Джаз-искусство XX века
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему
конспект урока Джаз-искусство XX века.
Цель и задачи:
- рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки
- актуализация знаний детей о джазовой музыке
- прививать любовь к музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 24.7 КБ |
d_zh_a_z.pptx | 936.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Джаз. История и современность"
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки
Цель и задачи:
- рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки
- актуализация знаний детей о джазовой музыке
- прививать любовь к музыке.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиа,
- экран,
- презентация;
- звукозаписи джазовой музыки.
Ход урока
1. Организационный момент
Вход учащихся под песню Луи Армстронга “Hello ,Dolly” (Приложение 1)
Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?
Ученики. Это джаз.
Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза - часть истории ХХ века. Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Что же лежит в основе джаза? Каковы его корни, прежде всего, национальные?
Послушаем сообщение о джазе. (Сообщение делает ученик.)
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство.
Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.
Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон.
Учитель (выписывает на доске имя): Одним из исполнителей спиричуэлс был великий негритянский певец Поль Робсон. (Приложение 2)
“Hammer Song” – в исполнении Поля Робсона – слушание. (Приложение 2а)
Учитель: Ребята, ваше впечатление?
Ученики: Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о необычайной музыкальной одаренности негров.
Учитель: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?
Ученики: Конечно, нет.
Учитель. Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном многообразии, свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую (“синкопами”), в талантливой импровизации исполнителей.
Учитель: Я хочу предложить вам сообщение об изумительном исполнителе, композиторе, подлинном гении джаза, Луи Армстронге.
Учитель: Выписывает на доске имя.
1-й ученик. Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных “Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии, затем научил играть на корнете. “Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.
2 ученик
- 18 лет – ведущий корнетист.
- 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
- 25 лет – первые грамзаписи.
- 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по Европе.
- 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. “Хелло, Долли”, “Мэки Найф”. (Л.Армстронг “Wonderful world ”) (Приложение 3)
Учитель: Ребята, спасибо за исчерпывающее сообщение, садитесь. Для многих загадка: в чем же неповторимость игры Луи Армстронга?
Ученики: Виртуозное владение инструментом. Именно он привнес в джаз игру в высоком регистре, обогатил палитру джаза уникальными звуками. Чувствовал форму музыкального произведения. Мог быть прекрасным архитектором или драматургом. Его лучшие работы – драматические миниатюры. Заслуга: превратил джаз из коллективной музыки в искусство сольной игры.
Учитель: На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество разных школ, направлений, стилей.
Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде.
Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуон под аккомпанемент банджо, гитары или мандалины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Фотография Д.Гершвина. (Приложение 4)
Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример- творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина. Сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился. Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу “Порги и Бесс”, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.
Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.
Так возник стиль музыки, получивший название “симфоджаз”.
Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?
Ученики. Это слияние симфонической музыки и джаза.
Учитель - Послушайте фрагмент из “Рапсодии в блюзовых тонах” (Приложение 5)
Учитель. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки, есть лишь основа в виде какой – либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства , но и творческого дара.
Примером вышесказанного может служить исполнение джазовой композиции русским музыкантом Даниилом Крамером. (Приложение 6)
Просмотр презентации по теме урока. (Приложение 7)
2. Разучивание песни “Джаз” Я. Дубравина
– Ритм прохлопать по фразам.
– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?
3. Итог урока
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
Под музыку “Into Each Life Some Rain Must” учащиеся уходят с урока. (Приложение 8)
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инструменты джаза
Возникновение Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой .
Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение .
Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Негры были насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Эту музыку составили преимущественно спиричуэлс , в которых униженные и угнетенные рабы пели буквально обо всем, что составляло их жизнь.
Духовные песни негров Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не слышавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых. Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс – духовные песни негров . Одна из исполнительниц спиричуэлс Махалия Джексон
Истоками джаза считаются : Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы
Блюз Блюз является представителем светского музицирования американских негров , появившегося задолго до джаза. В сущности, он оказывается аналогом баллад, завезенных переселенцами из Старого Света, но с характерными афроамериканскими чертами
Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности и многое другое.
Луи Армстронг Изумительный исполнитель, композитор, подлинный гений джаза .
Полное имя Луи Дэниел Армстронг Дата рождения 4 августа 1901 Место рождения Новый Орлеан Дата смерти 6 июля 1971 Место смерти Нью-Йорк Страна США Инструменты Труба Жанры Джаз Псевдонимы Satchmo , Pops
Л. Армстронг родился в бедности, дед был рабом, мать – прачкой. Начал играть на корнете с 14 лет, не зная нот. С 23 лет – лучший джазмен своего времени.
Элла Фицджеральд
Элла Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 г. в маленьком городке Нью-порт Ньюс в штате Вирджиния .
В 1934 году она ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась принять участие в любительском конкурсе исполнителей
Ее дебют состоялся 21 ноября 1934 года. Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.
Музыканты поражались безупречному чувству ритма, легкости и какой-то особой полётности ее голоса, девической чистоте тембра, которую она сохранила до глубокой старости, и ... ее неподдельной скромности, глубокому равнодушию ко всему, что зовется суетой мирскою..
О джазе спорили больше, чем о каком-либо другом виде музыкального искусства. Рьяные поклонники джаза считали его чуть ли не единственным подлинно современным родом музыки, а столь же рьяные противники вообще отрицали его право называться искусством. Кто же прав?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Джаз - искусство XX века"
Урок по теме "Джаз - искусство XX века" для 6 класса по программе Е.Д. Критской. На этом уроке учащихся знакомятся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возник...
Джаз - искусство XX века.
Конспект урока в 6 классе по программе Е.Д.Критской...
Джаз - искусство XX века.
Презентация к уроку музыки по программе Е.Д.Критской 6 класс....
Джаз - искусство ХХ века
Урок формирования новых знаний в рамках темы "Музыка серьезная и музыка легкая".Рассмотрены вопросы возникновения джаза как жанра музыкального искусства, определены характерные черты мухыкального язык...
Джаз - искусство ХХ века. Презентация.
Презентация к уроку....
Конспект урока с презентацией для учащихся 6 классов на тему: " Джаз -искусство 20 века"
Урок разработан на основе программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. К уроку прилагается авторская мультимедийная презентация....
Методическая разработка урока по музыке 6 класс "Джаз – Искусство 20 века."
Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.Тип урока – развивающий (формирование новых з...