Урок музыки в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Технологическая карта урока с презентацией.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя

Зинатова Юлия Владимировна

Место работы

 МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»

Должность

Учитель музыки

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема и номер урока, раздел

Урок № 17, тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным   искусством».

Раздел II. «Музыка и изобразительное искусство»

Цели

Образовательные: 

-  сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством;

- сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;

 Развивающие:

- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;

Воспитательные:

- воспитание уважения к культурному музыкальному и изобразительному наследию прошлого.

Задачи

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

- овладение культурой отношению к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений;

- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений;  

- коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные: 

- освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, изобразительной);

- выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

Коммуникативные: 

-расширение представлений учащихся о музыкальной изобразительной культуре;

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. 

Предметные:

- научится понимать ключевые понятия и термины («пейзаж», «марина», колорит, художник, мастер);

- приобретут интонационно-слуховой опыт  на основе метода визуального и слухового сравнения.    

Основные понятия

 «пейзаж», «марина», художник.

Межпредметные связи

Музыка – изобразительное искусство.

Ресурсы

Основные:

  1. «Музыка. 5 класс», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская: учебник для общеобразовательных организаций: М.,  Просвещение, 2013г.
  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 CD MP3). Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс. 2013г.
  3. Мультимедийный комплекс (Презентация PowerPoint ),
  4.  https://ru.wikipedia.org/wiki 

Дополнительные:

  1. Музыкальный: «Океан – море синее» вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» и «Кукольный кек-уок» из  цикла «Детский уголок» Клода Дебюсси, «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»  П. Чайковского, «В детской» - «С куклой» М.Мусоргский,
  2. Художественный: «Впечатление. Восход солнца» Клод Моне, «Море» и «Морской пейзаж» Айвазовского, «Три музыканта» Пабло Пикассо.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Методы

Метод визуального и слухового восприятия.

Формы работы

Беседа, работа с учебником, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная работа.

План урока

   План урока:

1.        Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.        Актуализация знаний.

3.        Постановка учебной задачи. Введение в тему.

4.        Изучение нового материала.

5.        Первичное осмысление и применение изученного материала

6.        Подведение итогов урока, рефлексия.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организацион-ный. Мотивация к учебной деятельности.

 Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Приветствие учителя:

- Добрый день дорогие ребята! Меня зовут Юлия Владимировна, я проведу у вас урок музыки. Я рада вас видеть. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяете за мной: «Я в школе, я разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к новым знаниям».

 

Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст.

 

II Актуализация знаний.

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

Задача: 

- актуализация знаний обучающихся,

- вовлечь в определение темы урока.

Предлагаю сегодня вам побыть ценителями искусства.  

- А кого вы бы назвали ценителем искусства и где мы его можно встретить?

- А какие виды искусства вы знаете?

- Взгляните на экран и самостоятельно определите тему урока и запишите. Слайд 2.

(Приложение 1.)

Беседа с учителем, ответы на вопросы:

- слушатель, продавец, экскурсовод, в музее, в магазине, на концерте;

- Музыка, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ….

Дети отвечают и записывают тему урока.

III Постановка учебной задачи.

 Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Задачи: вовлечь в определение целей  урока.

Беседа.

Что нам предстоит узнать на уроке, определим нашу цель.

- Правильно, а как мы это сделаем?

(н/р два человека рядом, что их роднит,  что мы с вами  делали – сравнивали).

 

Беседа. Определение цели урока обучающимися.

  1. - что роднит музыку с изобразительным искусством ? Ответить на вопрос.

2) - сравнить произведения музыки и изобразительного искусства

IV Изучение нового материала.

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

Задачи:

-способствовать формированию ассоциативного мышления;

-развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального и изобразительного искусства;

-создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним.

Рассказ учителя. Объяснение нового материала

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы, о людях разных времён.

Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных времён.  Слайд 3

- Вглядываясь в картины что мы можем сказать о них, какая музыка звучит на каждой из картин?

- Можем ли мы услышать музыку на картине?

- как бы мы назвали такую картину?

 А музыку, которая ярко передаёт впечатления композитора?

Беседа. Слушание учителя. Ответы на вопросы.

- старинная, весёлая, громкая, танцевальная….

- Да.

- музыкальной – музыкальная живопись.

- живописной музыкой.

V  Первичное осмысление и применение изученного материала

 Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искуссива

Задачи:

-формировать   навыки художественного сравнения, сопоставления музыкальных и живописных произведений

-развивать образное, творческое мышление учащихся.

А теперь попробуем подобрать к картинам подобрать музыку.

Рассмотрите репродукции картин:

- что на них изображено?

Такие картины называют «Марина», а художников маринистами.

- А какое море по характеру?

1) Вы владеете галереей и у вас выставка картин моря, на всех картинах оно безмятежное, манящее, загадочное.  Слайд 4.

Какие палитру художники используют?

Какая музыка будет звучать на выставке?

Мелодия -

Ритм -

Динамика -

Темп –

- А теперь послушайте фрагменты музыкальных произведений и скажите какая музыка наибольшей степени соответствует?

Слушание музыки: «Океан – море синее» вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море  Клода Дебюсси.

2)Следующую картину опишите самостоятельно, письменно. Слайд 5. «Три музыканта» Пабло Пикассо. (Приложение 2.) Слайд 6. Слайд 7.

Слушание музыки:

  1. «Кукольный кек-уок» из  цикла «Детский уголок» Клода Дебюсси;
  2.  «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» П. Чайковского;
  3.  «В детской» - «С куклой» М.Мусоргский,

Кто поделится своим мнением?

Молодцы.

Беседа.

- море

- спокойное, безмятежное…

Слушание музыки.

- «Диалог ветра с морем» Клод Дебюсси.

Записывают свои ответы.

Ответы детей.

VI Подведение итогов урока, рефлексия.

 Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

Давайте подытожим:

Мы с вами сравнивали музыку и изобразительное искусство. Что же роднит их?

Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства – звуковая палитра.

Сила звука – цвета в картине

Ритм – чередование каких-либо элементов

Мелодия – «настроение» самой картины

Что вы запомнили по пройденному материалу на уроке? (Приложение 3)

Рефлексия: нарисуйте на своих листочках «Смайл» соответствующий вашему настроению после урока, а рядом напишите почему?

Беседа.

- настроение, характер….

Обучающиеся отвечают у доски, прикрепляя тезисы в бумажном виде магнитом на школьную доску.

Рисуют и сдают листы учителю.

VII   Домашнее задание.

Нарисуйте дома «Музыкальную картину»

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Приложение 2.

Таблица для самостоятельного заполнения.

Пабло Пикассо «Три музыканта»

Описание картины

Характеристика музыки

Какой фрагмент музыки больше всего подходит к данной картине?

№1 «В детской» - «С куклой» М.Мусоргский

№ 2 «Кукольный кек-уок» из  цикла «Детский уголок» Клода Дебюсси

№ 3 «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» П. Чайковского

Ваш ответ:

Приложение 3.

«Марина»

Маринист

Клод Дебюсси

Кукольный кек-уок

Пабло Пикассо

И.К.Айвазовский

Морской пейзаж

Три музыканта

Н.А.Римский- Корсаков

П.Чайковский

М.П.Мусоргский

Новая кукла

Диалог ветра с морем

Океан – море синее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...