Рабочая программа
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю «Мир музыки» для обучающихся 5 класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Корниенко Елена Михайловна,
учитель музыки
пос. Маршальское
- Пояснительная записка
Рабочая программа по модулю «Мир музыки» для 5 класса разработана на основе:
- достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.
- основной образовательной программы МБОУ "Маршальская СОШ".
Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
- Общая характеристика модуля «Мир музыки»
Особенностью модуля «Мир музыки» является то, что музыка является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально- образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
На уроках модуля «Мир музыки» закладываются основы музыкальной грамотности – приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи.
Наряду с развитием чувства ритма, пульсации приобретаются знания о простых размерах и соотношениях длительностей. Занятия музыкальной грамотой, сольфеджированием, изучением нот должны быть связаны с пением, слушанием музыки, игрой на музыкальных инструментах.
В результате освоения модуля «Мир музыки» у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения модуля школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
- Описание места модуля «Искусство народной музыки»
в учебном плане
Программа учебного предмета рассчитана на 17 часов (1 раз в 2 недели) и предназначена для учащихся 5 класса.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения модуля «Мир музыки»
В результате освоения предметного содержания предлагаемого внутрипредметного модуля у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения модуля «Мир музыки» в 5 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.
Предметными результатами изучения модуля «Мир музыки» в 5 классе являются формирование следующих умений.
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
- владение элементарными основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно), динамики (громко - тихо);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
Метапредметные результаты:
- умение строить речевые высказывания о музыке(музыкальных произведениях) в устной форме;
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, поселка).
- Содержание модуля «Мир музыки»
Раздел 1. Музыкальная азбука. Элементы музыкальной грамоты – 4 часа.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Ребусы, шарады, игры – все способствует лучшему запоминанию нот.
Раздел 2. Длительности нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке – 4 часа.
Формирование понятий о длительностях нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке.
Раздел 3. Музыкальный жанр. Музыкальная форма – 4 часа.
Музыкальная речь. Способы фиксации музыкальной речи. Музыкальные паузы. Музыкальные понятия: фермата, унисон. Понятие о музыкальном жанре.2 приема исполнения музыки: стаккато (отрывисто) и легато (связно). Музыкальная форма: двухчастная, трехчастная, вариации, рондо…
Раздел 4. Отечественные композиторы о Родине – 5 часов.
Отечественные композиторы о Родине. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих темам:
Раздел 1. Музыкальная азбука. Элементы музыкальной грамоты,
Раздел 2. Длительности нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке,
Раздел 3. Музыкальный жанр. Музыкальная форма,
Раздел 4. Отечественные композиторы о Родине.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1. Музыкальная азбука. Элементы музыкальной грамоты – 4 часа. | |||
1. | В гостях у скрипичного ключа. | 1 | Познакомить детей с основами нотной грамоты. |
2. | Что такое ноты. Нотный стан. | 1 | Познакомить детей с основами нотной грамоты: нотный стан или нотоносец. |
3. | Учимся писать ноты. Как петь по нотам. | 1 | Познакомить с нотной записью как способ фиксации музыкальной речи. Использование системы графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий |
4. | Музыкальная викторина | 1 | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
Раздел 2. Длительности нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке – 4 часа. | |||
5. | Длительности нот | 1 | Научить сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. |
6. | Музыкальные игры с длительностями нот | 1 | Различать названия нот, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. |
7. | Ритм. Сильные и слабые доли в музыке | 1 | Познакомить детей с средством муз. выразительности – ритмом. Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. Развивать слуховую активность детей. |
8. | Игры на развитие чувства ритма | 1 | Закрепить знания о средстве музыкальной выразительности – ритме. Игры «Прохлопай ритм», «Повтори» |
Раздел 3. Музыкальный жанр. Музыкальная форма – 4 часа. | |||
9. | Музыкальные паузы. | 1 | Ознакомить с нотной записью как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Музыкальные паузы. |
10. | Музыкальные понятия: фермата, унисон | 1 | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
11. | Жанры музыки | 1 | Научить - что такое жанр? Виды жанров по способу исполнения и по составу исполнения. |
12. | Музыкальная форма | 1 | Познакомить детей с музыкальными формами – 2 –х частной, 3-х частной, рондо, вариации. |
Раздел 4. Отечественные композиторы о Родине – 5 часов. | |||
13. | Отечественные композиторы о Родине. П.Чайковский | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни |
14. | Отечественные композиторы о Родине. М. Глинка | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни |
15. | Отечественные композиторы о Родине. Д. Шостакович | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни |
16. | Отечественные композиторы о Родине. С. Прокофьев | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни |
17. | Отечественные композиторы о Родине. Д. Кабалевский | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическое обеспечение способствует успешной реализации учебного процесса, включает в себя:
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия по творчеству;
- комплект методической и теоретической литературы;
- наглядные пособия;
- аудио- пособия;
- видео- пособия.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Для успешной реализации данной программы необходимо материально- техническое обеспечение:
- специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
- музыкальные инструменты: фортепиано, гармонь, баян, балалайка, шумовые и фольклорные инструменты;
- технические средства обучения: музыкальный центр, видео- и аудиоаппаратура, наборы СD и DVD- дисков;
Кадровое обеспечение учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2008г.
- М. Давыдова «Музыкальные вечера в школе» М., «Айрис Пресс» 2001 г.
- Т. Курушина «Музыка 1 -6 классы. Творческое развитие учащихся» В., «Учитель» 2009 г.
- Т. Затямина «Современный урок музыки» М., «Глобус»2010 г.
- Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Л., «Музыка» 2009 г.
- Л. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 -8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., Глобус, 2008 г.
- Песенные сборники.
- Планируемые результаты изучения модуля «Мир музыки»
Знать:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- позитивную самооценку музыкально- творческих способностей.
Уметь:
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- выражать чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- уметь развивать этические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...