"А музы не молчали..."
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Урок посвящён истории создания симфонии № 7 (Ленинградской) Д.Д. Шостаковича. Знакомство детей с темами этого великого произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_muzy_ne_molchali.docx | 15.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«А музы не молчали…»
Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича
Конспект урока по духовно - нравственному воспитанию
На уроках музыки в седьмом классе
Преподавателя ГБОУ школы №26
Абоймовой Анны Александровны
Цели:
1 Образовательные:
-Седьмая (Ленинградская) симфония - выдающийся памятник героизму народа в годы Великой Отечественной войны.
-Учить анализировать, выделять основную главную мысль произведения
-Учить слышать резкий образный конфликт темы Родины и темы фашистского нашествия.
-Учить слышать и узнавать «голоса» музыкальных инструментов оркестра.
2.Развивающие:
-развивать умение слышать классическую музыку.
-развивать умение слышать оттенки мысли и чувства эмоционального музыкального произведения
3.Воспитательные:
-воспитывать через музыку национальную гордость за свой народ, благодарность и уважение к победителям.
-воспитывать искреннее сострадание к участие людей в войне
-воспитывать у учащихся интерес, понимание и любовь к классической музыке.
План урока:
1.Организационное начало урока:
-Распевка
-исполнение песен
В.Баснер, М.Матусовский «С чего начинается Родина?»
В.Баснер, М.Матусовский «На безымянной высоте»
2.Вводная беседа:
Есть две святые для каждого ленинградца даты - день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января и День Победы 9 мая. Мужество и героизм проявленный жителями Ленинграда беспримерно и бессмертно. Но самое удивительное, что среди ужаса, голода и смерти люди находили силы для творчества. Песня и музыка была, как добавочный кусок хлеба, как источник тепла, мужества и надежды. Это была сила и вера в Победу- что помогло людям выжить.
3.Сообщение темы и цели урока:
Седьмая,( Ленинградская) симфония Д.Д.Шостаковича впервые прозвучала 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве.Но по настоящему большой политический резонанс во всем мире Седьмая симфония получила после исполнения в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Исполнял произведение симфонический оркестр, образованный из оставшихся в городе музыкантов, под управлением К.И.Элиасберга. Для ленинградцев это выступление ещё больше утвердило веру в Победу. Чтобы понятней было, в каких условиях исполнялась симфония-стихи простого солдата Николая Савкова, о одновременно исполняемой другой симфонии, «симфонии около орудий!»
…И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась - Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал,
…И в зале – шквал,
И по фронту - шквал.
…А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.
В один из дней, когда музыканты только расписывали партитуру симфонии, командующий ленинградским фронтом генерал – лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров артиллеристов. Задача была поставлена кратко:
-Во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!
Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своём дневнике: «Симфонию Шостаковича играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йоке, но в ленинградском исполнении было своё – ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю, с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и может быть, только в нем она и могла родится. В этом её особая сила.»
За все восемьдесят минут, пока звучала Седьмая (Ленинградская) Симфония Шостаковича, ни один вражеский снаряд так и не разорвался в Ленинграде. Ни один стервятник с чёрным крестом на крыльях не прорвался в небо над городом.
4. Слушание фрагментов симфонии.
5.Анализ
-тема фашистского нашествия (разбор средств муз. выразительности с учащимися)
-тема Родины, величия и героизма советского народа (разбор средств муз. выразительности с учащимися)
6.В завершении урока исполнение песни Я. Дубравина и В.Суслова «Медаль за оборону Ленинграда»
А вы, ученики, учителя
Сыны героев и блокады дети
Следите, как при свете фитиля
Доносятся из мрака звуки эти.
Симфонии, рожденной над огнем,
Стон пулею пробитого гобоя,
Той музыки, что шла в голодный дом
И людям заменяла хлеб собою…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А музы не молчали...
Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе над фашизмом....
А музы не молчали
Презентация к внеклассному занятию по теме "Песни великого подвига"...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Музы не молчали"
Данный ЦОР может быть использован на уроках истории, литературы, МХК, внеклассных мероприятиях о Великой Отечественной войне....
"А музы не молчали"
Историко - литературный вечер "А музы не молчали" проводился в рамках фестиваля гуманитарных наук...
Литературно-музыкальная композиция "Музы не молчали"
Композиция посвящена 67 годовщине Великой Победы. Участвовали учащиеся 7А, 7Б, 8А классов....
«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)
Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...
А музы не молчали. Внеклассное мероприятие по литературе.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. Для получения презентации необходимо файлы den_pobedy1.zip, den_pobedy2.zip, den_pobedy3.zip переименовать соответственно в файлы den_pobedy.001, den_...