"Работа в ладу с гармоническими функциями"
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект открытого урока по сольфеджио в 5-ом классе Детской музыкальной школы. Одна из самых объемных и серьезных тем в сольфеджио - работа с гармоническми функциями в ладу, умение их слышать, петь, играть на фортепиано, использовать в практической деятельности: подбирать аккомпанемент по слуху, анализировать музыкальные произведения, сочинять музыку, грамотно пользуясь законами гармонического развития. Вот эти задачи стояли перед преподавателем на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа г.о. Электросталь
План конспект открытого урока
по сольфеджио
Тема
«Работа в ладу с гармоническими функциями»
(4-й класс)
Преподаватель Волненко А. П.
Электросталь
2015г
План-конспект экспертного урока по сольфеджио в 4(7) классе на тему «Работа в ладу с гармоническими функциями»»
Этапы работы | Содержание этапа |
1.Организационный этап | Сольфеджио – одна из важнейших музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами народной, западно-европейской и русской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта. Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь а, капельно трехголосные последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения. Тема урока: «Работа в ладу с гармоническими функциями» Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков. Задачи урока: Образовательные: - научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записать, услышать, проиграть; - применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале. Развивающие: - расширять слуховые представления о гармонических оборотах, умение их анализировать; - закрепить навыки слухового анализа музыкальных произведений. Воспитательные: - повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности; - воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений; - поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и подбору аккомпанемента к мелодии. - развивать творческие способности. Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений. Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа) Формы работы: Групповая, индивидуальная. Опрос учащихся в устной и письменной форме. Методы обучения: - информационно-коммуникативные; - личностно-ориентированные; - игровые; - наглядные; - проблемно-аналитические; - беседа. Методическая база урока:
Музыкальный материал: 1. Русская народная песня «Во сыром бору тропина» 2. М. И. Глинка. Полька 3. Чешская народная песня «Аннушка» 4. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома. 5.Л. ван Бетховен. «Элизе» . 6. Р. Шуман. «Смелый наездник». 7.Ф. Шуберт. Вальс си минор. Материалы и оборудование Наглядный материал:
Оборудование: - музыкальный инструмент фортепиано - школьная доска, мел, магниты - нотные тетради, карандаши, ластики -учебные пособия учащихся -Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 4 класс для ДМШ; Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс Золина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. Краткая характеристика группы: В экспертном уроке участвуют учащиеся 4 класса семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, баян, домра, скрипка, флейта. Состав группы достаточно ровный. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу, умеют слушать, грамотно отвечать на вопросы, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания. Этапы работы:
- вступительное слово преподавателя; - организационный момент: проверка готовности учащихся к работе; 2. Основной раздел (50 минут) Проверка домашнего задания (15 мин): - разминка: «Вопрос-ответ» о знаках в тональностях; - расположение главных трезвучий лада и их обращений; - пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды; Изучение нового материала (10 мин): «Работа в ладу с гармоническими функциями»: - роль тональных функций в организации движения в музыке; Закрепление пройденного материала (25 минут): - игра «Угадай-ка» по группам (слуховой анализ музыкальных произведений); - сольмизация, как средство осознания гармонических функций и элементов музыкальной речи на примере диктанта с прошлого урока (Чешская народная песня «Аннушка») - подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение; - пение гармонических последовательностей.
- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося; - запись домашнего задания и оформление дневников.
Настрой учащихся на учебную деятельность: Преподаватель проверяет готовность группы, отмечает присутствующих и объявляет тему урока. Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий. Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке. |
2.Опрос учащихся по домашнему заданию | Проверка домашнего задания (15 минут):
Назовите общие ступени у Т и S, у Т и D. Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.
- пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в размерах на 2/4 и 3/4; - пение звукоряда гаммы ступенями с ручными знаками; - пение цепочек ступеней с ручными знаками; - пение трезвучий главных ступеней и их обращений. Задача преподавателя: проверить теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования. Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному. |
3.Изучение нового материала | Знакомство с новым материалом. (10 мин.) Преподаватель говорит о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень. (Преподаватель вместе с учащимися анализирует звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени). Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение гармонических функций в Ля мажоре: ТS, DT. (Преподаватель наглядно показывает движение Субдоминанты от Тоники в соединении T S46, и движение Доминанты к Тонике в соединении DT46, подчеркивая их функциональное значение). Теперь давайте рассмотрим схему главных трезвучий лада в нотах в До мажоре. (На схеме выписны три главные функции на равном расстоянии от Тоники – ч. 5. ). Здесь можно увидеть зеркальное отражение Субдоминанты и Доминанты, а также два основных ключа: «Соль» и «Фа». Но есть еще ключ «До». Таким образом, в трех гармонических функциях заключены три ключа. Тремя ключами называется наш предмет «Сольфеджио». Таким образом, Сольфеджио – это наука, открывающая путь к постижению музыки. Обратимся к музыке. |
4.Закрепление учебного материала | Закрепление учебного материала по теме. (25 мин.) 1. Игра «Угадай-ка». (10 мин.) Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если группа правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения: - Русская народная песня «Во сыром бору тропина». - Л. ванн Бетховен. «Элизе» (фрагмент). - Ф. Шуберт. Вальс си минор (фрагмент). - М. И. Глинка. Полька (фрагмент). - Р. Шуман. «Смелый наездник» из Альбома для юношества. (Работа с нотным текстом). (Учащиеся, прослушивая музыкальные произведения, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.) Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи. Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки. В конце игры определяется команда-победитель. 2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.) - пение с последующим анализом функциональных свойств каждой ступени; - определение и запись гармонических функций; - определение жанровых особенностей мелодии и выбор соответствующей фактуры – способа изложения гармонии. - исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием; - транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности. Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания. Задача преподавателя: воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания. 3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.) На примере фрагментов музыкальных произведений преподаватель называет учащимся три наиболее часто звучащих гармонических оборота: TST – плагальный оборот, TDT – автентический оборот, TSDТ – полный. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три оборота, а затем поют их в разных тональностях. Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты. Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради. |
5.Задание на дом | Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)
- подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение; - пение 3-х последовательностей в тональности A-dur.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме: Графики гармонических колебаний
Проверочная работа по теме: Графики гармонических колебаний (5-7 минут) 10 класс....
Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"
В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....
Контрольная работа по теме "Процедуры и функции"
2 варианта...
Построение графика гармонической функции в Exel
В данном файле содержится шаблон для построения графика гармонической функции у1...
Самостоятельная работа по теме «Область определения функции»
Самостоятельная работа по теме «Область определения функции»...
Практическая работа по теме "Работа с таблицей значений тригонометрических функций"
Работа предназначена для обучающихся 1 курса.Цель работы: выработать умения и навыки нахождения значений выражений содержащих тригонометрические функции с помощью таблицы....
Мастер - класс на тему: "Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки"
Цели и задачи мастер - класса состояли в том, чтобы заинтересовать детей практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений и озна...