или) парная.
Оборудование: комплект из 15 карточек и игровое поле по количеству учеников или парт в классе.
Правила игры:
Игра представляет собой комплект из 15 карточек (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и игровое поле (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), поделенное на 3 столбика по 5 клеток. Их нужно распечатать по количеству учеников или парт в классе, расстричь на карточки, разложить по конвертам.
Играть можно одному или вдвоём. Вопросы могут задаваться как вразброс, так и по порядку. Например, для работы с первым столбиком А «Музыкальное произведение» учитель включает небольшие музыкальные фрагменты, заранее объявив адрес клетки, предположим, А – 4. Брать карточки во время звучания музыки нельзя! Прослушав музыку, учащиеся закрывают в первом столбике четвёртое поле карточкой с названием произведения.
По окончанию игры, учитель сообщает учащимся, что по горизонтали в каждой строчке должна выложится логическая цепочка, где все ответы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Даётся немного времени на самопроверку и затем объявляются правильные ответы. Работы могут быть проверены самими учащимися или с помощью взаимопроверки, поменявшись местами, партами или рядами.
Учащиеся, игровое поле которых заполнено без ошибок, объявляются победителями «Музыкального боя».
Музыкальные фрагменты для столбика А «Музыкальное произведение»:
А – 1. Хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
А – 2. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».
А – 3. Кант 1721 года «Радуйся, Росско земле», автор неизвестен.
А – 4. «Славны были наши деды», русская народная песня.
А – 5. «Учил Суворов», композитор А. Новиков, слова М. Левашова.
Вопросы для столбика Б «Композитор»:
Б – 1. Композитор, создавший первую народную оперу, главный герой которой – костромской крестьянин – погибает за Русь.
Б – 2. Этот композитор посвятил свою музыку великому русскому полководцу и святому русской земли, сказавшему «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Б – 3. Автором такой песни в эпоху Петра Первого мог быть учитель пения, или студент, или певчий церковного хора.
Б – 4. Среди таких песен можно назвать «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы Русь и славу» и др.
Б – 5. Современный композитор, автор песен «Смуглянка», «Эх, дороги».
Вопросы для столбика В «Жанр музыки»:
В – 1. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В – 2. Большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, которые исполняют хор, оркестр и певцы – солисты в концертном зале.
В – 3. Многоголосная бытовая песня, которая появилась в России 300 лет назад
В – 4. Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
В – 5. Так называется стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Карточки для игры
«Иван Сусанин» | Михаил Иванович Глинка | Опера |
«Александр Невский» | Сергей Сергеевич Прокофьев | Кантата |
«Радуйся, Росско земле» | Автор неизвестен | Кант |
«Славны были наши деды» | Русская народная | Песня |
«Учил Суворов» | Анатолий Новиков, сл. М. Левашова | Песня |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игровое поле
А «Музыкальное произведение» | Б «Композитор» | В «Жанр музыки» | |
1 | «Иван Сусанин» | М.И. Глинка | Опера |
2 | «Александр Невский» | Сергей Сергеевич Прокофьев | Кантата |
3 | «Радуйся, Росско земле» | Автор неизвестен | Кант |
4 | «Славны были наши деды» | Русская народная | Песня |
5 | «Учил Суворов» | Анатолий Новиков, сл. М. Левашова | Песня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.
Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....
Музыкальные - дидактические игры в системе музыкального развития детей.
laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти&helli...
Дидактические игры в работе музыкального руководителя
Автономная Некоммерческая Дошкольная ОбразовательнаяОрганизация «Филипп». Дидактические игры в работе музыкального руководителя...
Музыкально-дидактическая игра "Найди лишний музыкальный инструмент"
Игра для детей старшего дошкольного возраста, созданная с целью закрепить классификацию музыкальных иснтрументов...
Дидактические игры как способ музыкально-эстетического воспитания младших школьников/
Музыкально-дидактическая игра – это серьезный педагогический инструмент, выполняющей множество функций в развитии творческой деятельности. Поэтому трудно переоценить роль игры в музыкально-эстетическ...