"Русские сезоны"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5kl._.docx32.18 КБ
Office presentation icon russkie_sezony.ppt2.84 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе

Тема:  «Русские сезоны в Париже»

Учитель музыки МБОУ «Еткульская СОШ»

Первая  категории

Ярушина Е.А.

Челябинск, 2016

  1. Класс: 5
  2. Программа: «Музыка.5 класс»
  3. Учебный раздел: «Музыка и литература»
  4. Тема урока: «Русские сезоны в Париже»
  5. Эпиграф урока : «Русские брали Париж дважды: весной 1814 года и несколько раз начиная с 1908-го…»

                                                                                                                              (из французских газет)

  1. Цель урока: Сформировать представление о гастролях русских артистов в Париже в начале XX века.
  2. Задачи урока:
  • Предметные: 

1.Сформировать понятие «Русские сезоны» в Париже.

             2.Расширить представления о балете, раскрыть особенности музыкального языка И.Ф. Стравинского;

              3.Раскрыть содержание музыкальных терминов и понятий (импресарио, драма);

               4.Развитие интонационно-выразительных навыков исполнения музыкальных произведений.  

  • Метапредметные: 

1.Развитие ассоциативно-образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса;        

2.Умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять и на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

  • Личностные:

1.Воспитание  чувства гордости и уважения к русскому искусству;

      2.Воспитание музыкально-эстетического вкуса и потребности общения с музыкально-театральными       жанрами, в частности, с балетом

8. Тип урока: занятие по сообщению нового учебного материала.

9. Вид урока: беседа

10. Литература и оборудование урока: 

  • учебник Т.И.Науменко, В.В.Алеева «Музыка».- М.: Просвещение, 2012г.;
  • мультимедиа  с презентацией урока;
  • словарь эстетических эмоций В. Ражникова;
  • раздаточный материал: трансфертная карта;
  • фортепиано и музыкально - нотный материал.

11. Этапы учебного занятия (технологическая карта):

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организационный

Певческая установка, показ

(муз. приветствие, распевание)

Подготовка рабочего места.

Восприятие информации.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием справочной литературы.  

Восприятие информации. Эмоциональный настрой на предстоящую работу:

Восприятие информации

Планирование своего  действия во внутреннем плане

2.Всестороняя проверка УУД

Настраивает на выразительное исполнение  выученных песен («Лучший город на Земле», «Ты- человек»)

Анализ и оценивание исполнения.

Разгадывание кроссворда, выявление пробелов в знаниях.

Учащиеся дают ответы на вопрос учителя, основываясь на знания, полученные на предыдущих уроках.

Участвуют в коллективной исполнит. деятельности. Воспринимают ответы обучающихся

Групповая и индивидуальная работа.

Предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.

Принятие и сохранение учебной задачи  

3.Подготовка учащихся активному и сознательному усвоению нового учебного материала.

Постановка цели урока.

Постановка учебных задач,

Планирует и объясняет алгоритм работы с трансфертными картами.

Осознание темы и учебных задач урока.

Поиск разнообразных способов решения задач.

Выделение существенной информации из текстов разных видов.

Создание способов решения проблем.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Структурирование знания.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Запоминают и удерживают инструкцию

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей  

 

4.Усвоение новых знаний

Презентация, беседа о «Русских сезонах» в Париже, о их организаторе и создателях.

Настраивание на осознанное восприятие фрагментов балета «Петрушка» И.Стравинского:

«Русская», «У Петрушки». Сравнение с картиной Б.Кустодиева «Масленица». Работа со словарем эстетических эмоций В.Ражникова.

Понятие «драма».

Разучивание песни «Рождественский гимн». Вокально- хоровая работа.

Самостоятельная работа с трансфертными картами. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Анализ, синтез информации.

Слушание музыкального произведения (фрагмент «Русская» И.Стравинского)

Определение характера и настроения музыки и ее взаимосвязи с картиной Б. Кустодиева «Масленица» (сравнение).

Слушание музыкального фрагмента «У Петрушки»-выявление двойственности характера Петрушки (проблемная ситуация).Работа со словарем.

Работа над песней, разучивание текста и  мелодии. Работа над чистотой интонирования мелодии.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Осваивают диалоговую форму общения.

Обсуждают в группе, по мере необходимости

исправляют или дополняют.

Обсуждение характера и настроения муз. произведения.

Ориентация на позицию учителя

Работают с трансфертными картами по образцу. Умение выделять главную информацию.

Начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Определяют общие цель и пути её достижения.

Организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации цели и задачи применяют их на практике.

Формирование мотивации к труду и работе на результат.

5.Проверка понимания учащимися нового материала .

Анализ работы с транфсертными листами. Викторина «Поймай снежинку» (ответы на вопросы).

Обобщение и систематизация новых знаний.

Ответы учащихся.

Научились находить  необходимую информацию, выбирать из предложенного самое главное и необходимое. Учились работать совместно в группе без конфликтов. Учились слушать, чувствовать, понимать и  анализировать музыку. Учились правильно и выразительно петь.

Осуществление синтеза как составления целого из частей

Участвуют в диалоге.Организуют общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать.

Использование речи для регуляции  своего действия.

Совершенстование навыка работы в группе

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом.

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

В опоре на запись в трансфертных листах подготовить рассказ о «Русских сезонах» в Париже, нарисовать афишу к балету «Петрушка» И.Стравинского

(заполнение квадрата №8 в трансфертном листе)

Предпочтения детей по определению домашнего задания по своему выбору.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке   и ваших  одноклассников? (заполнение квадрата №9 в трансфертном листе)

Оценка учителя.

Рефлексия своих действий

Адекватное восприятие оценки учащихся и учителя.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  1. Муз. приветствие «Добрый день»
  2. Распевание (гамма, «звуки музыки»)
  3. «Лучший город на Земле» Т..Ефимова- повторение, исполнение
  4. «Ты- человек» Е.Крылатова- исполнение
  1. Ребята, мы не случайно начали урок с исполнения песни «Ты- человек», ведь действительно в силах даже одного человека повлиять на окружающий мир, историю, культуру. И сегодня на уроке мы узнаем имя человека, основным делом всей жизни которого стало прославление русского искусства за рубежом.

Итак, сегодня перед нами стоят следующие задачи:

  • Узнать,  что такое «Русские сезоны»;
  • Познакомиться с организатором и представителями «Русских сезонов» в Париже;
  • Познакомиться с самым знаменитым балетом «Русских сезонов».

У каждого из вас лежат трансфертные листы,  в них 9 квадратов. В течение урока мы должны заполнить эти квадраты, т.е. записать в них самое важное, что поможет вам в подготовке домашнего задания, а также вам легче будет ответить на вопросы викторины в конце урока. Заполнять вы их будете самостоятельно, а потом мы проверим, что у вас получилось. А сейчас я попрошу вас вспомнить материал прошлых уроков. Если вы верно разгадаете кроссворд, то ключевым словом у вас будет фамилия организатора  «Русских сезонов» в Париже.

Д

И

Р

И

Ж

Е

Р

А

Р

И

Я

Х

О

Р

Е

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

Л

И

Б

Р

Е

Т

Т

О

Б

А

Л

Е

Т

О

П

Е

Р

А

У

В

Е

Р

Т

Ю

Р

А

  1. Без кого оркестр не зазвучит? (дирижер)
  2. Муз. эпизод в опере, исполняемый солистом, главная характеристика героя. (ария)
  3. Танцевальное искусство в целом. (хореография)
  4. Литературная основа оперы, балета, мюзикла. (либретто)
  5. Муз. спектакль, в котором главным выразительным средством является танец.(балет)
  6. Музыкальный спектакль , в котором главным выразительным средством является пение.(опера)
  7. Оркестровое вступление к опере.(увертюра)

-Молодцы. Какая фамилия получилась? (Дягилев)

У каждого искусства бывают свои «звездные часы» - это настоящий триумф и расцвет искусства,  который притягивает внимание людей. Одним из таких «звездных часов» русской оперы и, особенно, балета, стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже. «Русские сезоны»- это гастроли русской оперы и балета  в 1908—1929  годах, основной идеей которых стало прославление русского искусства на Западе. (запись в  ТЛ)

Организатором и идейным вдохновителем этих гастролей стал Сергей Павлович  Дягилев. Он прекрасно рисовал акварелью, учился музыке у самого Римского –Корсакова, но не стал ни художником, ни музыкантом. Зато весь мир знает его как великого импресарио или продюсера –новой профессии начала 20 века. (запись в ТЛ)

Заслуга Дягилева перед рус. искусством, особенно, балетом, бесценна- он смог объединить вокруг себя самых талантливых  людей того времени- композиторов, художников, солистов. Кто же, эти люди? Невозможно в рамках нашего урока перечислить всех, вот лишь некоторые имена.

Это русские композиторы: И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, Н.А.Римский- Корсаков.

Солисты оперы и балета: Анна Павлова, Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский.

Русские художники: А.Бенуа, Н.Рерих, А.Головин.

Одним из самых ярких событий «Русских сезонов» стал балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского. Действие балета происходит в Петербурге в 1830-х годах на Масленице. Внимательно послушайте отрывок из балета, который называется «Русская». Скажите, с помощью чего композитор передает народное гулянье? Какие мелодии использует он в этом отрывке?

                       Слушание «Русская»   - 2,40

  • С помощью чего композитор передает народное гулянье? (характера музыки). Выберете из словаря Ражникова те эмоции, которые вызывает эта музыка?
  • Какие мелодии использует композитор? Они похожи на русские народные песни и наигрыши?

Правильно, ребята, композитор использует мелодии, похожие на народные,  а иногда он включает в свою музыку интонации настоящих народных мелодий. Так, как это делали Римский- Корсаков, Мусоргский, Чайковский, чтобы показать всю красоту рус. национального фольклора.

Вглядитесь внимательно в картину Бориса Кустодиева «Масленица».

  • Как вы думаете, беззвучна она или звучит в вашем воображении?
  • Созвучна ли картина отрывку «Русская» из балета «Петрушка» , который мы сейчас послушали? В чем проявляется сходство?( и в картине, и в муз. отрывку мы слышим веселое, раздольное, праздничное гулянье)

Как вы думаете, почему балет называется «Петрушка»? (гл. герой- Петрушка, традиционный персонаж нар. театра). Основные действующие лица балета: Петрушка, Балерина, Арап- куклы, между которыми развертывается драма.

  • Как вы думаете, что такое драма, драматическое произведение? (предполагаемые ответы)

Запишем определение нового понятия в ТЛ(8 квадрат). Драма- произведение,  основанное на переживании, вызывающем чувство страдания.Это история несчастной любви Петрушки к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему грубого и злого Арапа ,  который в конце концов убивает соперника- Петрушку. Вся эта трагическая история происходит на фоне масленичного веселого гулянья.

Каков же он, Петрушка? С одной стороны- клоун веселящий народ,  а с другой- страдающая душа, способная на глубокие переживания. Мы сейчас послушаем отрывок, который называется «У Петрушки».

Задание: внимательно вслушаться в музыку и определить с помощью каких интонаций передается двойственность характера Петрушки?  (словарь Ражникова)

                   Слушание «У Петрушки»    - 3 мин.

Ответы детей… Угловатость в музыке передает куклу,  а интонации, похожие на вздохи- переживания человека. Стравинский в своем балете раскрывает душевное одиночество несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир в лице грубого и злого Арапа, легкомысленной Балерины и равнодушной праздной толпы.

В течение урок а мы заполняли трансфертные листы. В них мы записали самые важные моменты урока. С помощью этих записей вы легко сможете рассказать материал о  создании «Русских сезонов».

Давайте проверим, что у вас получилось в игре . Поймав снежинку, ответьте на вопрос:

  1. Музыка какого композитора звучала на уроке? (И.Стравинского)
  2. Где проходили «Русские сезоны», в каком веке? ( Париж, начало 20 века)
  3. Кто был организатором «Русских сезонов»? (С.Дягилев)
  4. Самый знаменитый балет «Р.С.» ? («Петрушка»)
  5. Главные действующие лица балета «Петрушка» ( Петрушка,Арап, Балерина)

Молодцы! Ваше  домашнее задание:

  • Выучить записи в трансфертных листах. Подготовить рассказ о гастролях рус. балета в Париже.
  • Нарисовать афишу к балету Петрушка.

Наш урок проходит в канун светлого праздника - Рождества Христова. Уже завтра во всех западных странах будут звучать радостные рождественские песни и гимны. На прошлом уроке я познакомила вас с одним из современных рождественских гимнов. Тексты у вас перед глазами- повторим текст 1 куп…

                                         вокально-хоровая работа- 5 мин.,  выразительное исполнение песни.  

Закончим наш урок гимном школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские сезоны в париже

Урок музыки в 5 классе...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

"Русские сезоны" Дягилева

Презентация содержит материал о русском театральном и художественном деятеле Сергее Павловиче Дягилеве...

Русские сезоны Дягилева

Конспект урока МХК в 11 классе...

Открытый урок по музыке в 5 классе по теме "Русские сезоны в Париже".

Знакомство с понятием «Русские сезоны» в Париже, с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»....

Открытый урок "Русские сезоны в Париже"

Ход урока Слайд 1Здравствуйте ребята, споём музыкальное приветствие.Учитель: «Здравствуйте ребята, здравствуйте.(Музыкальное приветствие учителя и учащихся.)...