рабочая программа музыка 5-7 класс
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Степанова Светлана Валерьевна

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 - 7 классов (Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель). Т.И. Науменко),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_5-7_2016-2017_1_1.docx50.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 - 7 классов (Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель). Т.И. Науменко), предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа.музыке для начальной школы. Предмет «Музыка» изучается в 5-7х классах в общем объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе). Программа разработана Д.Б.Кабалевским. «Искусство. Музыка» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке в средней школе. При реализации рабочей программы используется учебник «Искусство. Музыка"» для 5-7 классов авторов В.В.Алеева,Т.И. Науменко, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Согласно календарному графику и расписанию МБОУ «Алексеево – Тузлоской СОШ» на 2016-2017 год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в 5-7 классах. Всего 102 часа.

1.Планируемы результаты освоения учебного предмета « Музыка»

в 5 - 7 классах

Личностными результатами обучения музыке являются:

• целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;

• развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

• усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

• владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

• определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

• устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

• сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.

Метапредметными результатами обучения музыке являются:

характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

По окончании обучения музыке в 7 классе школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Получат возможность научиться:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

определять средства музыкальной выразительности, приѐмы взаимодействия и развития музыкальных

образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме еѐ

воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства,

творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом

движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии

исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении

творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при органи-зации культурного досуга,

составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности,

проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и

конкурсов, фестивалей и др

2 Содержание учебного предмета «Музыка» в 5-7 классах

Настоящая программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках ,должны непрерывно возрастать. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет произведения, его структуру —период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.

5 КЛАСС (34 ч)

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

 Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о  роли литературы в появлении новых музыкальных жанров.

1.Музыка рассказывает обо всем.

Древний союз. Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»,  Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

Часть первая.МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать  поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства,  мысли.

Слово и музыка

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню  чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

Песня

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.  Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима».

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой»,  И. Левитан «Вечерний звон».

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».  Разучивание:  М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка».

Балет

Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.  «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка»,  А. Бенуа «Петербургские балаганы».

Музыкальность слова. Многообразие  музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж».

Образы живописи в музыке

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»,  К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня  о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

Пейзаж в музыке

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои  в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т),  М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче.  Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Знакомство  с понятием «Музыкальность» картин. Музыка может изображать потому что у не есть свои краски. Знакомство  с творчеством художников – импрессионистов, Проследить взаимосвязь  музыки и живописи, через песенность и пейзажность русской народной песни. Взаимосвязь иконописи и музыки. Воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас»,  Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

6 КЛАСС (34 ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.

1.Музыка души.

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная  преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус,  вальсы,   М. Мусоргский «Старый замок»,  Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5  Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.  

Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».

Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов

Как создается музыкальное произведение

Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»,  Шостакович  фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь»,  И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.

Зрительный ряд: портреты композиторов

Чудесная тайна музыки

В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,  

Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.

7 КЛАСС (34 ч)

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

1.Такие разные песни, танцы, марши.

               Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.    

              Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть;  Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано,  I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»;Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

               Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

Часть вторая.ФОРМА В МУЗЫКЕ

2.Формула красоты.

               Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.  

                Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

формы организации учебных занятий:

- индивидуальная

- групповая

- коллективная

-фронтальная

Основная форма организации образовательного процесса – групповая

Характеристика видов деятельности:

  • .Различать характерные виды искусства.
  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
  • Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.
  • Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
  •  Понимать единство истоков различных видов искусства.
  • Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии исполнении.
  • Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
  • Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.
  • .Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

3.Тематическое планирование предмета « Музыка »

5 класс (1 час в неделю)

Кол-во

часов

Раздел/

Тема

п/п

Дата план

Дата факт

9

 "Древний союз"

1

Музыка рассказывает обо всём

1

2.09

1

Истоки

2

9.09

1

Искусство открывает мир

3

16.09

1

Искусства различны, тема едина

4

23.09

1

Два великих начала искусства

5

30.09

1

«Стань музыкою слово!»

6

7.10

1

Музыка «дружит» не только с поэзией

7

14.10

1

Песня – верный спутник человека

8

21.10

1

Заключительный урок.

9

28.10

7

"Песня"

1

Мир русской песни

10

11.11

1

Песни народов мира

11

18.11

1

Романса трепетные звуки

12

25.11

1

Мир человеческих чувств

13

2.12

1

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

14

9.12

1

Что может изображать хоровая музыка

15

16.12

1

Заключительный урок

16

23.12

10

" Опера"

1

Самый значительный жанр вокальной музыки

17

13.01

1

Из чего состоит опера

18

20.01

1

Единство музыки и танца

19

27.01

1

«Русские сезоны в Париже

20

3.02

1

Музыкальность слова

21

10.02

1

Музыкальные сюжеты в литературе

22

17.02

1

Живописность искусства

23

3.03

1

«Музыка – сестра живописи»

24

10.03

1

Может ли музыка выразить характер человека?

25

17.03

1

Образы природы в творчестве музыкантов

26

24.03

8

"Пейзаж в музыке"

1

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

27

7.04

1

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов

28

14.04

1

Волшебная сказочность музыкальных сказок

29

21.04

1

Сказочные герои в музыке

30

28.04

1

Тема богатырей в музыке

31

5.05

1

Что такое музыкальность в живописи

32

12.05

1

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

33

19.05

1

Подводим итоги

34

26.05

6 класс (1 час в неделю)

Кол-во часов

Раздел /Тема

п/п

Дата план

Дата факт

9

«Тысяча миров музыки.»

1

«Музыка души»

1

2.09

1

Наш вечный спутник.

2

9.09

1

Искусство и фантазия.

3

16.09

1

Искусство – память человечества.

4

23.09

1

В чем сила музыки

5

30.09

1

Волшебная сила музыки.

6

7.10

Музыка объединяет людей.

7

14.10

2

Какой бывает Музыка?

8

9

21.10

28.10

7

" Как создается музыкальное произведение"

1

Эпические образы в музыке

10

11.11

1

«В начале был ритм»

11

18.11

1

О чем рассказывает музыкальный ритм

12

25.11

1

Диалог метра и ритма

.

13

2.12

1

Темп

14

9.12

1

«Мелодия – душа музыки»

15

16.12

1

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

16

23.12

10

" Гармония"

1

Мелодия угадывает нас самих

17

13.01

1

Что такое гармония в музыке.

18

20.01

1

Два начала гармонии.

19

27.01

1

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

20

3.02

1

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

21

10.02

1

Красочность музыкальной гармонии.

22

17.02

2

Мир образов полифонической музыки.

23

24

3.03

10.03

2

Философия фуги.

25

26

17.0324.03

8

" Фактура"

1

Какой бывает музыкальная фактура.

27

7.04

1

Пространство фактуры.

28

14.04

1

Тембры – музыкальные краски.

29

21.04

1

Соло и тутти

30

28.04

1

Громкость и тишина в музыке.

31

5.05

1

Тонкая палитра оттенков.

32

12.05

1

Чудесная тайна музыки.

33

19.05

1

Подводим итоги

34

26.05

7 класс (1 час в неделю)

Кол- во часов

Раздел /Тема

п/п

Дата

план

Дата факт

9

" Содержание в музыке"

1

Магическая единственность музыкального произведения

1

2.09

1

Музыку трудно объяснить словами

2

9.09

2

Что такое музыкальное содержание?

3

4

16.09

23.09

1

Музыка, которую необходимо объяснить словами

5

30.09

1

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

6

7.10

1

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

7

14.10

1

Когда музыка не нуждается в словах

8

21.10

1

Заключительный урок

9

28.10

7

" Музыкальный образ"

1

Лирические образы в музыке.

10

11.11

1

Драматические образы

11

18.11

1

Эпические образы в музыке.

12

25.11

1

«Память жанра».

13

2.12

3

Такие разные песни, танцы, марши.

14

15

16

9.12

16.12

23.12

10

" Форма в музыке"

1

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

17

13.01

1

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

18

20.01

1

От целого к деталям.

19

27.01

1

Какой бывает музыкальная композиция

20

3.02

1

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

21

10.02

1

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

22

17.02

1

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

23

3.03

2

Многомерность образа в форме рондо.

24

25

10.03

17.03

Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

26

24.03

8

" Музыкальная драматургия"

1

О связи муз.формы и муз. Драматургии.

27

7.04

1

Музыкальный порыв.

28

14.04

1

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

29

21.04

1

Диалог искусств Опера "Князь Игорь". «Слово о полку Игореве»

30

28.04

1

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

31

5.05

1

Формула красоты

32

12.05

1

Заключительный урок.

33

19.05

1

Обобщение тем четверти, года

34

26.05

СОГЛАСОВАНО                                                     СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания районного методического      Заместитель директора по УВР

 объединения учителей музыки                            _____________ ______ Филюшина Ю.А.

от ___________ 20__ года №                                  подпись Ф.И.О

__________ _________                                         . ______________ 20__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Музыка 1 - 4 классы В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.

Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной  программы «Искусство. Музыка» В.О. У...

Рабочая программа. Музыка. О-8 классы

Пояснительная записка Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса и занимает одно из ведущих мест в ходе формирования х...

Рабочие программы " Музыка" 1-4 классы

Рабочая программа по музыке для 1- 4 классоов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, пр...

Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г

Пояснительная запискаНормативная база преподавания предмета Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета «Музыка» Результаты изучения предмета «Музыка» Учебно-тематический пл...

рабочая программа музыка 1-4 класс

Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений разработана Красильниковой М.С...

Рабочая программа Музыка 1-4 класс по программе Е.С.Критской

Рабочая программа 1-4 класса по предмету "Музыка"...