Рабочая программа по музыке
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Баулина  Марина   Геннадьевна

Программа  по  музыке  под  редакцией  Сергеева ,Критская    для  учащихся  4,5,7  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx13.88 КБ
Microsoft Office document icon 5_klass.doc135 КБ
Microsoft Office document icon 7_klass.doc168 КБ
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx37.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты: 

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты:

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено:                                                                   Согласовано:                                                                                 Утверждаю:

на  заседании  методического                                       Заместитель  директора  по                                      Директор  МБОУ «Большеберезниковск ая   СОШ»

 объединения  учителей  искусства                               УВР    Прокина  Н.И.   __________                                     Кулагин  И.А.  ________

 Руководитель  МО:___________                                                          

     Протокол №  _______

от  “____” августа  2016 г.                                             от  “____”  августа  2016 г.                                                     от  “____” августа 2016 г.

Рабочая  учебная  программа

«Музыка»

5 Б КЛАСС

1 час  в  неделю

(всего 34 часа)

                                                 Составитель:    учитель  музыки    Баулина  М.Г.

       2016  -  2017   уч. г.

Результаты  освоения  программы по учебному предмету «Музыка» 5 класс.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся   научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально- творческой деятельности;

Предметные результаты:

обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

  • воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
  • характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
  • дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
  • выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

  • интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
  • предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит  в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).

Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.

Содержание  рабочей   программы   предмета   Музыка»

5 класс

В рабочей  программе  рассматриваются   разнообразные  явления  музыкального искусства  в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),  изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература”  -  18 часов

   Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” - 16 часов

   Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Раздел  1. Музыка  и  литература

18

1.

Что  роднит  музыку  с  литературой.

Вводный

1

2 -4

Вокальная музыка.

Расширение  и  углубление  знаний

2

5 -6

Фольклор  в  музыке   русских композиторов.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

7.

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.

Расширение  и  углубление  знаний

1

8-9

Вторая  жизнь  песни.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

10.

«Всю жизнь   несу  родину  в  душе».

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

11-13

Писатели  и  поэты  о  музыке  и  музыкантах.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

14.

Первое  путешествие  в  музыкальный  театр. Опера

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

15.

Опера – былина  Н.А. Римского – Корсакова  «Садко».

Расширение  и  углубление  знаний

1

16.

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет

Расширение  и  углубление  знаний

1

17.

Музыка  в  театре, кино, на  телевидении.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

18.

Третье  путешествие    в  музыкальный  театр.  Мюзикл. Обобщение  темы   раздела.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

Раздел   2. Музыка  и  изобразительное  искусство

16

19.

Что  роднит  музыку  с  изобразительным  искусством.

Вводный.Расшире-ние  и  углубление  новых  знаний

1

20.

«Небесное  и  земное»   в  звуках  и  красках.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

21.

«Звать  через  прошлое   к  настоящему».

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

22 -23

24.

Музыкальная  живопись  и  живописная  музыка.

Колокольные  звуки  в  музыке   и  изобразительном  искусстве.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

1

25.

Портрет  в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

26.

Волшебная  палочка  дирижёра.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

3

27.

Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

28.

Застывшая  музыка.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

29.

Полифония   в  музыке   и  живописи.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

30.

Музыка  на  мольберте.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

31.

Импрессионизм  в  музыке  и  живописи.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

32.

«  О  подвигах, о  доблести, о  славе…»

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

33.

«В  каждой  мимолётности   вижу  я  миры»

Расширение  и  углубление   знаний

1

34.

Мир  композитора. Обобщающий  урок.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено:                                                                   Согласовано:                                                                                 Утверждаю:

на  заседании  методического                                       Заместитель  директора  по                                        Директор  МБОУ  «Большеберезниковская СОШ»

 объединения  учителей  искусства                               УВР    Прокина  Н.И.   __________                                     Кулагин  И.А.  ________

 Руководитель  МО:___________                                                          

     Протокол №  _______

от  “____” августа  2016 г.                                             от  “____”  августа  2016 г.                                                     от  “____” августа 2016 г.

Рабочая  учебная  программа

«Музыка»

7   А  КЛАСС

1 час  в  неделю

(всего 34 часа)

                                                 Составитель:    учитель  музыки    Баулина  М.Г.

       2016  -  2017  уч. г.

Пояснительная записка.

Цель   изучения  - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

     Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы.         

Общая характеристика:

-краткая характеристика –       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

-сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа – данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

-информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование – в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем,а  именно:

-    1  час  темы  18 урока  перенесён  на  тему  «Соната»

-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом -  данная программа разработана в соответствии с  учебным планом образовательного учреждения   в рамках  учебного предмета «Музыка» для 7 классов. В соответствии с учебным планом в 7 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 34  часа (из расчета 1 час в  неделю) , программа используется  в  инвариантной части.

Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования- 

  Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:

7        класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

•        понимать роль музыки в жизни человека;

  • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Содержание  программы предмета Музыка.  7 класс.

Тема   I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки.»  17 часов.

Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой  чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и  др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

 Первое  полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве»  в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Урок  1.  Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

    Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)  

         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок  6-8. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)    

          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок  9 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 

Урок   10 - 11.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

        Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  12 -13. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок  14. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

 Урок  15. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок  16. «Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)

            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта»           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.

Тема  II  полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки -  17 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18- 19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)

           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок  22.  «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 23 – 25. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(2ч)

           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок  26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)

   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

          Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 .Заключительный  урок – концерт года.

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Тематическое планирование по дисциплине «Музыка. 7 класс.»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Раздел 1. Особенности  драматургии сценической музыки.

17

16

1

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

17

16

1

Итого

34

32

2

Календарно -тематическое планирование . Музыка  7    класс.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Из них

Дата проведения занятия

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа,ч.

Планируемая

Фактическая

1

Раздел 1. Особенности  драматургии сценической музыки.

17

1.

Классика  и  современность

Вводный

1

2.

В  музыкальном  театре. Опера.

Расширение  и  углубление  знаний

1

3.

Опера  М.И. Глинки  «Иван  Сусанин»

Расширение  и  углубление  знаний

1

4 - 5

Опера  А.П. Бородина  «Князь  Игорь»

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

6.

В музыкальном театре. Балет.

Расширение  и  углубление  знаний

1

7 – 8.

Балет   Б.И. Тищенко  «Ярославна»

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

9.

Героическая  тема  в  русской  музыке.

Повторение   и  обобщение  полученных  знаний

1

10 – 11.

В  музыкальном  театре. «мой   народ – американцы». Опера  Дж. Гершвина  «Порги и  Бесс».

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

2

12 – 13.

Опера  Ж. Бизе  «Кармен»

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

14.

Балет  Р.К. Щедрина  «Кармен – сюита»

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

15.

Сюжеты  и  образы   духовной  музыки.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

16.

Рок – опера  Э.Л. Уэббера  «Иисус Христос  - супер   -звезда»

Расширение  и  углубление  новых  знаний.

1.

17.

Музыка  к  драматическому  спектаклю  Д.Б. Кабалевского  «Ромео  и Джульетта».Обощающий  урок.

Расширение  и  углубление  новых  знаний.Обобщающий  урок.

1

1

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18.

Музыкальная  драматургия – развитие  музыки.

Расширение  и  углубление  новых  знаний. Сообщение  новых  знаний (комбинированный)

1

19.

Два  направления  музыкальной  культуры: светская    и  духовная музыка.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

20.

Камерная  инструментальная  музыка: этюд,

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

21.

Транскрипция.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

22.

Циклическая  форма   инструментальной  музыки.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

23-25

Соната.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

3

26-30

Симфоническая  музыка.

Расширение  и  углубление  новых  знаний

1

31.

Симфоническая  картина  «Празднества»  К. Дебюсси.

Сообщение  и  усвоение  новых  знаний

1

32.

Инструментальный  концерт.

Расширение  и  углубление   знаний

2

33.

Дж. Гершвин  «Рапсодия  в стиле  блюз».

Расширение  и  углубление   знаний

1

34.

Заключительный  урок-концерт  года.

Обобщающий  урок.

1

1

Материально-техническое обеспечение учебного предмета " Музыка"

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2014г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  7 класс», М., Просвещение, 2014г
  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
  • учебник «Музыка. 7 класс», М.,  Просвещение, 2014г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6.  «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  16. Песенные сборники.
  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
  18.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.



Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие  «Музыкальная  мозаика».

Цель:

- создание благоприятной атмосферы для творческой деятельности и эстетического восприятия разных видов искусств.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся; показать взаимосвязь музыки и живописи;
  • воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру;
  • способствовать развитию навыка слушать и видеть, сопоставлять услышанное с жизнью.

Учитель.

- Добрый  день, уважаемые  учителя, гости  нашего мероприятия, добрый день  ,ребята! Сегодня  я  пригласила  вас  на  наш  конкурс, который  называется  «Музыкальная  мозаика». Он состоит из  7 этапов, которые вам  предстоит  пройти, за  которые вы  получите  очки  и  по  итогам   нашей  музыкальной  игры,  наше  жюри  определит  команду - победителя.

А  сейчас  позвольте  мне  представить  наше  компетентное  и  объективное  жюри. Это :

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- И  чтобы  не  перепутать  все  ваши  ответы, я   даю  вам минутку  времени  на  то, чтобы вы  придумали  названия  команд.

- Ну  что ж, мы начинаем наше музыкальное  состязание  и  я  приглашаю  вас  на первый  конкурс, который  называется  «Музыкальные  загадки»

 за правильный – 1 балл

“ Музыкальные загадки”

1.  Ясно музыка звучала,
В чёрный фрак всегда одет,
Пуговицы из металла.
Есть на нём утиный клюв,
Может птицей прокричать,
Но запомни: не подув,
Музыку нельзя сыграть!
Голос чистый, голос ясный,
Ты запомнил или нет?
Этот инструмент прекрасный
Называется… (кларнет)

2.  Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные,
И, на волнах качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую
Все струны нам изображают,
Все Звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко.
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки  нежны, струны тонки.
Наш   инструмент зовётся…(арфа)

3. Струнный, смычковый,
В оркестре не новый.
В джазе он часто
Бывает щипковый.
Голосом низким
Приветствует вас
Важный, солидный.
Большой…(контрабас)

4.Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет
По-разному звучать он может.
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт.
Не контрабас и не свирель,
Зовут её…(виолончель)

5. Кто в оркестре всем поможет
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это? (барабан)

6. В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент
Волшебный…(скрипка)


- Надеюсь,что  вы  хорошо  отгадали  загадки, жюри подводит итоги, ну, а  я  приглашаю  вас     2  конкурс,который  называется  «Найди ноту». 

 Сложить слова из нот и слогов (слоги перемешать). Например: название ноты «ми» и буквы «Г» в сумме дадут слово МИГ.  Слова сложить на мольбертах.

1) ко-ЛЯ-ска,   ФА-ры,   по-ЛЯ-на,     пре-МИ-я,     СИ-РЕ-нь,   ДО-ска,      зем-ЛЯ,    ФА-МИ-лия, МИ-моза,    бе-РЕ-г.

2) ДО-ЛЯ,   ФА-СОЛЬ,   МИ-р,   ДО-МИ-к,   ЛЯ-гушка,   ФА-кел,   ДО-МИ-но,    с-РЕ-да,  по-МИ-дор,    спа-СИ-бо.

3  конкурс. Брейн – ринг.

ВОПРОСЫ «1»

1. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? Ответ: Фортепиано.

2. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и  баян? Ответ: Аккордеон.

3. Как называется русский народный трехструнный щипковый инструмент? Ответь: Балалайка.

4. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? Ответ: Баян.

5. Как называется народный духовой инструмент, основу которого составляет кожаный мешок и несколько трубок? Ответ: Волынка.

6. Название какого музыкального инструмента в переводе французского означает «королевский»? Ответ: Рояль.

7. Какой смычковый инструмент несколько уступает по размерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? Ответ: Виолончель.

8. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки? Ответ: Гусли.

9. Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах? Ответ: Звонарь.

10. Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? Ответ: Ложки.

11. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? Ответ: Лира.

12. Как называется музыкальная погремушка? Маракас.

13. Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.

14. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.

15. Как называется небольшой переносной орган? Шарманка.


4  конкурс.   Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с животным и растительным миром.

1. Назовите животное, в названии которого есть нота "ре". (Черепаха.)
2. Назовите растение, в названии которого есть нота "соль" и еще одна нота. (
Фасоль.)
3. Назовите птицу и цветок, в названиях, которых есть нота "си". (
Синица, сирень.)
4. Назовите птицу и растение, в названиях, которых есть нота "до". (
Удод, подорожник.)

5  конкурс. Ребус. Конкурс капитанов.

Ведущий. Выберите по одному представителю от команды. Его задача – прочитать то, что написано на плакате.


http://nsc.1september.ru/2002/24/15.gif

http://nsc.1september.ru/2002/24/16.gif

http://nsc.1september.ru/2002/24/17.gif


6  конкурс. Вопросы – загадки.


Первое слово:

1. Когда он маленький, то желтенький и пушистый.

2. Он любит плавать и нырять в воде.

3. Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку 
со счастливым концом. 

Отгадка: утенок + утенок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, ел. Ю. Энтина).

 

Первое слово:

1. Он похож на стрекозу.

2. Но сделан он из металла.

3. И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.) 

Второе слово:

 1. Это холодное и сладкое. 2. Его нельзя есть, когда болит горло. 3. Держать его нужно за палочку.(Эскимо.) 
Отгадка:

вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского).

 


Первое слово:

1. Это моллюск.

2. Люди считают, что они передвигаются очень медленно.

3. У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.) 


Второе слово:

1. Они живут в жарких странах.

2. Люди говорят, что их можно сделать из мухи.

3. Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.) 


Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского).

 

 

Первое слово:

 1. Они бывают на небе, но не каждый день.

2. Ночью их не увидишь.

3. Они очень похожи на белую вату. (Облака.) 


Второе слово:

1. У маленьких детей она бывает деревянной.

2. Она была верным другом каждого былинного бога 
тыря.

3. А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви (Лошадка.) 


Отгадка: облака + лошадки = песня «Облака» из мультфильма

«Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова). 


Первое слово:

 1. У него уши на коленках.

2. Он умеет прыгать.

3. На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)

Второе слово:

1. Она мягкая и зеленая.

2. Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, 
на огороде.

3. Ее любит есть корова. (Трава.) 


Отгадка: трава + кузнечик = песня«В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).