Статья Отражение ярких исторических событий в музыке XX века
статья по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Киселева Наталья Владимировна

Музыка ХХ века являет необычайно сложную картину, в ней представлены самые разные художественные тенденции, развивающиеся то параллельно, то в соприкосновении или в отталкивании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_otrazhenie_istoricheskih_sobytiy_v_muzyke_20_veka.docx52.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

«1917 – 2017: уроки столетия в контексте науки,

литературы, живописи, музыки»

ТЕМА: «Отражение ярких исторических событий

 в музыке ХХ века.

Автор работы: Киселева Наталья Владимировна,

учитель музыки

 МБОУ «СОШ №6»

Югорск

2017

Отражение ярких исторических событий в музыке ХХ века.

Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

справедливей, милосерднее и праведней она.

                                                     Б. Окуджава

        ХХ век принес с собой глубочайшие социальные потрясения. В первой половине столетия – Первая мировая война, бури революций, чума фашизма, кровопролитная Вторая мировая война. Но и во второй половине века человечество балансировало на грани войны и мира, встали глобальные угрозы атомного самоуничтожения и экологических бедствий, к концу века обострились проблемы терроризма. Изменилось и ощущение человека в мире, произошла научно-техническая революция, к концу века человек живет в среде высокоразвитых технологий и коммуникаций.

        Такая конфликтность и взрывчатость протекания социальных, политических и экономических процессов отразилась в культуре, произошел переворот в системе ценностей, что привело к рождению новых стилей, жанров, поисков новых выразительных средств.

        Музыка ХХ века являет необычайно сложную картину, в ней представлены самые разные художественные тенденции, развивающиеся то параллельно, то в соприкосновении или в отталкивании. Плюрализм является характерной чертой искусства 20 века.

        Итак, рассмотрим основные события 20 века, нашедшие отражение в  музыкальных произведениях наших соотечественников.

В 1917 г. в России началась Великая Октябрьская Революция. Был свергнут царский режим и расстреляна императорская семья Романовых. На смену царской власти и капитализму пришел социалистический строй, который предлагал создать равенство для всех трудящихся. В стране установилась диктатура пролетариата, а классовое общество было ликвидировано. Появилось новое тоталитарное государство — Российская Социалистическая Федеративная Республика.
Колоссальные изменения всех сфер жизни общества побудили к творчеству культурную интеллигенцию, так возникли новые жанры в музыке: романсы, патриотические песни.

Первым представителем, создавшим музыкальное произведение того времени является Александр Вертинский. Это русский и советский эстрадный артисткиноактёркомпозиторпоэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века.  Романс Александра Вертинского, написанный в конце 1917 года, посвящен юнкерам, погибшим в Москве во время Октябрьского вооружённого восстания 1917 года. За исполнение романса Вертинского вызывали в ЧК. Во второй половине ноября он покидает Москву и отправляется с гастролями на юг. В Одессе с ним встретился белогвардейский генерал Яков Слащёв. Он рассказал Вертинскому, насколько популярна стала его песня: «А ведь с вашей песней ... мои мальчишки шли умирать! И ещё неизвестно, нужно ли это было...» [1].

Интересна история создания песни «Варшавянка», которая является русским переводом Вацлава Свенцицкого, известной в Польше как «Варшавянка 1905 года».
Свенцицкий написал текст, отбывая в Варшавской цитадели срок за социалистическую деятельность в 1879. По возвращении Свенцицкого из сибирской ссылки текст был опубликован в нелегальном польском журнале «Proletariat» (1883). Название «Warszawianka» закрепилось за ней после первомайской демонстрации 1905 года.
В мелодии частично использован «Марш зуавов», который стал популярным маршем восстания 1863 года. Автор музыки «Марша зуавов» неизвестен; иногда предполагают, что им был Станислав Монюшко.

Автором русского текста по традиции считается Глеб Максимилианович Кржижановский (1872-1959), а временем его создания — пребывание Кржижановского в Бутырской тюрьме (1897). Текст публиковался, начиная с 1900. Массовое распространение песня получила во время революции 1905 года [2].

А вот история еще одной не менее популярной песни того времени. Стихотворение превратилось в песню, которая считается первым русским революционным гимном - так называемый «Народовольческий гимн». Основой мелодии послужила песня «Старый капрал» на стихи Василия Курочкина, музыка которой приписывается студенту Казанского университета Н. А. Пескову. Есть поздняя переработка - "Братья, вперед! Не теряйте..." (1886). Песня бытовала в русском революционном репертуаре до 1917 года. В новой редакции ее пели политзаключенные Соловецких лагерей. В 1936 году гимн исполняли польские добровольцы в Испании [3]. 

 Так романсы и песни начала XX века отражали чувства и переживания простых людей, которые жили в неспокойные времена. А теперь проследим музыкальную историю второй мировой войны.

В 1939 г. началась Вторая Мировая Война, в которой принимали участие 61 государство. Инициатором военных действий стала Германия, которая напала сначала на Польшу, а позже на СССР. Война длилась 6 лет и унесла 65 миллионов жизней. Наибольшие потери в ходе войны выпали на долю СССР, но благодаря несокрушимому духу Красная Армия одержала победу над фашистскими оккупантами. 

Данный период времени ярко освещен в творчестве братьев
Покрасс.
 Бра́тья Покра́сс — Самуил ПокрассДмитрий Покрасс и Даниил Покрасс — советские композиторы, которым принадлежат популярные романсы и песни советских времён, красные марши «Красная Армия всех сильней»  («Белая армия, чёрный барон…»), «Марш Будённого» («Мы — красные кавалеристы»), а также музыка к большому количеству кинофильмов. [4].

Даниил и Дмитрий Покрассы — крупнейшие советские композиторы-песенники, основоположники революционной музыкальной эстетики. Особенно прославились сочинением ярких, бравурных, летучих маршей («Марш Будённого», «Марш танкистов», «Москва майская», «Три танкиста», «Конармейская», «Если завтра война», «Праздничная», «Казаки в Берлине» и т. д.), эти мелодии популярны далеко за рубежом Советского Союза. Музыка братьев Покрасс наполнена эффектными мелодическими ходами, имеет мощное побуждение к созидательной деятельности, несёт бодрящее, светлое, возвышенное, оптимистическое настроение. Исполнение маршей Покрассов духовыми оркестрами производит неизгладимое впечатление. Основные темы творчества Покрассов — революция, обновление мира, молодость и ярость, интенсивное и успешное строительство новой жизни, воспоминание о героизме и блестящих победах первых армий Советского правительства в Гражданской войне, рождение и воспитание нового человека, защита Родины, непобедимая мощь Красной Армии.

Знаменательной песней второй мировой войны считается «Принима́й нас, Суоми-красавица», посвящённая событиям советско-финской войны 1939—1940 гг., в связи с тем, что речь в песне идет об осени, по одной из версий готовилась летом 1939 г. к победоносной осенней войне 1939 г. после передачи Германией Финляндии в зону ответственности СССР [5]. 

Так сложился ход истории, что одна война сменилась другой, еще более страшной и унесшей жизни 26,6 миллионов людей.

  Великая Отечественная война́ 1941—1945 — война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (ВенгрииИталииРумынииСловакииФинляндииХорватии). Важнейшая составная часть Второй мировой войны, завершившаяся победой Красной Армии и безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.

Нацистская Германия подготовила и развязала свою агрессию, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкрига»), реализованную в плане «Барбаросса». В войне против СССР ставилась цель ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала. Для советского народа Великая Отечественная война стала справедливой войной за свободу и независимость его Родины.

В ходе войны советские войска при поддержке других государств антигитлеровской коалиции нанесли наибольший ущерб войскам Германии и её европейских союзников и освободили оккупированные ими территории Советского Союза, Центральной и Восточной Европы, сыграв тем самым решающую роль в разгроме нацизма в Европе. Нюрнбергский трибунал, состоявшийся в 1945—1946 гг., дал оценку развязанной нацистской Германией агрессивной войне против всего мира, военным преступлениям, преступлениям против мира и человечности, а также вынес приговор нацистским преступникам, стремившимся к мировому господству.

Такое тяжелое время для страны не могло не найти отражения в песнях. Самую значимую роль сыграла песня. «Священная война». 4 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: 
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую.

Немного о легендарном ансамбле. Ансамбль создавали три человека — культработник Ф. Данилович, режиссёр П. Ильин и музыкальный руководитель А. Александров. Основным организатором и первым музыкальным руководителем ансамбля стал профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковскогонародный артист СССР, композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946); он возглавлял ансамбль на протяжении 18 лет. Александров на момент создания коллектива был гражданским человеком, возглавить армейский коллектив песни и пляски его убедил Народный комиссар по военным и морским делам СССР Клим Ворошилов. Первым концертным директором (до своего ареста в 1937 году) был Михаил Борисович Шульман (1908—1993).

12 октября 1928 года состоялось первое выступление ансамбля в Центральном доме Красной Армии. Коллектив насчитывал 12 человек: 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Выступление прошло с большим успехом — и после него решение о создании ансамбля было окончательно утверждено. 12 октября 1928 года принято считать днём рождения военного творческого коллектива.

1 декабря 1928 года ансамбль был зачислен в штат ЦДКА и получил название Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М. В. Фрунзе. С 27 ноября 1935 года — Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР. К 1 декабря 1935 года коллектив вырос до 135 человек. Одной из отличительных черт ансамбля становится наличие в оркестре русских народных инструментов — домр и балалаек.

Первым международным успехом коллектива стало завоевание Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В 1937 году штат Ансамбля 274 человека, а в 1948 году — 313 человек. Всего в годы Великой Отечественной войны артисты коллектива выступали в действующей армии свыше 1500 раз.

С 7 февраля 1949 года — Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. С 10 июля 1949 года Ансамблю было присвоено имя его основателя — Александра Васильевича Александрова [6].

В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Список данных песен весьма велик, поэтому остановимся в качестве примера на двух песнях военного времени. Песня "Жди меня, и я вернусь". Стихотворение «Жди меня» впервые было опубликовано 14 января 1942 года в газете «Правда». В войну оно пользовалось необычайно широкой популярностью и глубокой любовью в солдатской массе, о чем свидетельствуют материалы фронтовых газет.  На музыку «Жди меня» положено многими композиторами — и профессиональными, и самодеятельными. Наиболее известна музыка Блантера [7].

Другая песня «В землянке». Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдат, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в 1941-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось.

И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

Вьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза. 

Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание…. И песня пошла по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» - упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть её от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно.

О том, что с песней мудрят, дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти 4 000 английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до неё, до смерти».

Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушила на него жестокая действительность.

Великая Отечественная война вызвала к жизни не только новые песни, которые нужны были солдатам, первым призывникам и добровольцам. ополченцам, тем, кто остался в родных городах и селах, но и потребность в классических произведениях, которые могли поднять дух народа в целом. Одним из ярких композиторов этого периода является Дмитрий Дмитриевич
Шостакович.

Критически тяжелая обстановка во время Великой Отечественной войны сложилась в городе Ленинграде. «Вскоре после начала войны Ленинград был окружён огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Там, в осаждённом Ленинграде, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам... оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленней на весь мир композитор – Дмитрий Дмитриевич Шостакович.  В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Всё передуманное, перечувствованное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего воплощения в звуках. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей 7-й симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», – вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду»

9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Эта симфония получила название «Ленинградская» [8].

Идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе». Так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года.

Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония Д. Шостаковича – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

Другая страница истории XX века приводит нас к событиям более ужасающим, испытания ядерного оружия. В 1945 г. впервые было применено ядерное оружие. На японские города Херасиму и Нагасаки американские вооруженные силы сбросили ядерные бомбы. Таким образом США стремились ускорить окончание Второй Мировой войны с Японией. Погибли сотни тысяч жителей, а результаты бомбардировки имели катастрофические последствия [9].

Эти события были отражены в песне "Японский журавлик", слова Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова, но обычно бытует как анонимная. Песня была популярна в пионерлагерях 1980-х и далее (и в официальном, и в неофициальном песенном репертуаре), есть много близких версий. Автор песни Серафим Туликов - пианист-концертмейстер, художественный руководитель Ансамбля песни и пляски при Московском управлении трудовых резервов. Им написаны симфонии, сюиты, кантаты, оперетты, музыка к кинофильмам. Известен, главным образом, как автор свыше 470 песен.

Светлая мажорная страница истории России XX века это полет Юрия Гагарина в космос. В 1961 г. советская ракета преодолела земное притяжение и совершила первый полет в космос с человеком на борту. Трехступенчатая ракета была построена под руководством Сергея Королева, а управлял космическим кораблем русский космонавт Юрий Гагарин [10].

В мире песен этого времени, появились песни, посвященные Юрию Гагарину - первому космонавту. Одна из них - «Знаете каким он парнем был» была написана в 1971 году к 10-й годовщине его полета в космос композитором Александрой Пахмутовой на стихи поэта Николая Добронравова. Первым исполнителем этой песни был их большой друг, солист Большого театра СССР, Юрий Гуляев. Пахмутова и Добронравов были друзьями Гагарина, поэтому, несмотря на патетику, песня получилась очень личная о человеке, которого они хорошо знали. Другая распространённая песня о космонавте Ю. Гагарине называется «Нежность», авторами который тоже являются Александра Пахмутова и Николай Добронравов [11].

Покинув, радостную страницу истории, обратимся к событиям локальных войн XX века.

В России и на всем постсоветском пространстве Афганская война, кратко говоря, ассоциируется с десятилетним периодом (1979-1989 гг.), когда в этой стране присутствовали вооруженные силы СССР. Фактически это была только одна часть длительного гражданского конфликта. Предпосылки для его возникновения появились в 1973 году, когда в Афганистане была свергнута монархия. К власти пришел недолговечный режим Мухаммеда Дауда. Он прекратил свое существование в 1978 году, когда произошла Саурская (апрельская) революция. После нее править страной начала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), которая провозгласила Демократическую Республику Афганистан (ДРА) [12].

Краткая история Чеченкой войны. Сразу же после распада СССР, в сентябре 1991 года в республике произошел вооруженный переворот, возглавляемый Д. Дудаевым. В результате возникла Чеченская республика Ичкерия, которая сразу же заявила о своей независимости от РСФСР. Это событие произошло 1 сентября 1991 года. Дудаев ввел на территорию страны военное положение и отказался вести переговоры с Кремлем до тех пор, пока независимость Ичкерии не будет официально им признана. Так же силами республики были захвачены военные базы Российских войск на ее территории. В 1993 году в Ичкерии сформировалась оппозиция, которая пыталась свергнуть режим Дудаева. В 1994 году в республике началась гражданская война [13].

Афганские и чеченские песни под гитару на данный момент относятся к классу военных. Стоит обратить внимание, что для подобных композиций существуют некоторые стандарты игры. Дело в том, что большинство военных песен, например, произведения Великой Отечественной Войны, исполняются по предпочтениям самих музыкантов, так как оригинальная музыка звучит при аккомпанементе профессиональных оркестров, состоящих из многих инструментов. Чеченские песни под гитару, наоборот, в оригинальном виде звучат только при помощи аккомпанирования одним инструментом. Если военные и армейские песни исполняются с особым интонированием в вокальных партиях, то, например, песни под гитару про Чечню обращают внимание на музыкальную партию и смысловую нагрузку текста. Собственно, сочетание проникновенного текста и трогающей игры на гитаре и оставляет у слушателей незабываемые ощущения. Также сильно отличаются стандартные мотивы подобных композиций.

В отличие от стандартных военных композиций, песни под гитару про Чечню часто наполнены некоторыми грустными, а иногда даже плачевными мотивами и жестокостью. Слушая подобные композиции, у человека возникают противоречивые чувства. В большинстве случаев текст вмещает в себя истории о жизни солдат на войне, однако многие песни рассказывают о послевоенной жизни. Часто среди любителей данного жанра принято петь об инвалидах той войны, которые попадают в современное общество, где жизнь, по мнению авторов, ничем не лучше и жестокость со стороны соотечественников ничем не уступает врагу в горячей точке. Естественно, в подобных произведениях также встречаются слова о десантниках, попавших на войну [14].

        Проблема терроризма-одна из самых острых современного мира. Для решения ее многие страны объединяются в антитеррористические коалиции. Для России эта проблема остаётся наиболее важной на сегодняшний день, так как за последнее время именно в России произошло достаточно большое количество терактов. Согласно статистике, в 2004 году Россия находилась на 5 месте по количеству терактов в мире и на 1 месте в Европе. Рассмотрим теракт в Беслане, так как он один из самых непонятных и страшных терактов. 1 сентября, день знаний - всегда долгожданный и светлый праздник школьников. В этот день приходят учителя, провожать своих школьников родители, братия и сестры. В 2004 году в небольшом городке Беслан, в Северной Осетии этот праздник был омрачен террористами захватившие в заложники около тысячи человек, большей частью из них дети и подростки. Беслановская трагедия нашла отражение в массовой культуре: своим чувства по отношению к заложникам, бойцам спецназа и террористам в своих песнях выразили Иосиф Кобзон песня «Так не бывает», Наталья Власова песня «Беслан», группа «Алиса» пеня «Звери», так же бардами Ирина Яненсон «Всем пострадавшим и погибшим в Беслане посвящается!»

Вывод: Действительно, исторические события в жизни общества находят свое место в культуре, а именно в песнях и классических произведениях. С помощью музыкальных произведений можно изучать историю: военные, политические, террористические события имеют место в музыкальной культуре, им уделяется немало внимания. Будучи явлением абсолютно новым и
революционным, многоуровневым и спорным, музыкальная культура XX века стала
именно явлением с большой буквы, событием, навсегда изменившим весь музыкальный
мир.


 

Список литературы и источников:

  1. https://r12---sn-n8v7zne7.googlevideo.com/videoplayback?ratebypass=yes&pl=22&sig
  2. https://www.youtube.com/embed/s
  3. http://www.stihi.ru/2014/06/18/7055
  4. http://muz-color.ru
  5. https://www.youtube.com/watch?v=zQ6Tt-lSgqc
  6. http://fishki.net/1727749-svjawennaja-vojna-istorija-sozdanija-pesni.html?mode=tag:svjawennaja-vojna:recent 
  7. http://www.aif.ru/dontknows/10_legendarnyh_pesen_perioda_velikoy_otechestvennoy_voyny
  8. https://www.youtube.com/watch?v=9FKQUTxDtWg
  9. http://www.kakprosto.ru/kak-887783-10-samyh-vazhnyh-sobytiy-xx-veka#ixzz4dANRy5EJ
  10. http://www.kakprosto.ru/kak-887783-10-samyh-vazhnyh-sobytiy-xx-veka#ixzz4dANXRSFs
  11. https://www.youtube.com/watch?v=9piO5vLKDSM
  12. http://fb.ru/article/243021/afganskaya-voyna-kratko-prichinyi-hod-voynyi-itogi-posledstviya-kratkaya-istoriya-afganskoy-voynyi--
  13. http://antiquehistory.ru/chechenskaya-voyna-kratko
  14. http://gitaraplay.com/chechenskie-i-afganskie-pesni-pod-gitaru-istoriya-populyarnyx-grupp

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение исторических событий в поэме Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам» ("В поисках сына")

Основная работа была проведена на основе анализа поэмы Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам», посвященная народному просветителю, профессору Г. Хусаинову, написанна в 1993-1996 гг. Изучая историю родног...

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"...

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...