РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по музыке на тему

Ганина Любовь Владимировна

Адаптированная рабочая программа  "Музыкально- ритмическая деятельность" для детей с ограниченными возможностями

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол от «29»августа 2017 г.

№ 1

              УТВЕРЖДЕНА

              приказом директора

                         от «30» августа 2017 г.

                         № 255

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Музыкально- ритмическая деятельность»

обучающейся 2 класса

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

для детей с ограниченными возможностями

 

Составила:

Ганина Л.В.

Учитель музыки

                                                             

п. Алябьевский, 2017 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

  1. Нормативная база
  2. Психолого – педагогическая характеристика
  3. Цели и задачи
  4. Общая характеристика учебного предмета
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
  2. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)
  3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
  1. Организационный раздел
  1. Учебный план.
  2. Тематическое планирование.
  3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  по данному предмету сформирована  и реализуется на  основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной  образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.  

1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  

- Постановления Главного государственного чсанитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические прравила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).  

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения. 


                                   

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей

ТУГОУХОСТЬ – СТОЙКОЕ ПОНИЖЕНИЕ СЛУХА, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ РЕЧИ. ТУГОУХОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНА В РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ – ОТ НЕБОЛЬШОГО НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИИ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ ДО РЕЗКОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ РАЗГОВОРНОЙ ГРОМКОСТИ. ПРИ ТУГОУХОСТИ У РЕБЁНКА ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ. ОДНАКО ОСТАЁТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СЛУХА ХОТЯ БЫ ОГРАНИЧЕННЫМ И ИСКАЖЁННЫМ СОСТАВОМ СЛОВ. ДЕТЕЙ С ТУГОУХОСТЬЮ НАЗЫВАЮТ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ. МНОГИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ, ОБЛАДАЯ РАЗЛИЧНЫМИ СТЕПЕНЯМИ СОХРАННОГО СЛУХА, НЕ УМЕЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ В ЦЕЛЯХ ПОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ. ДЕФИЦИТ СЛУХОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОРОЖДАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ, КОТОРОЕ ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ, ТАКИХ КАК СТЕПЕНЬ И СРОКИ СНИЖЕНИЯ СЛУХА, УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, НАЛИЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, РЕЧЕВАЯ СРЕДА, В КОТОРОЙ НАХОДИЛСЯ РЕБЁНОК. МНОГООБРАЗНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЭТИХ ФАКТОВ ОБУСЛОВЛИВАЮТ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. МНОГИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ШКОЛЬНИКИ НЕ ПОНИМАЮТ ОБРАЩЕННОЙ К НИМ РЕЧИ И ОРИЕНТИРУЮТСЯ В ОБЩЕНИИ НА ТАКИЕ ФАКТОРЫ, КАК ДЕЙСТВИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЖЕСТЫ И ЭМОЦИИ ВЗРОСЛЫХ. ДЕТИ С ЛЕГКОЙ И СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ ТУГОУХОСТИ МОГЛИ БЫ ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ, НО НЕРЕДКО ИХ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ПРИОБРЕТАЕТ ИСКАЖЁННЫЙ ХАРАКТЕР ИЗ-ЗА НЕРАЗЛИЧЕНИЯ БЛИЗКИХ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВ И ФРАЗ. ИСКАЖЁННОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, НЕУМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ – ВСЕ ЭТО НАРУШАЕТ ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ И СО ВЗРОСЛЫМИ, ЧТО ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ И НА ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ.

ПРИ ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ. ИХ УСТНУЮ РЕЧЬ ОТЛИЧАЕТ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКО– И СЛОГОСОЧЕТАНИЙ, ПОДКРЕПЛЯЕМЫХ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ЖЕСТАМИ И УКАЗАНИЯМИ НА ПРЕДМЕТЫ. КАК ПРАВИЛО, ИНТЕРЕС К ОБЩЕНИЮ ОТСУТСТВУЕТ. ПРИ ОВЛАДЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМОЙ РЕЧИ ТАКЖЕ ВОЗНИКАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ.

Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса,находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:

  • специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;
  • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно – коррекционного процесса;
  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
  • необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса,реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно – развивающей области;
  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
  • необходима индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
  • необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации;
  • следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно – коррекционных задач,специальную психолого – педагогическую поддержку семье, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.

Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших детей, включая:

  • увеличение при необходимости сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: при реализации;
  • условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу,способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся,формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;
  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  • учёт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;
  • обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления,наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;
  • целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.);применение в образовательно – коррекционном процессе соотношения устной,письменной, устно –дактильной и жестовой речи с учетом особенностей разных категорий слабослышащих и позднооглохших детей, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;
  • использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных,социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе,применение русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха), а также с учетом ситуации и задач общения;
  • осуществление систематической специальной (коррекционной) работы поформированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными иплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;
  • при наличии дополнительных первичных нарушений развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;
  • оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учётом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия;

.В классе 1  обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК

№ 213 от 15.04.2016 года, ИПРА № 199.16.86.2016

1.3.Цель программы:

 Коррекция недостатков психического и физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности эстетическое воспитание, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего речевого развития.

.

  Коррекционно – образовательные задачи:

  • формирование доступных обучающимся  эстетических  знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования
  • обучение детей музыке и ритмике

Коррекционно – развивающие задачи:

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся  средствами музыки и ритмики с учетом их индивидуальных возможностей;

        Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
  1. Общая характеристика учебного предмета.

Содержанием работы является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

       Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.  Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

   Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.  Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

  Программа по  состоит из следующих разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

     В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть обучюащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.   На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый разделразличное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

  Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.

  Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

   В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.  Основная цель данных упражнений — научить  детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

     Обучению  детей с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения   Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

        Обучение музыкально- ритмической деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществляются во втором классе в течение  всего года.  В неделю  проводится  по 3часа  –34 недели -  102 часа в год.  Занятия проходят в индивидуальной форме.

          Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);
  • Комбинированный урок;
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

Методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
  • Наглядные – наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения;
  • Методы изложения новых знаний;
  • Методы повторения, закрепления знаний;
  • Методы применения знаний;
  • Методы контроля.

Содержание программы

Программа музыкально-ритмических занятий включает следующие разделы:

  • Слушание музыки.
  • Музыкально – пластическое движение.
  • Декламация песен под музыку.
  • Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
  • Инсценирование (драматизация).

Слушание музыки. Восприятие музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции. Слушание музыки в исполнении учителя и аудиозаписи, словесное определение жанра, характера музыки, использование доступных средств музыкальной выразительности.

Музыкально – пластическое движение. Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки. Эмоциональное, выразительное правильное и ритмичное выполнение под музыку основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиционных народных, бальных и современных танцев. Развитие музыкально – пластической импровизации.

Декламация песен под музыку. Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение. Эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Обучение пению.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др).

Инсценирование (драматизация). Участие в театрализованных формах музыкально– творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры–драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок. Выражение образного содержания музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки). Развитие слухозрительного и слухового восприятия речи, закрепление навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей. Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.

3.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.        Учебный план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Слушание музыки

24

II

Музыкально0 пластические действия танцевальные упражнения

65

III

Упражнения с детскими музыкальными инструментами, обучение игре  

13

                                                                                                        Итого

102

3.2.        Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

I четверть

1

Вводный урок

Слухо-зрительное восприятие первичной инструкции. Определение максимального расстояния, на котором выявляется чёткая реакция на музыку и речевые стимулы. Безопасное использование звукоусиливающей аппаратуры, техники.

 Использование оборудования кабинета, табличек с речевым материалом, музыкальных игрушек: (барабан, бубен, металлофон, гармошка).

2

3

Построение. Восприятие музыки.

Слухо-зрительное восприятие

Музыкально-пластическое движение

Закрепление навыков построения и ходьбы друг за другом.

Слушание музыки

Восприятие и различение звучания музыки.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний. Умение изменять голос по силе. Произнесение речевого материала достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному.

4

5

6

Слушание музыки П.И. Чайковский « Лебединое озеро»

 Образ героев

Показ движений

7

8

9

10

11

Динамика музыки: громко

Движения под музыку.

Наклоны.

Повороты

Ритмическая игра

Музыкально – пластическое движение.

Закрепление навыков построения и ходьбы друг за другом.

Разучивание и выполнение наклонов в сторону и поворотов под счёт и под музыку

Слушание музыки

Закрепление навыка восприятия и различения на слух музыкального звучания.

Восприятие и различение на слух громкой и тихой музыки.

Музыкально-дидактическая игра на различение музыкального звучания («Кто первый?).

Называние музыкальных инструментов самостоятельно и с опорой на речевые таблички.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний. Умение изменять голос по силе. Произнесение речевого материала достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному.

12

13

14

Динамика музыки: тихо.

Фонетическая ритмика

Слитное воспроизведение  слогосочетаний

15

Темп музыки: быстрый.

-

16

Темп музыки: быстрый.

17

Темп музыки: медленный.

18

Темп музыки: медленный.

19

Темп музыки: умеренный.

20

Темп музыки: умеренный.

21

Музыкальные ритмы: вальс

22

Музыкальные ритмы: кадриль

23

Характер музыки.

Музыкально – пластическое движение.

Совершенствование движений  польки.

Выразительное исполнение польки под музыку.

Слушание музыки

Различение на слух громкой, тихой, негромкой музыки. Различение на слух быстрого, медленного и умеренного темпа музыки.

Различение на слух музыки дву-, трёх- и четырёхдольного метра. Определение на слух характера музыки (весёлый, грустный и т.п.), средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метрических).

Декламация песен под  музыку.

Понимание основных дирижёрских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение).

Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку и под руководством учителя.

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных, восьмых, половинных длительностей в умеренном и медленном темпе, выделение логического ударения во фразе.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Фиксирование сильной и слабой доли такта. Называние музыкальных инструментов самостоятельно и с опорой на речевые таблички. Использование синтезатора, треугольников, маракасов.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний. Умение изменять голос по силе. Произнесение речевого материала достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному.

24

25

26

Различение на слух громкой и тихой музыки

Музыкальные импровизации

Творческая работа «Музыка в рисунке»

27

Музыкальная игра «Ритмопластика»

28

29

30

Высотные соотношения звуков.

Пропевание высоких слогов

Пение песни «К нам спешит праздник»»

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений. Овладение элементарными гимнастическими и танцевальными движениями.

 Умение переносить тяжесть тела из стороны в сторону и вперед-назад.

Умение построиться в шеренгу, в колонну, в круг, в шахматном порядке.

 Активное участие в играх и упражнениях типа ”День - ночь” с ориентацией на начало и конец музыки.

Слушание музыки

Закрепление навыка по определению темпа и динамики музыки.

Восприятие  и различение высоких и низких звуков.

Декламация песен под  музыку.

Понимание основных дирижёрских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение).

Эмоциональное коллективное исполнение текста русских народных попевок под музыку и под руководством учителя.

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных, восьмых, половинных длительностей в умеренном и медленном темпе, выделение логического ударения во фразе.

Инсценирование (драматизация).

Музыкально-дидактические игры с элементами  драматизации  на закрепление понятий о темпе и динамике музыки, о звуковысотных отношениях в музыке.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное

воспроизведение слогосочетаний.

Уметь модулировать голос по силе. Уметь произносить гласные звуки кратко и долго.

31

32

Высотные соотношения звуков.

Пропевание низких слогов

33

Пение песни «Зимушка, зима»»

34

35

36

37

38

39

40

Декламация песен под музыку

Ритмический рисунок

Душа музыки- мелодия

Исценирование под музыку

Пение  «Школьная страна»»

Звуки протяжные

Звуки отрывистые

41

Марш. Показ элементов

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений. Овладение элементарными гимнастическими и танцевальными движениями. Овладение навыками простейших построений.

Изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену музыкальной динамики, темп. Фиксирование движениями сильной и слабой доли такта в музыке двух-, трёх- и четырёхдольного метра в умеренном темпе.

Слушание музыки

Различение на слух громкой и тихой музыки. Различение на слух быстрого, медленного и умеренного темпа музыки. Различение на слух марша, танца и песни при выборе из трёх пьес. Различение на слух маршей, танцев и песен различного характера при выборе из двух пьес одного жанра

Декламация песен под  музыку.

Понимание основных дирижёрских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение). Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку и под руководством учителя.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Фиксирование сильной и слабой доли такта. Называние музыкальных инструментов самостоятельно и с опорой на речевые таблички. Использование синтезатора, треугольников, маракасов.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное

воспроизведение слогосочетаний.

Уметь модулировать голос по силе. Уметь произносить гласные звуки кратко и долго.

42

Танец. Просмотр видеофильма.

43

44

История танца

Слушание музыки. Русские пляски

45

Средства музыкальной выразительности: динамика

Музыкально – пластическое движение.

Разучивание этюда, построенного на элементах русского танца.

Элементы хоровода (хороводный шаг, сужение-расширение круга, ритм-шаги в соединении с движениями рук).

Выполнение простейших построений (движение по диагонали, перестроения из одной линии в две и переходы из линии в линию)

Слушание музыки

Различение на слух громкой, тихой, негромкой музыки. Различение на слух быстрого, медленного и умеренного темпа музыки. Различение на слух музыки двух-, трёх- и четырёхдольного метра. Определение на слух характера музыки (весёлый, грустный и т.п.), средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метрических) на материале русской народной музыки.

Декламация песен под  музыку.

Декламация песни «Как на тоненький ледок» с соблюдением темпа, ритма, выделением логического ударения.

Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку и под руководством учителя.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Фиксирование сильной и слабой доли такта. Называние музыкальных инструментов самостоятельно и с опорой на речевые таблички. Использование треугольников, маракасов, бубенчиков.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное

воспроизведение слогосочетаний.

Уметь модулировать голос по силе. Уметь произносить гласные звуки кратко и долго.

46

Средства музыкальной выразительности:темп.

47

 Русский танец.

48

Игра на шумовых инструментах. Барабан

49

Русская народная музыка: Показ простейших движений

Музыкально – пластическое движение.

Разучивание движений, принятых в русском народном танце: положения рук, притопы, хороводный шаг.

Слушание музыки

Восприятие русских народных песен («Во поле берёза стояла», «Метелица») в умеренном и быстром темпе в исполнении музыкального руководителя.

 Декламация песен под  музыку.

Декламация песни «Как на тоненький ледок» с соблюдением темпа, ритма, выделением логического ударения.

Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку и под руководством учителя.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Знакомство с народными и шумовыми инструментами и их звучанием: балалайка, гармонь, трещотка, треугольник.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмического рисунка песни «Как на тоненький ледок».

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное

воспроизведение слогосочетаний.

Уметь модулировать голос по силе. Уметь произносить гласные звуки кратко и долго.

50

Народные инструменты. Музыка народов Севера

51

Музыкальные импровизации

52

Игра на инструментах. Металлофон

Слухо-зрительное восприятие инструкции. Безопасное использование звукоусиливающей аппаратуры, техники.

 Использование оборудования кабинета, табличек с речевым материалом, музыкальных игрушек: (барабан, бубен, металлофон, гармошка).

Музыкально – пластическое движение.

Выразительное исполнение движений русского народного танца.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических движений.

Слушание музыки

Восприятие русских народных песен в умеренном и быстром темпе в исполнении музыкального руководителя.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа папа до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса…до 4-5 слогов), слов и коротких фраз. Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (громкий-тихий). Восприятие на слух и воспроизведение  элементов ритмико-интонационной структуры речи: выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз.

Изменение голоса по силе (нормальный-громкий- тихий), сохраняя нормальный тембр.

Выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в

двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

53

   54

Слушание музыки «Колокольчики лесные»

Музыкально- пластические движения

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений: боковой галоп, поскоки, шаг польки. Импровизация под музыку движений танца со сменой мелодии. Овладение новыми танцевальными движениями.

Изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену музыкальной динамики, темп. Определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри среднего регистра.

 Слушание музыки

Восприятие музыкальных частей пьесы Кабалевского «Три подружки»: «Плакса», «Резвушка», «Злюка».

Различение на слух  музыкальных частей.

Выполнение упражнений «Звучащие картины», «Цветная музыка»  по пьесе Кабалевского, инсценирование.

Декламация песен под  музыку.

Знакомство с понятием «Композитор».

Определение характера мелодии, средств музыкальной выразительности (динамика, темп).

Декламация текста русских попевок с соблюдением темпа, ритма под музыкальное сопровождение.

Инсценирование (драматизация).Инсценирование музыкальной пьесы Кабалевского «Три подружки».

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа папа до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса…до 4-5 слогов), слов и коротких фраз. Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (громкий-тихий). Восприятие на слух и воспроизведение  элементов ритмико-интонационной структуры речи: выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз.

Изменение голоса по силе (нормальный-громкий- тихий), сохраняя нормальный тембр.

Выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в

двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

55

Движения под музыку

56

Игра на шумовых инструментах. Трейгольник

57

58

59

60

61

62

Фонетическая ритмика

Речевое дыхание

Ритмопластика

Пение песни  «Вдоль по Питерской»»

Работа над вокальными навыками

Декламация текста

63

64

Жанр и характер музыки: гопак.

Ритмические подскоки

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений.

Импровизация под музыку движений танца со сменой мелодии.

Ориентация в зале по точкам (диагональ)

 Разучивание несложных танцев.

Слушание музыки

Восприятие восходящих и нисходящих звуков.

Различение на слух регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (интервал не менее септимы), поступенного и скачкообразного звукорядов в среднем регистре. Определение на слух жанра и характера музыки (марш, танец, песня). Двигательное моделирование музыкальных образов (волк, утка, мальчик Петя, дед и др.)

Декламация песен под  музыку.

Декламация текста русских попевок с соблюдением темпа, ритма под музыкальное сопровождение.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Восприятие и различение звучания народных инструментов: балалайка, гармонь, трещотка, треугольник.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмического рисунка русских народных попевок.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа папа до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса…до 4-5 слогов), слов и коротких фраз. Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (громкий-тихий). Восприятие на слух и воспроизведение  элементов ритмико-интонационной структуры речи: выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз.

Изменение голоса по силе (нормальный-громкий- тихий), сохраняя нормальный тембр.

Выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в

двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

65

66

67

Разучивание простых танцевальных элементов

Повороты под музыку

Наклоны и приседания под музыку

68

69

70

Такт

Ритм

Метр

71

72

73

Музыка весны

Русские народные попевки

Слушание музыки . Опера Римского- Корсакова «Снегурочка»

74

75

76

77

Речевое дыхание

Приставной шаг

Чередование приставногот шага

Хоровод

78

Средства музыкальной выразительности: динамика

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений.

Импровизация под музыку движений танца со сменой мелодии.

Выразительное исполнение танца с лентами.

Слушание музыки

Восприятие и различение музыкальных пьес П. Чайковского, нахождение отличительных особенностей музыкальных произведений (при выборе из 2-х пьес).

Декламация песен под музыку.

Декламация текста русских песенок-потешек с соблюдением темпа, ритма под музыкальное сопровождение.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Воспроизведение ритмического рисунка к песне на элементарных музыкальных инструментах.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа папа до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса…до 4-5 слогов), слов и коротких фраз. Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (громкий-тихий). Восприятие на слух и воспроизведение  элементов ритмико-интонационной структуры речи: выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз.

Изменение голоса по силе (нормальный-громкий- тихий), сохраняя нормальный тембр.

Выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в

двух-, трёхсложных словах, логического ударения во фразе.

79

Музыкальная игра «Звукоряд»

80

Тоника

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений: боковой галоп, поскоки, шаг польки. Импровизация под музыку движений танца со сменой мелодии. Овладение вальсовыми танцевальными движениями.

Изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену музыкальной динамики, темп. Определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри среднего регистра.

Слушание музыки

Восприятие и различение музыкальных пьес из «Детского альбома» Чайковского, определение характера музыки и средств музыкальной выразительности.

Выполнение упражнений «Звучащие картины», «Цветная музыка», инсценирование.

Декламация песен под  музыку.

Определение характера мелодии, средств музыкальной выразительности (динамика, темп).

Декламация текста русских попевок с соблюдением темпа, ритма под музыкальное сопровождение.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа

папа… до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса… до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.

Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты и силы, сохраняя нормальный тембр.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз. Изменение голоса по силе.

(нормальный-громкий-

тихий), сохраняя нормаль-

ный тембр.

Передача в речи повествова-

тельной, восклицательной и

вопросительной интонации

81

82

Менуэт. Определение

Творческая работа «Музыка в рисунке»

83

84

Старинная музыка Слушание

Показ танцевальных движений в менуэте

85

86

87

88

89

90

Из чего состоит танец

Танец веселый

Танец грустный

Слушание музыки  «Кукла заболела»

Декламация под музыку

Тембровая окраска

91

Средства музыкальной выразительности: регистр.

Музыкально – пластическое движение.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных вальсовых движений.

Импровизация под музыку движений с предметами танца со сменой мелодии.

Ориентация в зале по точкам (диагональ)

 Разучивание вальсовой композиции.

Слушание музыки

Восприятие восходящих и нисходящих звуков.

Различение на слух регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (интервал не менее септимы), поступенного и скачкообразного звукорядов в среднем регистре. Определение на слух жанра и характера музыки (марш, танец, песня).

Декламация песен под  музыку.

Декламация текста русских попевок с соблюдением темпа, ритма под музыкальное сопровождение.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Восприятие и различение звучания народных инструментов: балалайка, гармонь, трещотка, треугольник.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмического рисунка русских народных попевок.

Инсценирование (драматизация).

Музыкально-дидактические игры на закрепление темпоритмических на определение жанра и характера музыки.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа

папа… до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса… до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.

Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты и силы, сохраняя нормальный тембр.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз. Изменение голоса по силе.

92

93

Звуки короткие. Пропевание

Звуки длинные. Пропевание

94

95

Пение песни «Журавленок»

Работа над вокальными навыками.

96

Импровизация

97

Народные инструменты.

Музыкально – пластическое движение.

Разучивание движений, принятых в русском народном танце.

Слушание музыки

Восприятие народной мелодии в умеренном и быстром темпе в исполнении музыкального руководителя.

Восприятие и различение звучаний народных инструментов.

Декламация песен под  музыку.

Коллективное исполнение р. н. п. «Светит месяц» (в умеренном темпе), с соблюдением ритмического рисунка мелодии, темпа, выделяя логическое ударение.

Расширение знаний о песенном творчестве русского народа, его обычаями.

Инсценирование (драматизация).

Инсценирование русской народной песни «Светит месяц»

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах ритмического рисунка с выделением сильной доли в музыки из песни «Светит месяц».

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).

Работа над речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа

папа… до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звука типа саса… до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.

Работа над голосом. Развитие голоса нормальной высоты и силы, сохраняя нормальный тембр.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний, слов и коротких фраз. Изменение голоса по силе.

98

99

Русский народный танец

Музыкально- пластические движения

100

Пение песни «Воробушек»

101

Работа над вокальными навыкам

102

Музыкальные импровизации

Музыкально – пластическое движение.

3.3.Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

Материально-технические условия

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
  2. Примерная программа основного общего образования по ритмике
  3. Авторская программа по ритмике и музыке
  4. Хрестоматии с нотным материалом.
  5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ритмики).
  6. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков ритмики.
  7. Научно-популярная литература по искусству.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

     Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  1. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  3. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.
  2. Фортепиано.
  3. Компьютер.
  4. Экран.
  5. Проектор.
  6. Наборы шумовых инструментов

        Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

                                 

            Оборудование кабинета

  1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
  3. Стол учительский с тумбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...