Элективный курс по музыке "Джаз. От истоков к современности"
учебно-методический материал по музыке (9 класс) на тему
Элективный курс "Джаз. От истоков к современности" для обучающихся 9 классов. Рассчитан на 16 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_dzhaz.docx | 37.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
муниципальное автономное образовательное учреждение –
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением
английского языка» города Альметьевска
Программа элективного курса «Джаз. От истоков к современности»
для учащихся 9 класса
Составил: Хайрутдинова Р.И
учитель музыки
I квалификационной категории
МАОУ- «Средняя
общеобразовательная школа №5 с
углубленным изучением английского
языка»
г.Альметьевск, 2012г.
Пояснительная записка
Школа является базовым звеном в образовании, которое призвано формировать целостную систему знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Задача художественного и эстетического воспитания подростков является приоритетной в основных направлениях реформирования деятельности общеобразовательной школы. Это поиск новых путей эстетического воспитания средствами музыки, приобщение учащихся к искусству. История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для школьников, её просто нет в базовом курсе. А между тем двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления и надежды. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества.
Элективный курс «Джаз. От истоков к современности» рассчитан для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному музыкальному, художественному направлениям гуманитарного профиля.
Методологическими ориентирами курса являются культурологический (изучение художественно-культурных ценностей), полихудожественный (союз музыки и искусства движения, музыки и театра, музыки и кино), индивидуально-деятельностный (творческая деятельность учащихся), системный подходы.
Цель курса:
формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.
Элективный курс «Джаз. От истоков к современности» является предметно ориентированным и решает следующие задачи:
- способствовать реализации интереса к специальному музыкальному направлению в гуманитарном профиле;
- познакомить учащихся с творчеством именитых музыкантов на примере их музыкального наследия;
- способствовать реализации интереса к педагогическому направлению;
Курс выполняет прогностическую функцию, повышая вероятность осознанного выбора специального музыкального направления выпускниками основной школы, и ориентирует их на профессиональные качества музыканта-исполнителя.
Учащиеся школы часто пытаются исполнять произведения с элементами джазовой гармонии. Поэтому главная функция элективного курса «Джаз. От истоков к современности» - создать условия для реализации этого интереса, помочь обогатить и осмыслить собственный исполнительский опыт, более глубоко познакомившись с джазовой музыкой
Содержание курса построено согласно принципам историзма, последовательности и системности. Программа курса включает пять разделов.
Первый раздел отражает различные точки зрения на такое явление, как джаз, знакомит учащихся с истоками джаза, основными жанрами этой музыки.
Второй раздел знакомит с направлениями джаза. Он предполагает вариативность наполнения последней темы («Другие направления джазовой музыки»).
Третий раздел «музыкальное наследие джаза» посвящен творчеству и судьбам выдающихся зарубежных джазовых музыкантов. Тема предполагает вариативность раскрытия. Здесь по желанию учащихся и педагога могут быть представлены разные имена.
Становление и развитие джаза в России освещает четвертый раздел.
Курс завершается изучением раздела «Трансформация джаза». Он отражает влияние джаза на другие музыкальные направления. Два часа из данного раздела предполагают проведение круглого стола, в рамках которого учащиеся еще раз размышляют над вопросом «Что такое джаз?», проходят анкетирование, отражающее динамику интереса к элективному курсу и будущему профилю, исполняют джазовые произведения, разученные за период занятий. К участию в работе круглого стола приглашаются педагоги и студенты эстрадно-джазовых, исполнительских отделений учреждения специального профессионального образования, в которых выпускники школы могут продолжить свое обучение.
Содержание элективного курса «Джаз. От истоков к современности» реализуется на основе следующих методов: метод художестсеино-педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы.
Освоение элективного курса может включать различные формы организации занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушиванием джазовой музыки в записи и в живом исполнении с последующим её коллективным осмыслением, а также внеурочные занятия: посещение концерта джазовой музыки с последующим его обсуждением.
Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению музыкальной специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:
- степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве;
- степень развития интереса к джазовой музыке и профессии музыканта;
- степень развития эмоционально-нравственного отклика на исполнительскую деятельность;
- степень проявления способностей к восприятию музыки и к творческой (исполнительской) деятельности;
- степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве (Критерии даются по материалам научного исследования к.п.н., доцента Т.В. Челышевой.).
Учебный план курса «Джаз. От истоков к современности»
№ п/п | Тема раздела/занятия | № занятия | Кол-во часов |
I | Истоки джазовой музыки 1. Что такое джаз? | 1 | 4 1 |
II | Направления джазовой музыки 1. Диксиленд | 5 | 3 1 |
III | Музыкальное наследие джаза 1. Луи Армстронг | 8 | 3 1 |
IV | Джаз в России 1. Коллективы и исполнители начала XX века | 11 | 2 1 |
V | Трансформации джаза 1.Ритм-энд-блюз, фанк и соул | 13 | 4 1 |
Итого: | 16 | 16 |
Программное содержание курса
Раздел I. Истоки джазовой музыки
Тема 1. Что такое джаз?
Понятие джаза. Великие исполнители о джазовой музыке. Время возникновения джаза. Истоки джаза. Многообразие жанров, стилей и направлений джазовой музыки. Состав джазового оркестра.
Формы работы: прослушивание ряда композиций по выбору учителя в записи, посещение концерта джазовой музыки и др.
Тема 2. Спиричуэл
Сочетание многоголосия, гармонии, мелодии - из европейской музыкальной традиции, импровизации, сложной ритмической структуры - из африканской музыки. Происхождение жанра. Форма композиций, написанных в этом жанре. Спиричуэл, как диалог хора и солиста. Спиричуэл - негритянская религиозная музыка.
Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания и осмысления
1.«Sometimes I Fill :»
2.«Let s My People Go»
Тема 3. Регтайм
Происхождение жанра и термина. Использование перекрестных ритмов африканской музыки при исполнении модных танцев (полька, кадриль) и марша. Разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов в ритме мелодии, чёткий аккомпанемент - особенность регтайма. Самостоятельный стиль.
Формы работы: беседа, репертуар для прослушивания и осмысления
- «Рэг кленового листа»
- «Тигриный рэг»
Тема 4. Блюз
Происхождение названия жанра. Тема одиночества и отчаяния, песни бродяг и чернорабочих, жалобы на жизненные неудачи. Ранний - сельский блюз (гитара, банджо, губная гармоника), начало XX века - классический или городской блюз (вокал в сопровождении инструментального ансамбля). Блюзовые ноты, блюзовый лад. Выдающиеся исполнительницы блюзов - Бесси Смит и Билли Холидей.
Формы работы: викторина по изученным жанрам в конце урока. Возможный репертуар для прослушивания и осмысления
1.«Соld in Неnds» (в исполнении Б. Смит)
2. «Сloomi Sundau» (в исполнении Б. Холидей)
Данный раздел предполагает различные формы занятий: урока-концерта (исполнение произведений в данных жанрах силами учащихся и педагога); урока с прослушиванием музыки в записи или живом исполнении, посещение концерта джазовой музыки.
Раздел II. Направления джазовой музыки
Тема 1. Диксиленд
Происхождение названия. Диксиленд как коллектив музыкантов-джазменов и как стиль исполнения музыки. Состав диксиленда. Первоначально диксиленд – джазовый коллектив белых музыкантов. Появление афроамериканских диксилендов. Чикагский и нью-орлеанский стили, как стили исполнения джазовой музыки. Роль импровизации в джазе. Сольные импровизации участников оркестра (трубача, кларнетиста, тромбониста и т.д.) как основа чикагского стиля. Коллективная импровизация оркестра в нью-орлеанском стиле игры.
Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания и осмысления
- «Когда святые маршируют»
- Композиции в исполнении оркестра Л. Армстронга чикагского периода его творчества.
Тема 2. Биг-бэнд. Свинг
Время возникновения биг-бэндов в США. Использование инструментов симфонического оркестра в более широком диапазоне звучания. Огромные выразительные возможности духовых, новая манера извлечения звука, применение сурдин, выразитель музыкальных идей - саксофон. Принципиальное отличие джаза - существование ритм-группы (сопровождение не связано с мелодией). Комплекс ударных инструментов - ударная установка - один музыкант - многокрасочная импровизационная композиция. Большой и малый барабаны, томы, тарелки, конга, бонги, банджо. Состав биг-бэнда. Свинг – «качаться», «раскачиваться»- особый прием игры в джазе.
Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания
Г. Уоррен. «Чаттануга чу-чу»
Тема 3. Другие направления джазовой музыки
Традиционный джаз-диксиленд, симфоджаз, би-боп, кул, свободный джаз, джаз-рок. Особенности, отличия, представители. Стиль джунглей и концертный стиль в творчестве Д. Эллингтона и его оркестра. Модальный джаз, или джаз настроения. Другие течения по выбору педагога и учащихся.
Форма работы: в конце занятия учащиеся пишут викторину по изученным направлениям джаза. Возможный репертуар для прослушивания:
- Д. Эллингтон. «Караван»
- Д. Эллингтон. «А1mightu Сod» из концерта Д. Эллингтона и его оркестра 1968 г.
- Д. Брубек. «Песня кото» и др.
Возможные формы занятий по данному разделу: лекция, урок с прослушиванием произведений в записи или живом исполнении с последующим коллективным осмыслением, посещение концерта джазовой музыки и его последующее обсуждение.
Раздел III. Музыкальное наследие джаза
Тема 1. Луи Армстронг
Судьба и творчество Луи Армстронга. Армстронг солист и руководитель джазовых коллективов. Особая манера пения, введенная в концертное исполнительство Л.Армстронгом – «скэт». Концерты.
Формы работы: беседы, репертуар для прослушивания: любые композиции в исполнении Л.Армстронга разных периодов его творчества.
Тема 2. Элла Фицджеральд
Начало карьеры «первой леди песни» - оркестр Чика Вебба. Уникальность голоса Э.Фицджеральд. Развитие манеры «скэт» в творчестве певицы.
Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания - любые композиции в исполнении певицы.
Тема 3. Дюк Эллингтон
Творчество Д. Эллингтона, как выдающегося джазового пианиста, аранжировщика, дирижера и композитора. Эксперименты музыканта со звучанием инструментов джазового оркестра.
Формы работы: беседа, просмотр фильма, возможный репертуар для прослушивания и анализа - любые композиции в исполнении оркестра Д. Эллингтона, фрагменты концертов разных лет.
Раздел IV. Джаз в России
Тема 1. Коллективы и исполнители начала XX века
Первый джаз-банд В. Парнаха. ПЭКС (Первый экспериментальный камерно-синтетический ансамбль). Ансамбль А. Варламова. Оркестр под руководством В. Кнушевицкого. Тэа-джаз Л. Утесова. А. Цфасман и его АМА-джаз.
Формы работы: беседа, возможный репертуар для прослушивания - композиции в исполнении данных коллективов в записи.
Тема 2. Джаз конца XX века
Эксперименты с введением в джаз-оркестры новых инструментов (вибрафон, народные инструменты и т.п.) и сочетанием джазового звучания с конкретной музыкой (джаз-группа В. Резицкого). Оркестр ударных инструментов М. Пекарского. Вокалисты российского джаза: Пономарёва В., Долина Л., Отиева И.
Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: записи современных коллективов и исполнителей по выбору педагога и учащихся; исполнение музыки из их репертуара учащимися или педагогом.
Формы работы в данном разделе: посещение концерта какого-либо коллектива или исполнителя с последующим обсуждением его; лекция-концерт, урок с прослушиванием произведений в записи или живом исполнении и коллективным осмыслением их.
Раздел V. Трансформации джаза
Тема 1. Ритм-энд-блюз, фанк и соул
Происхождение ритм-энд-блюза из джазовой музыки. Ритм-энд-блюз как своеобразный мост между джазом и роком. Рэй Чарльз - знаменитый исполнитель музыки в стиле ритм-энд-блюз. Джазовые истоки стиля фанк.
Влияние джазового вокала на стиль исполнения музыки соул. Соул Стиви Уандера и современное звучание стилей фанк и соул.
Формы работы: беседа, репертуар для прослушивания и осмысления - любые композиции по выбору педагога и учащихся в записи или в исполнении учащихся.
Тема 2. Рок-н-ролл
Переименование «ритм-энд-блюз» в «рок-н-ролл» - общедоступная музыка. Привнесение собственных традиций белыми музыкантами. Середина 50-х годов - самостоятельное, отличное от ритм-энд-блюза, музыкальное направление. Ведущее место, сольные партии - электрогитара. Напористый, энергичный характер вокала. Поведение исполнителей - раскованное, непринуждённое. Повальное увлечение рок-н-роллом молодёжи. Элвис Пресли - белый певец с «душой и голосом афроамериканца», страницы жизни и творчества. Огромное влияние на рок-музыку.
Формы работы: лекция, урок, урок-кокцерт.
Тема 3. Что такое джаз?
Данная тема объединяет форму академического концерта, являющегося формой отчетности для ученика, и форму круглого стола, в котором принимают участие педагоги и студенты эстрадно-джазовых и других исполнительских отделений учреждений профессионального музыкального образования. Школьники проходят анкетирование, выявляющее динамику интереса к соответствующей профильной специализации и непосредственно к элективному курсу. Задача - выявление качеств музыканта-исполнителя, в том числе джазового исполнителя, и предоставление информации об учебных заведениях региона, в которых выпускник может продолжить свое образование.
Тест-опросник
- Что такое джаз? (выскажите свое мнение),
- Почему Вам нравится исполнять джазовую музыку?
- Какие жанры джазовой музыки Вам известны?
- Какие стили (направления) джаза Вы знаете?
- Назовите известные Вам имена зарубежных исполнителей джаза.
- Назовите нескольких отечественных джазовых музыкантов.
- Как Вы считаете, оказал ли джаз влияние на другие направления музыки XX века?
- Что дало Вам изучение элективного курса «Джаз. От истоков к современности»?
- Намерены ли Вы продолжать свое обучение по музыкально-исполнительской специализации художественного направления гуманитарного профиля? (Да; нет).
Литература
1. Волков-Ланнит Л. Искусство запечатленного звука. - М., 1964.
2. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. -Л., 1936.
3. Конан ВЦ. Рождение джаза.- М., 1984.
4. Мархасев Л.В легком жанре: Очерки и заметки. -Л., 1986.
5. Мийо Д. Джаз-банд и современная музыка. - Л., 1926.
6. Музыка и ты. М.: Советский композитор. № 7-1988, № 8-1989
7. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта+, 2002.
8. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. С-П.: Композитор, 1994.
9. Челышева Т. В.; Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». М.: Академия, 2005.
10. Чижова И. А. Музыка времён. Иркутск: В-С книжное издательство, 1990.
11. Энциклопедии для юных музыкантов. - СПб., 1997.
12. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")
Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве русских поэтов 19века ...
Элективный курс по обществознанию для 11 класса "Современная экономика"
Курс по микроэкономике- теория потребительского поведения и спроса...
Элективный курс для 9 -х классов "Этикет современного человека"
Элективный курс « Этикет современного человека» направлен на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.Программа элективного курса со...
Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов
Литература родного края в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...
Рабочая программа элективного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Разработка внеурочной деятельности по обществознанию, 10 класс...