Рабочая программа по музыке для 8 класса
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. Авторская программа «Искусство.8-9 классы» разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» и рассчитана на 70 часов. В данную рабочую программу включены только разделы предмета «Музыка». Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, 34 часа в год)Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. Авторская программа «Искусство.8-9 классы» разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» и рассчитана на 70 часов. В данную рабочую программу включены только разделы предмета «Музыка». Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, 34 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_dlya_8_klassa.doc | 81.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Брюховецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 ст. Брюховецкой муниципального
образования Брюховецкий район
Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от «31» августа 2015 года
Председатель педсовета
______________В.В.Канунников
Рабочая программа
по музыке
Уровень образования основное общее образование, 8 класс
Количество часов 34
Учитель Терновая Татьяна Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», издательство «Просвещение», Москва, 2009.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы», «Просвещение», 2009г. Авторская программа «Искусство.8-9 классы» разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» и рассчитана на 70 часов. В данную рабочую программу включены только разделы предмета «Музыка». Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, 34 часа в год)
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели музыкального образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса;
— воспитание культуры восприятия произведений музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к музыке, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний о музыке как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с музыкой;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
На уроках музыки рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
3. Описание места учебного предмета
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 8 классе в объеме 34 часов.
Количество часов по неделям обучения
класс | Количество часов | ||
Примерная программа | Рабочая программа | В неделю | |
8 | 70 ч. | 34 ч. | 1ч. |
4. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Музыка в жизни современного человека (1 час).
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления.
Музыкальный материал: Произведения музыки в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале).
Раздел 2. Музыка открывает новые грани мира (3 часа)
Музыка обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Музыкальный материал: Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Раздел 3. Музыка как универсальный способ общения (4 часа).
Музыка как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Музыкальный материал: Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свтридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Раздел 4. Красота в музыке и жизни (6 часов ).
Что такое красота. Способность музыки дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.
Музыкальный материал: Сочинения посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шорен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (2 часа)
Преобразующая сила музыки. Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции музыки. Арт-терапевтическое воздействие музыки. Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
Музыкальный материал: Произведения Л.Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Вокальная и инструментальная музыка (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков). Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др.
Раздел 6. Воздействующая сила музыки (4 часов )
Выражение общественных идей в музыкальных образах. Музыка как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Музыкальный материал: Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др. Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.) Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Раздел 7. Музыка предвосхищает будущее (3 часа).
Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Музыкальный материал: Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка
Раздел 8. Дар созидания. Практическая функция. (3 часа ).
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные
Музыкальный материал: Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Раздел 9. Музыка и открытие мира для себя (8 часов).
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Музыкальный материал: Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
5. Тематическое распределение часов
№п\п | Разделы, темы | Количество часов по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской | Количество часов по рабочей программе |
1. | Музыка в жизни современного человека | 2 | 1 |
2. | Музыка открывает новые грани мира | 7 | 3 |
3. | Музыка как универсальный способ общения | 7 | 4 |
4. | Красота в музыке и в жизни | 11 | 6 |
5. | Прекрасное пробуждает доброе | 8 | 2 |
6. | Воздействующая сила музыки | 9 | 4 |
7. | Музыка предвосхищает будущее | 7 | 3 |
8. | Дар созидания. Практическая функция. | 11 | 3 |
9. | Музыка и открытие мира для себя | 8 | 8 |
Итого: | 70 | 34 |
Требования к подготовке учащихся по предмету
Обучение музыке в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
- Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала»
- Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания районного Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей музыки
от 27 августа 2015 года №1
Руководитель РМО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...