Рабочая программа по музыке для 8 класса
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 8 класса по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl.docx | 356.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 класса составлена на основе
- Закона РФ «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897.
- Рабочих программ. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Искусство: Музыка. 8 класс: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2016 г. – 173, [3]с.: ил., нот.
- Искусство. Музыка. 8 класс. Аудиоприложение к учебнику mp3/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2014.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённыхзнаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Музыка» в обязательной части учебного плана школы отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся научится:
- определять средства музыкальной выразительности;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- применять информационно-коммуникационные технологии для поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.
Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке
В области личностных результатов:
— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
— обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
— наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
— инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно-творческих задач;
— соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
— наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
— понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
— общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
— развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
— соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
— творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
— усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
— постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
— освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
— умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
— осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
— установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
— понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
— сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
- Содержание учебного курса
Тема года: «Традиции в музыке» (35 часов)
- Раздел: « Музыка «старая» и «новая»». (3 часа)
Музыка «старая» и «новая» (1 ч.)
Главная тема года – «Традиция и современность в музыке»; её осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времён и поколений.
Музыкальный материал:
А. Островский, стихи О. Острового. «Песня остаётся с человеком» (пение).
Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч.)
Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству.Вечные истоки (темы) искусства. Понятие «история» в искусстве. Настоящая музыка не бывает «старой», она созвучна душе человека, в которой заключена великая и непостижимая тайна бессмертия (В. Моцарт Симфония №40).
Музыкальный материал:
Х. Родриго. «Пастораль» (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть, фрагмент (слушание);
А. Островский, стихи О. Острового. «Песня остаётся с человеком» (пение).
Живая сила традиции (1 ч.)
Традиции в музыке. Связь музыкальных произведений с прошлым, памятью культуры.
Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».
Художественный материал:
Литература.
А. Пушкин. «Борис Годунов», фрагмент.
Живопись
И. Билибин. «Келья вЧудовом монастыре» Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».
Музыка
М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);
Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).
2. Раздел: «Сказочно-мифологические темы» - 6 часов
Искусство начинается с мифа(1 ч.)(К. Глюк фр-ты из оперы «Орфей и Эвридика»; А. Журбин фр-ты из рок-оперы «Орфей и Эвридика»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», из оперы «Садко» (слушание); Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение).
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1 ч.)
Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы.
Музыкальный материал:
Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского (1 ч.)
Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).
Музыкальный материал:
И. Стравинский. «Весенние гадания», «Пляски щеголих», из балета «Весна священная» (слушание); Л. Квинт, стихи В. Кострова. «Здравствуй, мир» (пение).
«Благословляю вас, леса…» (2 ч.)
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утончённость выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения.
Музыкальный материал:
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», фрагмент (слушание);
В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. «Этот большой мир», из кинофильма «Москва-Кассиопея» (пение).
Обобщение по темам « Музыка «старая» и «новая», «Сказочно-мифологические темы»
(1 ч.)
Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
- Раздел: «Мир человеческих чувств» - (11 часов)
Образы радости в музыке( 1 ч.)
Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко» (слушание);
В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).
«Мелодией одной звучат печаль и радость» (2 ч.)
Изменчивость музыкальных настроений и образов – характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы – Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
Б. Окуджава. «Песня о Моцарте» (пение).
«Слёзы людские, о слёзы людские…» (1 ч.)
Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана).
Музыкальный материал:
П. Чайковский. «Болезнь куклы», из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман «Грезы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание);
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты(1 ч.)
Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души».
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано, I часть (слушание); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду», из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение).
Два пушкинских образа в музыке (2 ч.)
Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин», фрагмент (слушание);
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (1 ч.)
Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.
Музыкальный материал:
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение).
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт» ( 1 ч.)
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (пение).
Мотивы пути и дороги в русском искусстве. (1 ч.)
Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».
Музыкальный материал:
Г. Свиридов. «Тройка», из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); К. Кельми, стихи А. Пушкиной. «Замыкая круг» (пение).
Обобщение по теме«Мир человеческих чувств» (1 ч.)
Музыкальная викторина по пройденным произведениям раздела. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
4. Раздел: «В поисках истины и красоты» - (5 часов)
Мир духовной музыки( 1 ч.)
Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы – авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».
Музыкальный материал:
М. Глинка. «Херувимская песнь» (слушание); Д. Бортнянский. «Тебе поем», из «Трёхголосной литургии» (пение); гимн «Достойно есть», русское песнопение (пение).
Колокольный звон на Руси( 1 ч.)
Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (слушание); Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра, фрагмент (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Колокола» (пение).
Рождественская звезда ( 1 ч.)
Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты).
Художественный материал:
Н. Римский-Корсаков.Колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством».
Увертюра «Светлый праздник»
Л и т е р а т у р а
Б. Пастернак. Рождественская звезда.Фрагмент;
И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.
Ж и в о п и с ь
Я. Тинторетто. Рождество; Неизвестный мастер XV в. Рождество;
П. Веронезе. Поклонение волхвов;
С. Боттичелли. Рождество;
Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов;
Х. Б.Майно. Поклонение волхвов;
И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима. Ростовский Кремль.
М у з ы к а
А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание).
Песенный репертуар:
В. Филатова, стихи П.Морозова. Под Рождество (пение)
От Рождества до Крещения ( 1 ч.)
Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
Художественный материал:
Поэзия
В.Жуковский. «Светлана», фрагмент.
Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», фрагмент.
Живопись
Н. Кожин. «Святочное гадание»;
Н. Пимоненко. «Святочное гадание»;
К. Трутовский. «Колядки в Малороссии».
Музыка
П. Чайковский. «Декабрь. Святки», из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); украинскаящедривка «Небо ясне» (пение).
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня ( 1 ч.)
Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник», фрагмент (слушание); «Запечатленный ангел» № 1, фрагмент (слушание); М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой. «Христос воскрес» (пение).
5. Раздел: «О современности в музыке» - (10 часов)
Как мы понимаем современность ( 1 ч.)
Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала ХХ века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о желеэе»).
Художественный материал:
Поэзия
М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка
А. Онеггер, Пасифик 231. Фрагмент(слушание);
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Попутная песня (пение)
Вечные сюжеты ( 1 ч.)
Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:
содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
Музыкальный материал:
А. Хачатурян; Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»
(слушание);
М.Дунаевский, стихи Ю. Рялиинцееа.
Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение)
Философские образы XX века: Турангалила-симфония» О. Мессиана( 1 ч.)
Многоаспектность философских выраженийв творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,специфика музыкального языка).
Музыкальный материал:
О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов (1 ч.)
Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальныйфольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыкубалета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передачечувств героев).
Музыкальный материал:
Ц. Чжень-Гуань. Вступление;Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) (1 ч)
Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стилеБлюз» Дж. Гершвина.
Музыкальный материал:
Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);
Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра(слушание);
А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)
Лирические страницы советской музыки (1 ч)
Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаромпечальной слывут...»
Музыкальный материал:
А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);
С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой» (слушание);
И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.Желанный час (пение)
Диалог времен в музыке А. Шнитке (1 ч)
Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtоgrоssо» № 1). Классическиереминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.
Музыкальный материал:
А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtоgrоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,
препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)
«Любовь никогда не перестанет (1 ч)
Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысласлов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.
Музыкальный материал:
Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»(слушание);
Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)
Обобщение по теме года «Традиция и современность в музыке» ( 1 ч.)
Подведение итога. «Вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Тест. Музыкальная викторина.
- Тематическое планирование
№ | Разделы | Кол-во часов |
1. | Музыка «старая» и «новая» | 3 |
2. | Сказочно – мифологические темы | 6 |
3. | Мир человеческих чувств | 11 |
4. | В поисках истины и красоты | 5 |
5. | О современности в музыке | 10 |
ИТОГО: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...