СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
статья по музыке на тему

Серафимович Ольга

Данный материал представлен с презентацией и будет полезен педагогам для создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Серафимович Ольга Викторовна

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №44»

В современном мире большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Многие родители обучают своих детей дошкольников  в различных музыкальных школах, студиях, центрах и т.д., где с ребенком занимаются учителя или наставники. Но для  самостоятельной музыкальной деятельности ребенку предоставляется не так много времени и места, где он мог бы сам помузицировать и погрузиться в мир музыкальных открытий и впечатлений. Помочь ребенку окунуться в мир музыки помогает музыкальный руководитель и воспитатель в дошкольном учреждении, которые совместно создают условия для самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников является одним из направлений художественной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):

«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения» [3, с 8].

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда по ФГОС должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной,

- безопасной.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения соблюдается принцип зонирования. Каждой образовательной области дается название. Особое место уделяется музыкальной зоне, где был создан музыкальный центр «Мои веселые нотки».

Музыкальный центр «Мои веселые нотки» - это центр, помогающий раскрыть ребенку музыкальные способности, погрузиться самостоятельно в мир музыкальных ощущений, а также поэкспериментировать с музыкальными и шумовыми инструментами.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать в музыкальном центре, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими.

А также дети  могут «сочинить» и свои придуманные мелодии. 
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры.

Дети могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с различными киндер - фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести, придумать, сфантазировать или сочинить.
В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музыкально-дидактические   игры,   которые   развивают  у   ребят   способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука: «Музыкальное лото», «Музыкальная лесенка», «Догадайся, кто поет»,  «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Определи по ритму», «Музыкальный квадрат» и др.

На мольбертах дети с удовольствием выкладывают ритмический рисунок, состоящий из больших и маленьких магнитов, играя в игру «Дирижер». Также дети закрепляют основы музыкальной грамоты, выкладывая на мольбертах рисунки пауз, нот, скрипичного ключа и т.д.

В самостоятельной практике детей имеет место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует музыкальную аппаратуру, включает различные музыкальные композиции и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку, голоса природы.

В музыкальном центре имеются диски с разнообразной музыкой от классики до современных детских хитов: гр. «Барбарики», гр. «Улыбка и т.д., под которые дети весело проводят свои развлечения.                                                                                      
         Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной музыкальной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в музыкальном центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда и образовательная среда в дошкольном учреждении  является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

2. Марецкая, Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – М: УЦ Перспектива, 2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Подготовила Серафимович О.В. музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №44»

Слайд 2

В соответствии с ФГОС: «Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения».

Слайд 3

развивающая среда по ФГОС должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной, - безопасной.

Слайд 4

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОЛЖНА ВЫПОЛНЯТЬ ТАКИЕ ФУНКЦИИ: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Слайд 5

Музыкальный центр в группе

Слайд 6

Музыкальные инструменты

Слайд 7

Демонстрационный материал

Слайд 8

Самостоятельная деятельность

Слайд 9

Создание ансамблей

Слайд 10

Наше трио и дуэт

Слайд 11

ОРКЕСТР В СТАРШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППАХ

Слайд 12

СПЕКТАКЛЬ

Слайд 13

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЧАСИКИ

Слайд 14

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА

Слайд 15

ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Слайд 16

СОНЯ - ДИРИЖЕР

Слайд 17

БЕСШУМНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Слайд 18

БАЛАЛАЙКА

Слайд 19

Составь ритм песенки «Андрей-воробей»

Слайд 20

«Солнышко-вёдрышко» Придумай свою песенку

Слайд 21

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 22

НАЙДИ КАРТИНКУ К ПЕСЕНКЕ

Слайд 24

фонотека

Слайд 25

Развивающая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ребенка раннего возраста

Возрастные особенности детей раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды. Среда для ребенка является носителем информации. От того, какая среда окружает ребенка, зависит ...

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

Аналитический отчет «Создание развивающей предметно – пространственной среды и психолого-педагогических условий по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  «ЗВЕЗДОЧКА»            П. ШКОЛЬНОЕ»...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Данная статья поможет создать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей...