Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке по для 1 класса, авторов Е.Д, Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_1_klassy_fgos_peredelka.doc | 205 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………3
- Общая характеристика учебного курса…………………………………………………………………………………………………………..4
- Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………………………………………………………………...5
- Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………………………………………………………………………………...6
- Содержание курса …………………………………………………………………………………………………………………………………9
- Тематическое планирование ……………………………………………………………………………………………………………………..11
- Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение ………………………………………………………………………….26
- Приложение 1 …………………………………………………….……………………………………………………………………………….27
- Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………………………...28
- Пояснительная записка
Статус документа:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. №373;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 30.08.2013г. №1015;
- Закон РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015 №1/15);
- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;
- Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
- Примерной образовательной программы по музыке (УМК «Музыка. Начальная школа», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.)
- Образовательной программы МАОУ «СОШ №17» г. Альметьевска, РТ
- Базисного учебного плана РТ - учебного плана МАОУ «СОШ №17» г. Альметьевска, РТ на 2015 – 2016 учебный год;
- Положения школы «О рабочей программе учителя, работающего по ФГОС НОО»;
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
2. Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Программа по музыке составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом и отражённых в его примерной (базисной) программе «Музыка. Начальная школа», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.
- Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение музыки в начальной школе выделяется всего 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки музыки отводится по 34 ч (1 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
Данная программа рассчитана на 33 ч (по 1 ч в неделю) по учебному плану МАОУ «СОШ № 17» г. Альметьевск. В примерную программу внесены изменения. Примерная программа не регламентирует жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов. Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа.
Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа разделена на 2 часа за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа в учебно-тематическом плане.
Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины»
Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов
В связи с национально-региональным компонентом расширены следующие темы: «Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты татарского народа», «Край в котором ты живёшь. Традиции татарского народа.
Наименование раздела | Предусмотрено программой | Предусмотрено учебным планом |
1.«Музыка вокруг нас» | 16 | 16 |
2.«Музыка и ты» | 17 | 17 |
Итого | 33 | 33 |
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
5. Содержание курса
Раздел | Предметные результаты | Кол-во часов |
Раздел «Музыка вокруг нас» 1.Роль музыки в повседневной жизни человека (9 ч) Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. 2. Мир музыкальных инструментов (7 ч) Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара, свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. | Учащиеся научатся: • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; • основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); • владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне; • связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира; • владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле; Учащиеся получат возможность научиться: • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх; • воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии; • выполнять творческие музыкально-композиционные задания; | 16 |
Раздел «Музыка и ты» 1. Чувства человека в музыке (9 ч) Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. 2. Музыкальные образы (8ч) Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. | Учащиеся научатся: • узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы; • выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение. • различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты; • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; Учащиеся получат возможность научиться: • узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы; • использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; • выполнять упражнения арт-терапии; • пользоваться вместе со взрослыми современными средствами записи и воспроизведения музыки. | 17 |
Итого | 33 |
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Деятельность учащихся | Планируемый результат | Дата | ||||||||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||
Тема первого полугодия: «Музыка вокруг нас». 16 часов | ||||||||||||
Роль музыки в повседневной жизни человека. 9 часов | ||||||||||||
1 | Техника безопасности на рабочем месте. «И Муза вечная со мной!» (Урок-путешествие) Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор-исполнитель-слушатель. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
| Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | 7.09 | ||||||
2 | Хоровод муз. (Урок - экскурсия) Хор, хоровод, танцы разных народов мира | Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов Наблюдать за музыкой в жизни человека. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между | 14.09 | ||||||
3 | Повсюду музыка слышна. (Урок - игра) Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок. | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности | 21.09 | ||||||
4 | Душа музыки – мелодия. (Урок-путешествие) Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение | Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей | 28.09 | ||||||
5 | Музыка осени. Образцы осенней природы в музыке, поэзии. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия — главная мысль музыкального произведения | 5.10 | ||||||
6 | Сочини мелодию Импровизации учащихся на стихотворения А. Барто, Н. Михайловой. | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку | 12.10 | ||||||
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках | Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений | 19.10 | ||||||
8 | Музыкальная азбука. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | Знакомиться с элементами нотной записи. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике | 26.10 | ||||||
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | Наличие эмоционального отношения к искусству. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение. | 9.11 | ||||||
Мир музыкальных инструментов. 7 часов | ||||||||||||
10 | Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты татарского народа. Тембры народных инструментов. Имитация тембров народных инструментов (свирели, дудочки, рожка, гуслей) в классической музыке. | Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов | 16.11 | ||||||
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. Понятие «композиторская музыка». | Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко») | 23.11 | ||||||
12 | Музыкальные инструменты. Профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха) | 30.11 | ||||||
13 | Звучащие картины. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии | 7.12 | ||||||
14 | Разыграй песню. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни. | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой) | 14.12 | ||||||
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни. | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (па. примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова) | 21.12 | ||||||
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Новый год. Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш. Обобщение ранее изученного материала. | Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского) | 11.01 | ||||||
Тема второго полугодия: «Музыка и ты». 17 часов | ||||||||||||
Чувства человека в музыке. 9 часов | ||||||||||||
17 | Край, в котором ты живешь. Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Фольклорные песни. Региональные музыкальные традиции. | Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне | 18.01 | ||||||
18 | Художник, поэт, композитор Урок обобщения и систематизации знаний Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки) | Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева) | 25.01 | ||||||
19 | Музыка утра. Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки) | Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение (на примере музыки П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро») | 1.02 | ||||||
20 | Музыка вечера. Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки). | Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная | 8.02 | ||||||
21 | Музыкальные портреты. Образы защитников Отечества в музыке. | Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес | 22.02 | ||||||
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыкальные образы. | Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) | 29.02 | ||||||
23 | Музы не молчали. Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса разных музыкальных инструментов. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов») | 7.03 | ||||||
24 | Мамин праздник. 8 Марта - мамин праздник. Музыка и песни о маме. | Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина | 14.03 | ||||||
25 | Обобщающий урок. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере прослушанных произведений. | 4.04 | ||||||
Музыкальные образы. 8 часов | ||||||||||||
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукушка» К. Дакена, песни «Тонкая рябина», вариаций А. Иванова-Крамского) | 11.04 | ||||||
27 | Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфа и флейта, лютня, клавесин. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. | Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (арфа, флейта клавесин, лютня), называть их. | 18.04 | ||||||
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. | Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальный инструмент. | 25.04 | ||||||
29 | Музыка в цирке. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони») | 2.05 | ||||||
30 | Дом, который звучит. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха») | 9.05 | ||||||
31 | Опера-сказка. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева) | 16.05 | ||||||
32 | «Ничего на свете лучше нету». Музыка, написанная специально для мультфильмов. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах | 23.05 | ||||||
33 | Обобщающий урок. Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе | Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель — слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах | 30.05 |
Итого: 33 часа
- Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение
1. Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина уроки музыки «Поурочные разработки 1-4 класс». Москва «Просвещение» 2015г.
2. Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Тематическое планирование 1-4 класс».
3. ноутбук.
4. доска.
Приложение 1
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Приложение 2
Нормы отметок
На основании Письма «О системе оценивания учебных достижений школьников в условиях без отметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 №13-15-120/13 отметки не ставятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...