Презентация Опера-былина "Садко"
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему
Учебная презентация Опера-былина "Садко" к учебнику "Музыка" 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, раздел "Музыка и литература" и методический комментарий к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опера-былина "Садко" | 2.27 МБ |
Методический комментарий к презентации | 26.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине. Формировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине). Задачи урока: Расширить представления учащихся о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова . Определить важный принцип драматургии композитора –противопоставление двух миров: реального и сказочного. Определить средства музыкальной выразительности помогающие созданию волшебства в музыке. Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке.
Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908) Великий русский композитор. Основное содержание творчества Н.А. Римского – Корсакова – сказки, легенды, русская история. Современники называли его «композитором - сказочником».
« Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения». Н.А. Римский–Корсаков.
Детские и юношеские годы композитора Римский- Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье. В 1862 окончил Морской корпус. Получил офицерское звание и отправился в дальнее плавание на судне «Алмаз». По возвращении он решил посвятить свою дальнейшую жизнь музыке.
«Айвазовский» в музыке Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти со времени заграничного плавания на клипере "Алмаз". Впервые в русской музыке море «зазвучало» всеми красками.
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Либретто —литературная основа оперы , краткое изложение сюжета. Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня, сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Былину можно не только рассказать но и спеть и даже поставить оперу.
Как во славном Нове-городе Был Садко, веселый молодец; Не имел он златой казны, А имел лишь гусельки яровчаты ; По пирам ходил-играл Садко, Потешал купцов, людей посадских Господин Великий Новгород
Главные действующие лица Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.
Вступление к опере- «Океан- море синее»
Сцена появления лебедей и их сказочное превращение
Заиграйте мои гусельки Заиграйте, мои гусельки , Заиграйте, струны звончаты ! Как под часты переборы мои Расплясалися лебедушки. Лёли-лёли , лебеди, Лёли-лёли , белые! Краше всех их одна девица, Лучше всех одна лебедушка, Собирает белы цветики, Молодильнички душистые. Лёли-лёли , цветики, Лели-лёли , белые! Для мила дружка венок плетет Душа-девица.
А.Васнецов «Новгородский торг» «Гой вы, гости иноземные, гой вы люди заезжие! Вы пропойте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далёкие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше чудес повстречается. Ты варяжский гость, гость индийской земли, а и гость великого города Веденца ».
Каждый гость хвалит свою страну Варяжский гость О скалы грозные дробятся с ревом волны И с белой пеною, крутясь, бегут назад; Но твердо серые утесы Выносят волн напор, Над морем стоя. От скал тех каменных у нас, варягов кости, От той волны морской в нас кровь-руда пошла, А мысли тайны – от туманов. Мы в море родились, Умрем на море.
Индийский гость Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полуденном, Далекой Индии чудес. Есть на теплом море Чудный камень яхонт; На том камне Финикс , Птица с ликом девы, Райские все песни Сладко распевает, Перья распускает, Море закрывает.
Вединецкий гость Город каменный, городам всем мать, Славный Веденец середь моря стал. А и раз в году церковь чудная Поднимается из синя моря. Соезжаются к ней да дивуются Славны витязи все из-за моря. А могучий князь, в золотом дворце, Обручен кольцом с морем синим.
Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.
Колыбельная Волховы Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу, А и сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал. А и где же спит Садко, Купав добрый молодец. Баю-бай баю-бай , Баю-бай баю-бай .
Сила искусства Фантастическое существо, бездушная красавица Волхова, превратилась в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей. В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6 классы Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2013 Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Музыка учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений 4-е издание Москва «Просвещение» 2012 http://sadko-opera.ru/istoriya-operi/29-sadko-history.html http://www.belcanto.ru/sadko.html http://www.rodon.org/rkna/s.htm
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа участника
проблемно-тематического семинара
«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки/изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательных организаций»
Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся 5-7 классов (презентация и методический комментарий)
Учитель музыки 1-ой квалификационной категории МОУ СОШ №2 г. Ивантеевки МО Аршакян Маринэ Людвиговны.
Руководитель: Г.П.Сергеева, к.п.н., доцент
Москва 2014
Методический комментарий.
Слайд №1
Учебная презентация
к учебнику «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Раздел «Музыка и литература» Опера-былина «Садко»
Подготовила учитель музыки
1-ой квалификационной категории МОУ СОШ №2 г.Ивантеевки
Аршакян М.Л.
Слайд №2
Цели урока:
- Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.
- Формировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
Задачи урока:
- Расширить представления учащихся о творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова.
- Определить важный принцип драматургии композитора –противопоставление двух миров: реального и сказочного.
- Определить средства музыкальной выразительности помогающие созданию волшебства в музыке.
- Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке.
- Сформировать творческий интерес, эмоциональную отзывчивость учащихся к жанру – литературная сказка как синтеза 2-х видов искусств: музыки и литературы.
Слайд №3
Великий русский композитор. Основное содержание творчества Н.А. Римского – Корсакова – сказки, легенды, русская история.
Современники называли его «композитором - сказочником».
Н.А. Римский–Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты.
Слайд №4
« Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения».
Н.А. Римский–Корсаков.
Слайд №5
Римский- Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье. В 1862 окончил Морской корпус. Получил офицерское звание и отправился в дальнее плавание на судне «Алмаз». По возвращении он решил посвятить свою дальнейшую жизнь музыке.
Слайд №6
Свои впечатления, накопившиеся во время морских странствиях, композитор воплотил в своих произведениях. Римский- Корсаков подобно художнику Айвазовскому передал движение моря. Впервые в русской музыке море «зазвучало» всеми красками.
Слайд №7
Вспомнить определения былины (былину не только можно рассказать но и спеть и даже поставить оперу), оперы, состоящей из синтеза искусства вокальной и инструментальной музыки, изобразительного искусства, хореографии и литературной основы- либретто.
Слайд №8
Опера-былина «Садко» - одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. В опере представлены два мира- реальный и сказочный и два музыкальных лейтмотива (1-лейтмотив моря, 2-лейтмотив Новгорода).
Слайд №9
Представить главных героев оперы: Садко- реальный образ, купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель и Волхова- сказочный образ, дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.
Слайд №10
Опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением, рисующим образ моря, который проходит через всё произведение. Вступление к опере "Садко" - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок "Океан- море синее".
Слайд №11
Сцена появления лебедей и их сказочное превращение. Начались чудеса. Стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Разобрать, какими средствами Н.А. Римский –Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую сцену.
Слайд №12
По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». Вспомнить и определить название голоса солиста. Разучивание и исполнение песни.
Слайд №13
Ознакомление с иллюстрацией А.Васнецова «Новгородский торг». Садко обращается к гостям из разных стран с просьбой рассказать о своей стране.
Слайд №14
Варяжский гость. Каждый гость хвалит свою страну. О каких людях поёт свою песню Варяжский гость? Какой мужской голос исполняет песню? Какое море рисует нам композитор?
Слайд №15
Индийский гость. Определить голос солиста. Можно ли отнести к стилю бельканто исполнение Козловского – представителя русской вокальной школы? Какое море звуками музыки нарисовал композитор?
Слайд №16
Вединецкий гость. Вспомнить определение баркаролы. Что в звучании песни напоминает итальянскую баркаролу? Определить голос солиста. Какое море нарисовал нам звуками музыки композитор?
Слайд №17
Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.
Слайд №18
Колыбельная Волховы. Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы. Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». Разучивание и исполнение песни.
Слайд №19
Фантастическое существо, бездушная красавица Волхова, превратилась в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.
В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
Слайд №20
- Список использованной литературы и интернет-ресурсы: Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Уроки музыки 5-6 классы Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2013
- Г.П. Сергеева Е.Д.Критская Музыка учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений 4-е издание Москва «Просвещение» 2012
- http://sadko-opera.ru/istoriya-operi/29-sadko-history.html
- http://www.belcanto.ru/sadko.html
- http://www.rodon.org/rkna/s.htm
Вывод:
Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...