Создание ситуации успеха на уроках музыки.
методическая разработка по музыке на тему

Забирова Мунира Якубовна

           Эта статья посвящена серьёзной проблеме: создание ситуации успеха в обучении и воспитании младшего школьника. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.

Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки.

            Таким образом, инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности  ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен.

Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_situatsiya.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

Создание ситуации успеха на уроках музыки.

Что же такое успех? Успех – это хорошие результаты в работе, в учебе или удача в достижении чего-нибудь. Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития. Здесь нужно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация  — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех  — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Чтобы достичь успеха, надо многому учиться и прежде всего умению честно и много трудиться, трудиться осмысленно, ответственно, результативно, творчески. Этого требует от нас, преподавателей, сама жизнь. Этого требует и реформа школы - постоянно совершенствовать учебно-образовательный процесс, качественно и в комплексе решать воспитательные, развивающие, теоретические и, конечно, творческие задачи.

Все дети тянутся к красоте, хотят быть творческими, увлеченными. В каждом ребенке, независимо от его успеваемости по школьным предметам, заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть любимыми и оцененными окружающими.

Исходя из этого, все эти годы я старалась раскрыть в каждом ребенке его индивидуальность, подчеркнуть его лучшие качества, привить уважение к самому себе и любовь к музыке.

На протяжении большого количества лет работы с детьми выработались следующие заповеди:

- Будь терпеливой и великодушной.

- Иметь чувство юмора.

- Найди ключ к каждому ребенку.

- Не используй отметку как средство наказания.

- Не говорить: «не способен», говорить : «способности не раскрыты».

- Не забывать похвалить.

- Не иметь любимчиков.

У каждого преподавателя в классе есть дети, которые считаются трудными, слабыми, неперспективными в области специального музыкального образования. Такие педагоги должны обладать особым чувством такта и повышенного внимания к детям, которые недостаточно организованы, не имеют высокого чувства ответственности. Задача такого педагога - суметь заинтересовать ребенка. Для этого предлагается особый педагогический репертуар, уделяется большее внимание свободному музицированию, игре в ансамбле и аккомпанементу. На каждом уроке такой ребенок получает похвалу даже за самый маленький успех. Он не может быть постоянно для всех «мячиком для битья». Здесь задача учителя по специальности - проявить максимальную открытость и заинтересованность потенциальными возможностями ребенка. Любого человека надо хвалить и давать веру в себя, с верой он может творить чудеса. Именно поэтому считаю важным и обязательным показывать, как ученик трудился, чему научились, что дает ему возможность ощущать свое продвижение в учении, стимулируя его дальнейшую деятельность. Ученику не будет доставлять радости похвала, если преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости. Чтобы этого не происходило, я сравниваю с его прежними уроками, т. е. оцениваю продвижение.

Особенность обучения и воспитания трудных подростков для преподавателя в том, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломится в закрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает. Иногда, если до этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: “Как дела?” И подросток успокаивается. При встрече с мудрым наставником, который внушает ребенку доверие, он раскрывается с наилучшей стороны.

Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения. В результате анализа должны быть получены такие знания, которые можно будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомления детей с данным сочинением.

Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст вопрос, на который ученик сможет ответить:

1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор состояние человека (природы)?

2. Как прозвучала музыка?

Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос, не требующий размышления, суждения, логического заключения, вариативности ответа, а вопрос, дающий лишь воспроизведение ответа. Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика, подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему в дальнейшей его жизни.

Ситуации успеха не возникает когда, ученик не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. На уроке стараюсь предложить для начала лёгкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть ребёнок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит незаметно в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка повысить требования к нему.

Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным.

Труд учителя и труд учащихся должен обязательно сочетаться и быть подлинно творческим, лишь тогда он даст взаимное удовлетворение. В труде мы стремимся к достижению определенной цели, конкретного результата, который и является успехом.

 Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Список используемой литературы:

1. Акимова М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. Москва, 1992.

2.Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, 1993.

4. Аракелова Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. Москва, 1990.

5. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония.

6. Артоболевская А. Д.  «Первая встреча с музыкой»

7. Белкин. А.С.  Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991.

8. Брагина О. «На уроках Анны Даниловны Артоболевской»  Москва «Классика- XXI», 217с.  

9. Фролова С.С. Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей». М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...


 

Комментарии

Макеева Наталья Михайловна

Добрый день! Согласна с Вашими доводами по поводу создания ситуации успеха на музыкальных занятиях.