Рабочая программа
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Корниенко Елена Михайловна

Модуль по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-modul-muzyka_5_kl.doc612 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маршальская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю «Мир музыки» для обучающихся 5 класса

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Корниенко Елена Михайловна,

учитель музыки

пос. Маршальское

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по модулю «Мир музыки» для 5 класса разработана на основе:

  • достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.
  • основной образовательной программы МБОУ "Маршальская СОШ".        

Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

  1. Общая характеристика модуля «Мир музыки»

Особенностью модуля «Мир музыки» является то, что музыка является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально- образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

На уроках модуля «Мир музыки» закладываются основы музыкальной грамотности – приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи.

Наряду с развитием чувства ритма, пульсации приобретаются знания о простых размерах и соотношениях длительностей. Занятия музыкальной грамотой, сольфеджированием, изучением нот должны быть связаны с пением, слушанием музыки, игрой на музыкальных инструментах.

В результате освоения модуля «Мир музыки» у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки,  обогащается  эмоционально-духовная  сфера,  формируется  умение решать  учебные,  музыкально-творческие задачи.  В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения модуля школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

  1. Описание места модуля «Искусство народной музыки»

в учебном плане

Программа учебного предмета рассчитана на 17 часов (1 раз в 2 недели) и предназначена для учащихся 5 класса.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения модуля «Мир музыки»

В результате освоения предметного содержания предлагаемого внутрипредметного модуля у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения модуля «Мир музыки» в 5 классе  являются формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,  учебно - познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
  • развитие этических чувств;
  • позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Предметными результатами изучения модуля «Мир музыки» в 5 классе являются формирование следующих умений.

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);
  • умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
  • владение элементарными основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно), динамики (громко - тихо);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский  жест).

Метапредметные результаты:

  • умение строить речевые высказывания о музыке(музыкальных произведениях) в устной форме;
  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
  • умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки;
  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни класса (школы, поселка).

  1. Содержание модуля «Мир музыки»

Раздел 1. Музыкальная азбука. Элементы музыкальной грамоты – 4 часа.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Ребусы, шарады, игры – все способствует лучшему запоминанию нот.

Раздел 2. Длительности нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке – 4 часа.

Формирование  понятий о длительностях нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке.

Раздел 3. Музыкальный жанр. Музыкальная форма – 4 часа.

Музыкальная речь. Способы фиксации музыкальной речи. Музыкальные паузы. Музыкальные понятия: фермата, унисон. Понятие о музыкальном жанре.2 приема исполнения музыки: стаккато (отрывисто) и легато (связно). Музыкальная форма: двухчастная, трехчастная, вариации, рондо…

Раздел 4. Отечественные композиторы о Родине – 5 часов.

Отечественные композиторы о Родине. Музыка о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду, любовь.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Программа  состоит  из  четырех разделов, соответствующих темам: 

Раздел 1. Музыкальная азбука. Элементы музыкальной грамоты,

Раздел 2. Длительности нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке,  

Раздел 3. Музыкальный жанр. Музыкальная форма,  

Раздел 4. Отечественные композиторы о Родине. 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной  деятельности  

Раздел 1. Музыкальная азбука. Элементы музыкальной грамоты – 4 часа.

1.

В гостях у скрипичного ключа.

1

Познакомить         детей        с основами нотной грамоты.

2.

Что такое ноты. Нотный стан.

1

Познакомить детей с основами нотной грамоты: нотный стан или нотоносец.

3.

Учимся писать ноты. Как петь по нотам.

1

Познакомить с нотной записью как способ фиксации музыкальной речи. Использование системы графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий

4.

Музыкальная викторина

1

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Раздел 2. Длительности нот. Ритм. Сильные и слабые доли в музыке – 4 часа.

5.

Длительности нот

1

Научить сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

6.

Музыкальные игры с длительностями нот

1

Различать   названия нот, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.

7.

Ритм. Сильные и слабые доли в музыке

1

Познакомить  детей с средством муз. выразительности – ритмом. Показать значение муз. средств для раскрытия содержания произведения. Развивать слуховую активность детей.

8.

Игры на развитие чувства ритма

1

Закрепить знания о средстве музыкальной выразительности – ритме.

Игры  «Прохлопай  ритм», «Повтори»

Раздел 3. Музыкальный жанр. Музыкальная форма – 4 часа.

9.

Музыкальные паузы.

1

Ознакомить с нотной записью как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Музыкальные паузы.

10.

Музыкальные понятия: фермата, унисон

1

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

11.

Жанры музыки

1

Научить - что такое жанр? Виды жанров по способу исполнения и по составу исполнения.

12.

Музыкальная форма

1

Познакомить  детей с музыкальными формами – 2 –х частной, 3-х частной, рондо, вариации.

Раздел 4. Отечественные композиторы о Родине – 5 часов.

13.

Отечественные композиторы о Родине. П.Чайковский

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни

14.

Отечественные композиторы о Родине. М. Глинка

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни

15.

Отечественные композиторы о Родине. Д. Шостакович

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни

16.

Отечественные композиторы о Родине. С. Прокофьев

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни

17.

Отечественные композиторы о Родине. Д. Кабалевский

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение способствует успешной реализации учебного процесса, включает в себя:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по  творчеству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • наглядные пособия;
  • аудио- пособия;
  • видео- пособия.

  Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Для успешной реализации данной программы необходимо материально- техническое обеспечение:

  • специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, гармонь, баян, балалайка, шумовые и фольклорные инструменты;
  • технические средства обучения: музыкальный центр,  видео- и аудиоаппаратура, наборы СD и DVD- дисков;

  Кадровое обеспечение учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2008г.
  2. М.  Давыдова «Музыкальные вечера в школе» М., «Айрис Пресс» 2001 г.
  3. Т. Курушина «Музыка 1 -6 классы. Творческое развитие учащихся» В., «Учитель» 2009 г.
  4. Т. Затямина «Современный урок музыки» М., «Глобус»2010 г.
  5. Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Л., «Музыка» 2009 г.
  6. Л. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 -8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., Глобус, 2008 г.
  7. Песенные сборники.

  1. Планируемые результаты изучения модуля «Мир музыки»

Знать:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,  учебно - познавательные и внешние мотивы;
  • наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
  • позитивную самооценку музыкально- творческих способностей.

Уметь:

  • ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • выражать чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • уметь развивать этические чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...