"Русские сезоны"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5kl._.docx | 32.18 КБ |
russkie_sezony.ppt | 2.84 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе
Тема: «Русские сезоны в Париже»
Учитель музыки МБОУ «Еткульская СОШ»
Первая категории
Ярушина Е.А.
Челябинск, 2016
- Класс: 5
- Программа: «Музыка.5 класс»
- Учебный раздел: «Музыка и литература»
- Тема урока: «Русские сезоны в Париже»
- Эпиграф урока : «Русские брали Париж дважды: весной 1814 года и несколько раз начиная с 1908-го…»
(из французских газет)
- Цель урока: Сформировать представление о гастролях русских артистов в Париже в начале XX века.
- Задачи урока:
- Предметные:
1.Сформировать понятие «Русские сезоны» в Париже.
2.Расширить представления о балете, раскрыть особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского;
3.Раскрыть содержание музыкальных терминов и понятий (импресарио, драма);
4.Развитие интонационно-выразительных навыков исполнения музыкальных произведений.
- Метапредметные:
1.Развитие ассоциативно-образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса;
2.Умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять и на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
- Личностные:
1.Воспитание чувства гордости и уважения к русскому искусству;
2.Воспитание музыкально-эстетического вкуса и потребности общения с музыкально-театральными жанрами, в частности, с балетом
8. Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала.
9. Вид урока: беседа
10. Литература и оборудование урока:
- учебник Т.И.Науменко, В.В.Алеева «Музыка».- М.: Просвещение, 2012г.;
- мультимедиа с презентацией урока;
- словарь эстетических эмоций В. Ражникова;
- раздаточный материал: трансфертная карта;
- фортепиано и музыкально - нотный материал.
11. Этапы учебного занятия (технологическая карта):
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1.Организационный | Певческая установка, показ (муз. приветствие, распевание) | Подготовка рабочего места. Восприятие информации. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием справочной литературы. | Восприятие информации. Эмоциональный настрой на предстоящую работу: | Восприятие информации | Планирование своего действия во внутреннем плане | |
2.Всестороняя проверка УУД | Настраивает на выразительное исполнение выученных песен («Лучший город на Земле», «Ты- человек») Анализ и оценивание исполнения. Разгадывание кроссворда, выявление пробелов в знаниях. | Учащиеся дают ответы на вопрос учителя, основываясь на знания, полученные на предыдущих уроках. | Участвуют в коллективной исполнит. деятельности. Воспринимают ответы обучающихся Групповая и индивидуальная работа. | Предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки. | Принятие и сохранение учебной задачи | ||
3.Подготовка учащихся активному и сознательному усвоению нового учебного материала. Постановка цели урока. | Постановка учебных задач, Планирует и объясняет алгоритм работы с трансфертными картами. | Осознание темы и учебных задач урока. | Поиск разнообразных способов решения задач. Выделение существенной информации из текстов разных видов. Создание способов решения проблем. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Структурирование знания. | Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Запоминают и удерживают инструкцию | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
| |
4.Усвоение новых знаний | Презентация, беседа о «Русских сезонах» в Париже, о их организаторе и создателях. Настраивание на осознанное восприятие фрагментов балета «Петрушка» И.Стравинского: «Русская», «У Петрушки». Сравнение с картиной Б.Кустодиева «Масленица». Работа со словарем эстетических эмоций В.Ражникова. Понятие «драма». Разучивание песни «Рождественский гимн». Вокально- хоровая работа. | Самостоятельная работа с трансфертными картами. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Анализ, синтез информации. Слушание музыкального произведения (фрагмент «Русская» И.Стравинского) Определение характера и настроения музыки и ее взаимосвязи с картиной Б. Кустодиева «Масленица» (сравнение). Слушание музыкального фрагмента «У Петрушки»-выявление двойственности характера Петрушки (проблемная ситуация).Работа со словарем. Работа над песней, разучивание текста и мелодии. Работа над чистотой интонирования мелодии. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| Формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Осваивают диалоговую форму общения. Обсуждают в группе, по мере необходимости исправляют или дополняют. Обсуждение характера и настроения муз. произведения. | Ориентация на позицию учителя | Работают с трансфертными картами по образцу. Умение выделять главную информацию. Начинают и заканчивают действие в нужный момент. | Определяют общие цель и пути её достижения. Организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации цели и задачи применяют их на практике. Формирование мотивации к труду и работе на результат. |
5.Проверка понимания учащимися нового материала . | Анализ работы с транфсертными листами. Викторина «Поймай снежинку» (ответы на вопросы). Обобщение и систематизация новых знаний. | Ответы учащихся. Научились находить необходимую информацию, выбирать из предложенного самое главное и необходимое. Учились работать совместно в группе без конфликтов. Учились слушать, чувствовать, понимать и анализировать музыку. Учились правильно и выразительно петь. | Осуществление синтеза как составления целого из частей | Участвуют в диалоге.Организуют общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать. | Использование речи для регуляции своего действия. Совершенстование навыка работы в группе | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. |
6.Инструктаж по выполнению домашнего задания. | В опоре на запись в трансфертных листах подготовить рассказ о «Русских сезонах» в Париже, нарисовать афишу к балету «Петрушка» И.Стравинского (заполнение квадрата №8 в трансфертном листе) | Предпочтения детей по определению домашнего задания по своему выбору. | |||||
7. Подведение итогов урока. Рефлексия | Как вы оцениваете свою работу на уроке и ваших одноклассников? (заполнение квадрата №9 в трансфертном листе) Оценка учителя. | Рефлексия своих действий | Адекватное восприятие оценки учащихся и учителя. |
Ход урока:
- Орг.момент
- Муз. приветствие «Добрый день»
- Распевание (гамма, «звуки музыки»)
- «Лучший город на Земле» Т..Ефимова- повторение, исполнение
- «Ты- человек» Е.Крылатова- исполнение
- Ребята, мы не случайно начали урок с исполнения песни «Ты- человек», ведь действительно в силах даже одного человека повлиять на окружающий мир, историю, культуру. И сегодня на уроке мы узнаем имя человека, основным делом всей жизни которого стало прославление русского искусства за рубежом.
Итак, сегодня перед нами стоят следующие задачи:
- Узнать, что такое «Русские сезоны»;
- Познакомиться с организатором и представителями «Русских сезонов» в Париже;
- Познакомиться с самым знаменитым балетом «Русских сезонов».
У каждого из вас лежат трансфертные листы, в них 9 квадратов. В течение урока мы должны заполнить эти квадраты, т.е. записать в них самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания, а также вам легче будет ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом мы проверим, что у вас получилось. А сейчас я попрошу вас вспомнить материал прошлых уроков. Если вы верно разгадаете кроссворд, то ключевым словом у вас будет фамилия организатора «Русских сезонов» в Париже.
Д | И | Р | И | Ж | Е | Р | |||||||||||||||
А | Р | И | Я | ||||||||||||||||||
Х | О | Р | Е | О | Г | Р | А | Ф | И | Я | |||||||||||
Л | И | Б | Р | Е | Т | Т | О | ||||||||||||||
Б | А | Л | Е | Т | |||||||||||||||||
О | П | Е | Р | А | |||||||||||||||||
У | В | Е | Р | Т | Ю | Р | А |
- Без кого оркестр не зазвучит? (дирижер)
- Муз. эпизод в опере, исполняемый солистом, главная характеристика героя. (ария)
- Танцевальное искусство в целом. (хореография)
- Литературная основа оперы, балета, мюзикла. (либретто)
- Муз. спектакль, в котором главным выразительным средством является танец.(балет)
- Музыкальный спектакль , в котором главным выразительным средством является пение.(опера)
- Оркестровое вступление к опере.(увертюра)
-Молодцы. Какая фамилия получилась? (Дягилев)
У каждого искусства бывают свои «звездные часы» - это настоящий триумф и расцвет искусства, который притягивает внимание людей. Одним из таких «звездных часов» русской оперы и, особенно, балета, стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже. «Русские сезоны»- это гастроли русской оперы и балета в 1908—1929 годах, основной идеей которых стало прославление русского искусства на Западе. (запись в ТЛ)
Организатором и идейным вдохновителем этих гастролей стал Сергей Павлович Дягилев. Он прекрасно рисовал акварелью, учился музыке у самого Римского –Корсакова, но не стал ни художником, ни музыкантом. Зато весь мир знает его как великого импресарио или продюсера –новой профессии начала 20 века. (запись в ТЛ)
Заслуга Дягилева перед рус. искусством, особенно, балетом, бесценна- он смог объединить вокруг себя самых талантливых людей того времени- композиторов, художников, солистов. Кто же, эти люди? Невозможно в рамках нашего урока перечислить всех, вот лишь некоторые имена.
Это русские композиторы: И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, Н.А.Римский- Корсаков.
Солисты оперы и балета: Анна Павлова, Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский.
Русские художники: А.Бенуа, Н.Рерих, А.Головин.
Одним из самых ярких событий «Русских сезонов» стал балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского. Действие балета происходит в Петербурге в 1830-х годах на Масленице. Внимательно послушайте отрывок из балета, который называется «Русская». Скажите, с помощью чего композитор передает народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?
Слушание «Русская» - 2,40
- С помощью чего композитор передает народное гулянье? (характера музыки). Выберете из словаря Ражникова те эмоции, которые вызывает эта музыка?
- Какие мелодии использует композитор? Они похожи на русские народные песни и наигрыши?
Правильно, ребята, композитор использует мелодии, похожие на народные, а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Римский- Корсаков, Мусоргский, Чайковский, чтобы показать всю красоту рус. национального фольклора.
Вглядитесь внимательно в картину Бориса Кустодиева «Масленица».
- Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении?
- Созвучна ли картина отрывку «Русская» из балета «Петрушка» , который мы сейчас послушали? В чем проявляется сходство?( и в картине, и в муз. отрывку мы слышим веселое, раздольное, праздничное гулянье)
Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»? (гл. герой- Петрушка, традиционный персонаж нар. театра). Основные действующие лица балета: Петрушка, Балерина, Арап- куклы, между которыми развертывается драма.
- Как вы думаете, что такое драма, драматическое произведение? (предполагаемые ответы)
Запишем определение нового понятия в ТЛ(8 квадрат). Драма- произведение, основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему грубого и злого Арапа , который в конце концов убивает соперника- Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного веселого гулянья.
Каков же он, Петрушка? С одной стороны- клоун веселящий народ, а с другой- страдающая душа, способная на глубокие переживания. Мы сейчас послушаем отрывок, который называется «У Петрушки».
Задание: внимательно вслушаться в музыку и определить с помощью каких интонаций передается двойственность характера Петрушки? (словарь Ражникова)
Слушание «У Петрушки» - 3 мин.
Ответы детей… Угловатость в музыке передает куклу, а интонации, похожие на вздохи- переживания человека. Стравинский в своем балете раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.
В течение урок а мы заполняли трансфертные листы. В них мы записали самые важные моменты урока. С помощью этих записей вы легко сможете рассказать материал о создании «Русских сезонов».
Давайте проверим, что у вас получилось в игре . Поймав снежинку, ответьте на вопрос:
- Музыка какого композитора звучала на уроке? (И.Стравинского)
- Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? ( Париж, начало 20 века)
- Кто был организатором «Русских сезонов»? (С.Дягилев)
- Самый знаменитый балет «Р.С.» ? («Петрушка»)
- Главные действующие лица балета «Петрушка» ( Петрушка,Арап, Балерина)
Молодцы! Ваше домашнее задание:
- Выучить записи в трансфертных листах. Подготовить рассказ о гастролях рус. балета в Париже.
- Нарисовать афишу к балету Петрушка.
Наш урок проходит в канун светлого праздника - Рождества Христова. Уже завтра во всех западных странах будут звучать радостные рождественские песни и гимны. На прошлом уроке я познакомила вас с одним из современных рождественских гимнов. Тексты у вас перед глазами- повторим текст 1 куп…
вокально-хоровая работа- 5 мин., выразительное исполнение песни.
Закончим наш урок гимном школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские сезоны в париже
Урок музыки в 5 классе...
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Русские сезоны Дягилева и русский балет начала века.
План урока МХК в 11 классе....
"Русские сезоны" Дягилева
Презентация содержит материал о русском театральном и художественном деятеле Сергее Павловиче Дягилеве...
Русские сезоны Дягилева
Конспект урока МХК в 11 классе...
Открытый урок по музыке в 5 классе по теме "Русские сезоны в Париже".
Знакомство с понятием «Русские сезоны» в Париже, с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»....
Открытый урок "Русские сезоны в Париже"
Ход урока Слайд 1Здравствуйте ребята, споём музыкальное приветствие.Учитель: «Здравствуйте ребята, здравствуйте.(Музыкальное приветствие учителя и учащихся.)...