Комплексный подход к изучению жизни и творчества М.А.Балакирева на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ им. М.А. Балакирева г. Волгограда
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Присвоение ДШИ №7 г. Волгограда в 2006 году имени М.А. Балакирева стало стимулом к изучению жизни, творчества, видов деятельности композитора. На групповых занятиях сложилась целостная система, направленная на сохранение балакиревских идей всеобщего эстетического воспитания и музыкального образования, что находит отражение в проведении Балакиревских уроков, введения "балакиревского" компонента, объединяющего учебный материал, творческую деятельность обучающихся и преподавателей всех музыкально-теоретических дисциплин.
В школе, носящей имя М.А. Балакирева, актуальными являются вопросы изучения его музыкально-общественной, композиторской, педагогической, исполнительской, этнографической деятельности. Как создатель первой в России "Бесплатной музыкальной школы" и творческого содружества музыкантов "Могучая кучка", М.А. Балакирев - явление исключительное в русской культуре.
Однако, личности, видам деятельности и его роли в русской культуре в существующих программах цикла музывально-теоретических дисциплин не уделяется должного внимания.
В данном докладе определена необходимость комплексного подхода к изучению деятельности и творчества М.А. Балакирева путём внедрения "балакиревского" компонента в существующие учебные программы по предметам музыкально-теоретического цикла. Такой подход способствует формированию у обучающихся интереса к русской культуре, истории России, музыкальных традициях, роли русского искусства в мировом музыкальном пространстве. Инновационными стали "Балакиревские уроки" в каждом классе, "Балакиревские пятиминутки" (в день рождения композитора), уроки, раскрывающие многочисленным взаимосвязи жизни и творчества М.А. Балакирева с русскими и западноевропейскими композиторами, деятелями искусства.
"Балакиревский компонент" стимулировал творческую деятельность коллектива преподавателей и учащихся Волгоградской ДШИ имени М.А. Балакирева: обучающиеся активно включились в исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность, была создана Детская филармония, в работе которой принимают участия все школьники.
Результат такой работы - отчетные концерты школы, проходящие на ведущих концертных площадках Волгограда (музыкальные театры, Центральный концертный зал), учреждение городских конкурсов имени М.А. Балакирева, проведение всероссийского фестиваля имени М.А. Балакирева.
Живая творческая атмосфера, созданная в школе, объединённая именем, интересами и видами деятельности М.А. Балакирева, является стимулом для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося, а в целом - для раскрытия творческого потенциала всего школьного коллектива.
За 8 лет работы преподавателями и учащимися накоплен значительный материал учебного, методического, творческого, воспитательного характера, но личность и творчество М.А. Балакирева таковы, что еще многие поколения "балакиревцев" будут открывать их новые стороны и черпать в них творческое вдохновение.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сафарова Л.Г., зав. музыкально-теоретическим
отделением МОУ ДОД ДШИ
им. М.А.Балакирева г. Волгограда,
музыковед, заслуженный деятель искусств РК,
член Союза композиторов России
400137, г.Волгоград,
бульвар 30-летия Победы, д.54
Телефон 78 98 80
Перечень предоставляемых материалов:
- Заявка
- Копия квитанции об оплате
- 2 фотографии
- Доклад 2 экз., электронный вариант
- Приложения
ДОКЛАД
«Комплексный подход к изучению жизни и творчества М.А.Балакирева на уроках музыкально-теоретического цикла
в ДШИ им. М.А.Балакирева г. Волгограда»
Детская школа искусств Волгограда с 2006 года носит имя М.А.Балакирева - выдающегося музыкально-общественного деятеля, композитора, педагога, пианиста, дирижера, фольклориста, создателя первой в России «Бесплатной музыкальной школы». С этого времени главным ценностным ориентиром стала для нас интересная, в некотором роде противоречивая, яркая творческая личность М.А. Балакирева. Кто такой Балакирев? Почему наша школа носит это имя? Эти и много других вопросов возникало у обучающихся и родителей, поэтому все преподаватели в разной степени оказались пропагандистами знаний о М.А.Балакиреве.
Лидерами в этом начинании стали преподаватели музыкально-теоретических дисциплин. По каждой дисциплине были пересмотрены программы, разработаны новые календарно-тематические планы по таким предметам как: «Слушание музыки» (1-3 классы), «Музыкальная литература» (4-7 классы), «Сольфеджио» (1-7 классы), «Хоровой класс» (1-7 классы).
«Балакиревский» компонент естественно вошел во многие темы учебного процесса, расширил представление учащихся о видах деятельности этого человека, сторонах его характера, творческих находках, мировоззрении, влиянии на ход культурного процесса, а главное, о его страстной любви к Родине, ее культуре, стремлении воспитать высокообразованных музыкантов, широкий круг любителей музыкального искусства. При этом, особое внимание мы обратили на самопожертвование, готовность ради других оставить работу над собственными произведениями, стать за дирижерский пульт и дать дорогу новым произведениям молодых русских композиторов – Ц.Кюи, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина и других.
Заслуживает уважения широта кругозора, знание практически всей современной ему музыкальной литературы, пропаганда в исполнительской деятельности произведений Р.Шумана,Ф. Шопена,Ф. Листа.
Наглядно комплексный подход к изучению жизни и творчества М.А.Балакирева представлен в календарно-тематических планах предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература», фрагменты которых приведены ниже. Конкретный, изучаемый по программе предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» учебный материал, дополняется знаниями о многообразных связях самого М.А.Балакирева, его творчества с широким кругом явлений в русской и западноевропейской музыке, а также с народным творчеством.
Результатом такого подхода являются новые педагогические уроки: Балакиревский урок, с которого начинается каждый учебный год в каждом классе, Балакиревские пятиминутки - ежегодно 21 декабря в день рождения М.А.Балакирева.
«Слушание музыки» (I год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | Детство, уроки игры на фортепиано под руководством матери, игра по слуху, народные мелодии. Колокол. | Обработки РНП «Возле речки, возле мосту», «Во саду ли, в огороде» из сборника М. Балакирева. Впечатления от колокольных звонов. | Старинное имя Милий – заботливая личность, правдивый песнопевец. | |
Урок № 6. Танцевальные движения в музыке. | Рассказ о танцах. | Концертный вальс. Полька DVD в постановке В.Рыльцова. | фрагмент 1.20 (время звучания) 2.00 (время звучания). |
Так, на первом уроке «Слушания музыки» I года обучения мы рассказываем о Балакиреве, его «Бесплатной музыкальной школе», которая стала прообразом современных ДМШ и ДШИ, знакомим обучающихся с детством композитора, его семьей, слушаем и разучиваем народные песни, говорим и музыкальном символе России – колоколе и колокольных звонах.
В рассказе о танцах, называя жанровые разновидности танцев, смотрим и слушаем Польку Балакирева (DVD), фрагменты концертного вальса. С этого момента начинается ведение самими обучающимися творческой «балакиревской» тетради, куда вписываются название прослушанных произведений и собственные впечатления от прослушанной музыки.
«Слушание музыки» (II год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | Уроки у А.Дюбюка, К.Эйзриха. Впечатление от музыки М.Глинки. | Первые сочинения «Воспоминание об опере «Жизнь за царя М.Глинки». | 6.53 | |
Урок № 3. Строение музыкальной речи. Мотив, фраза, предложение, период. | Мелодия – лицо музыкального произведения. Какое оно? Отчего зависит? | «Колыбельная песня», «Испанская песня», «Баркарола», Ноктюрн № 3, тема. | М.Балакирев «Романсы и песни» тетрадь 1, М., 1978. | |
Урок № 4. Секвенция, варьирование, мотивная работа, контраст. | Приемы развития мелодии. Анализ мелодий П.Чайковского из «Детского альбома». | Тема II части симфонии № 2, тема «Меланхолического вальса». | 0.35 0.50 | |
Урок № 22. «Камаринская». | М.Глинка и М.Балакирев. Отношение к народной музыке. | «Камаринская» М.Глинки и фрагмент из «Увертюры на 3 русские темы» (8.18 полностью). | 1.20 (без вступления) тема «Во поле береза стояла» | |
Урок 24. М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина». | М.Мусоргский – самый преданный ученик Балакирева. | Симфоническая поэма «Русь». | фрагмент 13.39 (полностью). |
Балакиревский урок II года обучения по предмету «Слушание музыки» начинается с повторения и рассказа об уроках у А.Дюбюка и К.Эйзриха, знакомства с жанрами фортепианной музыки, впечатлениями композитора от музыки Глинки. Творческий итог М.Балакирева - фантазия для фортепиано «Воспоминание об опере «Жизнь за царя М.Глинки». В темах «Строение музыкальной речи» и «Основные приемы развития в музыке» в качестве примеров мы используем мелодии балакиревских произведений. Тема «Программная музыка» дается на примере вступления к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского. Мусоргский – ученик М.Балакирева, автор программных произведений.
«Слушание музыки» (III год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | М.Балакирев и А.Улыбышев. Дирижерская деятельность Балакирева, интерес к мировой музыкальной культуре. Казань. Самообразование через знакомство с пианистами И. Ласковским, А. Контским, С. Шифтом. | Концерт для фортепиано № 1 fis moll. | 13.32 (время звучания полностью) фрагменты, тест. | |
Урок № 2. Фольклор – народная мудрость. | Многообразие национальных фольклорных истоков России. | Интерес Балакирева к народному творчеству. Записи в поездках по Волге и на Кавказ. | Сборник «»30 русских народных песен» М.А.Балакирева. | |
Урок № 15. Танцы | Рассказ о танцах. | Вальс № 5 Полька (возвращение к пройденному) Мазурка № 2. | Фрагмент (1 раздел) 2.00 |
К третьему году обучения у обучающихся накапливаются некоторые сведения о жизни и творчестве М.Балакирева. Их обобщению и проверке знаний служит тест (приложение № 1). Обращается внимание на роль А.Улыбышева в творческом самоопределении М.Балакирева.
Известно, что М.Балакирев с любовью относился к народной музыке, причем не только к русской. Следуя заветам М.Балакирева, педагоги используют на уроках фольклор разных национальностей, воспитывая уважительное отношение к музыкальному наследию народов, населяющих Россию.
«Музыкальная литература» 4 класс (I год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | Вспомнить пройденное, семья, генеалогическое древо. | Прослушивание фрагментов пройденных произведений. | Музыкальная викторина. | |
Урок №5. Практическая работа. Анализ на слух элементов музыкального языка. | Мазурка № 6 As dur. | 5.57 | ||
Урок № 7. Музыкальные формы. Период. Шопен и Балакирев. | Период как целое, период как часть более крупной формы. Шопен: прелюдии е moll, a dur, h moll. | Шопен и Балакирев. Простейшие музыкальные формы в экспозиции инструментальных произведений Балакирева. | М.Балакирев Ноктюрн № 2, Полька, мазурки. | |
Урок № 10. Музыка и движение. Марш. | Сравнительный анализ маршей разных эпох. | Увертюра на тему испанского марша (13.20). | тема от 0.45 | |
Урок № 24. М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». | Постановка оперы в Праге. | Симфоническая увертюра «В Чехии». | фрагмент (11.59 полностью). | |
Урок № 27. Жанры виртуозной музыки. | Этюд, прелюдия. | «В саду» этюд-идиллия. | 3.33 |
Курс «Музыкальной литературы» 4 класс (I год обучения) подводит итог сведениям о детстве, семье, юности композитора М.А.Балакирева. Обучающиеся дополняют свои представления новыми сведениями и составляют генеалогическое древо рода Балакиревых (источник – С.Ляпунов, А.Ляпунова «Молодые годы Балакирева» Л., 1962). Приложение № 2.
При изучении музыкальных форм на уроках используются пьесы из цикла «Детский альбом» П.Чайковского, прелюдии Ф.Шопена и сочинения М.Балакирева - Полька, Ноктюрн № 2 (тема), мазурки (по выбору).
Важное место в 4 классе занимает изучение оперы М.Глинки «Руслан и Людмила» по нескольким причинам. М.Балакирев впервые исполнил в Праге (дирижировал и выступал в качестве режиссера-постановщика) оперу М.Глинки «Руслан и Людмила» полностью, без купюр и с огромным успехом. Интересна история постановки оперы в Праге.
Сам М.Балакирев несколько раз пытался написать оперу (А.Мицкевич «Дзяды», русская народная сказка «Жар-птица»), но реализовать этот замысел не удалось. В Чехии он познакомился с А.Дворжаком, высоко ценившим творчество композиторов «Могучей кучки», а также записывал народную музыку - моравскую, словенскую, чешскую. На три народные темы им создана симфоническая увертюра «В Чехии». В Петербурге композитор организовал и выступил как дирижер «Славянского» концерта, приуроченного к Съезду славянских народов.
Далее, переходя из класса в класс, багаж знаний обучающихся о М. Балакиреве пополняется. М.Балакирев предстает перед ними как человек, постоянно стремящийся к новым знаниям, как музыкант, способный, благодаря аналитическому складу ума, оценить художественные достоинства музыкального произведения. Так возникает желание узнать о нем как можно больше.
Стимулируя самостоятельную творческую, поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся, педагоги предлагают уроки, в которых детям отводится главная роль.
«Музыкальная литература» 5 класс (II год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | Вспомнить пройденное. Балакирев и музыканты Западной Европы. Г.Берлиоз. | Опрос по заданию на лето «Что нового я узнал о Балакиреве?» | ||
Урок №15-18. Мазурки, Полонезы, Ноктюрны, Вальсы, Скерцо, Баллады Шопена. | Шопен и Балакирев | DVD Ноктюрн № 2 в переложении для 2-х флейт О.Н.Абареновой Мазурка № 4. Сюита на темы четырех произведений Ф.Шопена. | Симфоническая поэма «Желязова Воля» 14.43 | |
Урок № 19. Р.Шуман. | Программность, оркестровый стиль. | Сочинения Р.Шумана в репертуаре М.Балакирева. Соната № 3. | Фрагменты из «Манфреда» и «Фауста» Р.Шумана. | |
Урок № 20. Ф. Лист. | Творчество Листа, «Прелюды». Оценка сочинений М.Балакирева. | «Исламей», как обязательное произведение для всех учеников Ф.Листа. | 8.04 «…неустрашимая» русская фаланга».Ф.Лист. |
Например, в пятом классе, подводя итог изучения темы «Классицизм», урок-исследование «Гайдн, Моцарт, Бетховен… и не только». На этом уроке «география» музыкального классицизма расширяется за счет новых композиторских имен, новых произведений (в записи и исполнении обучающимися) композиторов Германии, Чехии, Италии, Испании, найденных самими обучающимися и представленных в виде презентаций, докладов. Одна из самых ярких работ – мощное древо, уходящее корнями в «Барокко» и упирающееся кроной в «Романтизм», ветвями которого стали страны, а листвой фамилии композиторов, внесших свой вклад в развитие идей музыкального классицизма (приложение № 3).
Общеизвестно, что М.А.Балакирев высоко ценил, часто исполнял сочинения польского композитора Ф.Шопена. Четкость формы, одухотворенность, яркая эмоциональность, тесные связи с национальной музыкальной культурой – вот те черты, которые сближают произведения Шопена и М.Балакирева. Отсюда интерес М.Балакирева к жанрам танцевальной музыки (вальс, мазурка), ноктюрна, скерцо. На творческих параллелях строятся 3 урока по теме «Ф.Шопен». Урок «В этом доме родился Шопен» связан с ролью М.Балакирева в открытии памятника Ф.Шопену на родине композитора, последних публичных концертных выступлениях М.Балакирева в Желязовой воле и Варшаве. Формы выступлений обучающихся на этом уроке - небольшие сообщения по темам: «Знакомство с Шопеном» (первые впечатления М.Балакирева от музыки Шопена), «Памятник Ф.Шопену в Желязовой воле и Варшаве», симфоническая поэма «Желязова воля», «Поэты о Шопене».
Естественно, что изучение обзорных тем «Р. Шуман. Жизненный и творческий путь» и «Ф. Лист. Жизненный и творческий путь» невозможно без упоминания о М.Балакиреве, поскольку на примерах шумановских сочинений шел процесс приобщения к композиторской профессии всех «кучкистов». Общеизвестно, что М.Балакирев знал и с удовольствием играл фортепианные и симфонические произведения Р.Шумана (в переложении для фортепиано или по партитуре). К 200-летию со дня рождения композитора в ДШИ им. М.А.Балакирева в 2010 году был проведен творческий вечер «Лишь чуткому доступный слуху» (приложение № 4).
Перед венгерским композитором Ф.Листом М.Балакиев преклонялся. Он знал наизусть практически все произведения композитора, критически отмечая, на его взгляд, их недостатки, но выше всего ставил их достоинства. Влияние листовского, почти оркестрового, фортепианного стиля можно обнаружить во многих сочинениях М.Балакирева. Примечательно, что исполнение балакиревского «Исламея» было обязательным для всех учеников Ф. Листа.
«Музыкальная литература» 6 класс (III год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | Вспомнить пройденное. | Музыкальная викторина из пройденных произведений композитора. | Конкурс творческих работ (сообщения, рефераты, доклады, презентации, фотовыставки) «Мое музыкальное лето». | |
Урок № 6-7. М.И.Глинка. Жизнь и творчество. | О знакомстве М.Глинки с М.Балакиревым. Взаимные интересы. | Повторение. «Воспоминание об опере «Жизнь за царя М.Глинки». | 6.53 | |
Урок № 10. А.С.Даргомыжский. Музыкальные «четверги». | Знакомство М.Балакирева с М.Мусоргским, Ц.Кюи, В.Стасовым. | Интерес к жанру романса. | ||
Урок № 14-15. Музыкальная культура 60-80-х годов ХIХ века. | Активная деятельность Балакирева, «Могучая кучка», «БМШ», дирижирование концертами ИРМО, директор Придворной певческой капеллы, поездки по Волге и на Кавказ. | Повторение. «Исламей» (8.04). Романсы и песни (по выбору). | Творческие работы в различных формах по биографии композитора, истории создания «БМШ», ИРМО, путешествиях Балакирева, в т. ч. в Чехию, Германию, Польшу. | |
Урок № 16. А.П.Бородин Жизнь и творчество. | Работа над Первой симфонией, роль М.Балакирева. | Симфоническая поэма «Русь» («1000 лет»). | 13.39, (возможно фрагментарно). | |
Урок № 19. Н.А.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. | Взаимоотношение с М.Балакире вым в разные периоды творчества. | Запись народных песен. РНП в обработке М.Балакирева. | «Зимушка», «Как по морю», «Ночи», «Утушная». | |
Урок № 22. Итоговый урок по творчеству Н.А.Римского-Корсакова. | «Н.Римский-Корсаков – крупным планом и в деталях». | Совместная работа в «БМШ», первая симфония, обращение к народным песням. | ||
Урок № 23. М.П.Мусоргский Жизнь и творчество. | М.Мусоргский и М.Балакирев. | М.Мусоргский. Соната для фортепиано в перел. для 2-х ф-но DVD. |
Материал шестого класса буквально пронизан мыслями и деяниями М.Балакирева. По существу, каждая из монографических тем так или иначе связана с активной деятельностью М.Балакирева. Речь идет о создании содружества музыкантов - «Могучая кучка», о «Бесплатной музыкальной школе», о дирижировании М.Балакиревым концертами «Императорского русского музыкального общества», о работе М.Балакирева в качестве директора Придворной певческой капеллы, о его поездках по Волге и на Кавказ.
Такой объем материала о деятельности М.Балакирева направляет обучающихся в сторону активного творческого поиска. «Балакиревский урок» шестого класса - это обнародование творческих работ конкурса «Мое музыкальное лето», в котором могут быть представлены сообщения, доклады, рефераты, презентации на тему: «Что нового я узнал(а) о Балакиреве?»
В 2013-2014 учебном году учащаяся Д.Малкова исследовала вопрос о творческих связях М.Балакирева с французским композитором Луи Бурго-Дюкудрэ, написавшим оперу «Тамара» с использованием материалов записей композитора в поездке по Кавказу. Поскольку сведений о Л. Бурго-Дюкудрэ мало, Д.Малкова направила письмо на французском языке в Парижскую консерваторию с просьбой о помощи в этом вопросе (приложение № 5). Продолжая изучение творческих связей М.Балакирева с западноевропейскими композиторами, обучающиеся в 2014 году получили задание для исследования по теме: «Балакирев и Берлиоз. Творческие связи».
В 2006 году на наш запрос в Муниципальное учреждение «Городской информационный центр» Волгограда пришел ответ, что название улицы Балакирева действительно связано с именем Милия Алексеевича и присвоено оно в 1951 году (приложение № 6). Этот факт стал толчком к поискам имен композиторов, увековеченных в Волгограде, а затем у учащейся 5 класса М.Черменской эта идея выросла до творческой работы – обобщения «Волгоград – город музыкальный» (приложение № 7).
За основу изучения оперного творчества Н.А.Римского-Корсакова были взяты не только произведения по программе курса – «Снегурочка», «Садко», но и знакомство с операми «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Царская невеста» (посещение оперного спектакля). Интерес вызвали сообщения о личности, семье композитора, предках, потомках рода Римского-Корсакова. Итогом монографической темы «Н.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь» стал урок «Н.Римский-Корсаков крупным планом и в деталях» (приложение № 8).
Традиционные для школьников презентации, типа «Жизнь и творчество», стали более разнообразными. Например, «Балакирев и Шопен», «Балакирев до…» (имеется ввиду до кризиса), и «Балакирев после…» (последние десятилетия), которые подготовил Иван Беззубцев (приложение № 9).
На Городской конкурс рефератов «Искусство и дети» «балакиревцы» выходят с темами просветительского характера - «Роль М.А.Балакирева в жизни и творчестве великих русских композиторов ХIХ века и в музыкальной культуре России», «Судьбы русской музыки в ХIХ веке», «Балакирев знакомый и неизвестный» (приложение № 10 ).
«Музыкальная литература» 7 класс (IV год обучения)
№ п/п | Название темы | Содержание урока | Произведения М.Балакирева | Примечания |
Балакиревский урок. | М.Балакирев и П.Чайковский. Интерес к литературе и программности. | Увертюра к трагедии В.Шекспира «Король Лир». | П.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | |
Урок № 6. Русская музыкальная культура конца ХIХ начала ХХ века. | Балакирев и «Веймарский кружок», С.М.Ляпунов. | Повторение. Симфоническая поэма «Желязова Воля». | 14.43 (возможно фрагментарно). | |
Урок № 10. С.В. Рахманинов. Жизнь и творчество. | Интерес композитора к произведениям М.Балакирева. Исполнение транскрипции «Жаворонка» М.Глинки. | Повторение. Фортепианная фантазия «Исламей». | Дирижирование «Увертюрой на темы трех русских песен», симфонической поэмой «Тамара». | |
Урок № 22. Г.В.Свиридов Жизнь и творчество. | Интерес композитора к творчеству композиторов-кучкистов. | «30 русских народных песен для голоса и фортепиано». | ||
Урок № 27. Современные исполнители. | Е.Светланов. | Симфоническая поэма «Тамара». | 21.03 |
В седьмом классе на Балакиревском уроке обращается внимание обучающихся на то, что М.Балакирев был образованнейшим человеком своего времени. Он прекрасно знал мировую литературу и одним из первых воплотил «шекспировскую» тему в русской музыке, написав увертюру «Король Лир». После знакомства с П.Чайковским он посоветовал тому сюжет «Ромео и Джульетты» в качестве симфонического произведения, разработал план трехчастной симфонии «Манфред». О дружбе и творческих связях П.Чайковского и М.Балакирева свидетельствует их переписка. Этот факт может стать темой для творческой работы.
Деятельность М.Балакирева в последние десятилетия связана с Придворной певческой капеллой, музыкальными «вторниками» в «Веймарском кружке» и собственно педагогической деятельностью. На этом уроке (урок № 6) логично обращение к теме пятого класса и уроку «В этом доме родился Шопен», поскольку кроме музыки современных М.Балакиреву композиторов, на собраниях «Веймарского кружка» часто исполнялась музыка польского гения (тоже достойная тема).
Необходимо подчеркнуть, что достаточно суровые испытания, которые Балакиеву пришлось перенести (материальные трудности «БМШ», отсутствие финансовой поддержки, забота о сестрах и отце) наложили на его характер свой отпечаток. М.Балакирев стал более сдержан, саркастичен. Он был в курсе музыкальных событий, но свое отношение к ним высказывал редко.
В монографической теме «С.Рахманинов. Жизнь и творчество» обязательно указывается на тот факт, что 12-летний С.Рахманинов, впервые услышавший балакиревского «Исламея», пришел от него в восторг и, безусловно, это сочинение оказало влияние на юного С.Рахманинова. С.Рахманинов дирижировал симфоническими произведениями М.Балакирева - «Увертюрой на темы трех русских песен», симфонической поэмой «Тамара», исполнял балакиревскую транскрипцию «Жаворонка» М.Глинки, получил благоприятные отзывы друзей композитора, но сам Балакирев на это никак не откликнулся. Также равнодушно Балакирев отнесся к А.Скрябину, И.Стравинскому и их творчеству.
Интерес М.Балакирева и его сподвижников к народному творчеству, независимо от национальной принадлежности находит отражение в последних темах курса музыкальной литературы таких как «Г.Свиридов. Жизненный и творческий путь». В заключительной теме обучающимся предлагается послушать и проанализировать симфоническую поэму «Тамара». Каждый год этот урок выглядит по-разному, но обязательно сопровождается стихами М.Лермонтова, кадрами фотосъемки, сделанными самим М.Балакиревым во время поездки на Кавказ.
В теме «Современные исполнители» обучающиеся знакомятся с исполнителями сочинений М.А.Балакирева. Особо следует подчеркнуть роль Е.Светланова, записавшего все симфонические опусы композитора и относившегося к творчеству М.Балакирева с восторгом. Говорится о роли С.М. Ляпунова, выполнившего оркестровку «Исламея» и восстановившего по черновикам и эскизам симфоническую поэму М. Балакирева «Желязова воля».
Балакиревские пятиминутки проводятся в тех группах, занятия которых приходятся на 21 декабря. Обычно это индивидуальный или командный конкурс «Кто знает лучше?» (композитора, его музыку). Конкурс лаконичный, живой и не требует много времени.
Одним из элементов этой системы является предмет сольфеджио. На уроках сольфеджио, наряду с «классическими» учебниками известных авторов Б.Калмыкова и Г.Фридкина, Ж.Металлиди, С.Запорожец, Е.Давыдовой, Т.Калужской преподаватели используют современные учебники и учебные пособия, содержащие достаточно много примеров из русской и западноевропейской классики, а также народного творчества. Это «Сольфеджио» Ю.Фроловой (1-7 кл.), Т.Первозванской (1-7 кл.), «Начальные формы импровизации, сочинения и подбора аккомпанемента» (2013) волгоградского композитора А.Климова. С 2007 года в старших классах приоритет был отдан учебнику «Сольфеджио» Одноголосие ч.1 А.Л. Цейтлина, содержащим примеры из произведений композиторов «Могучей кучки».
Выполнив анализ имеющейся в школе дидактической литературы, преподаватели в своих календарно-тематических и поурочных планах соотнесли по срокам прохождения музыку, изучаемую в курсе «Музыкальной литературы» и «Сольфеджио». Таким образом, у педагогов появилась возможность не только изучать конкретную музыку на уроке «Музыкальной литературы», но и одновременно закреплять ее на уроке «Сольфеджио», используя фрагмент произведения в качестве выучивания наизусть, музыкального диктанта, анализа элементов музыкального языка и др. В параллельном прохождении и закреплении тем помогают «Музыкальные странички» по творчеству разных композиторов – «Балакиревская страничка», «Музыкальная страничка М.Глинки», «Музыкальная страничка А.Бородина», «Моцартовская страничка», «Музыкальная страничка Ф.Шопена» и тд. Приложение № 11.
Существующие формы творческих заданий на уроках сольфеджио педагоги разнообразили несколько иными, например, найти среди романсов М.Балакирева произведения на разные размеры, тональности с большим количеством ключевых знаков (определить их), примеры на сопоставления, модуляцию, различные ритмические рисунки и т.д. За необходимым нотным материалом обучающиеся обращаются в школьный Музей М.А.Балакирева, в котором собраны изданные или ксерокопированные сборники произведений композитора. Обучающиеся в старших классах ведут творческие тетради, в которых предлагают варианты записи диктантов из произведений композиторов-кучкистов в различных формах (приложение № 12).
В репертуар Образцового хорового коллектива школы (рук. Н.Г.Сомова) обязательно входят произведения русской классики, а это, прежде всего, сочинения учеников М.А.Балакирева. Перед разучиванием нового произведения дается задание обучающимся найти новые сведения об авторе или произведении, тем самым весь коллектив включается в творческий поиск. К сожалению, мы пока не имеем нотного материала для хора самого М.Балакирева, хотя им написано более 20 хоровых сочинений и выполнены обработки для хора народных песен («Никита Романович», «Королевичи из Кракова»). Этот вопрос находится у нас в стадии разработки (приложение № 13).
Подобно стремлению М.Балакирева к познанию нового, преподаватели ДШИ им. М.А.Балакирева включают в учебный процесс произведения современных композиторов, в том числе и волгоградских – Анатолия Климова, Павла Морозова, Льва Бурова и др. На юбилейном вечере А.Климова, посвященном его 80-летию, школьный хор с большим успехом исполнил три хора «Береза», «Пороша», «Усталый день» из цикла на стихи С.Есенина «Отзвуки сердца».
В 2013 году школа приняла участие в проекте «Новая музыка» в рамках года Россия-Германия, в котором наши обучающиеся получили диплом I степени.
С прихода детей в школу, обучающиеся ищут ответ на главный вопрос: «Для чего я занимаюсь музыкой?» Из множества ответов выделяется главная мысль, которая впоследствии становится основной мотивацией обучения: «Мы учимся для того, чтобы стать разносторонне образованными, знать о музыке как можно больше, чтобы делиться своими знаниями и умением играть на инструменте с другими людьми, радовать окружающих людей, как это делал всю свою творческую жизнь М.А.Балакирев» (из сочинения Д.Жидковой).
Так появилась идея создания школьной Детской филармонии. Создание филармонии, в свою очередь, потребовало внести изменения в программы по специальному инструменту, расширения репертуара ансамблей, класса аккомпанемента. У школы появились тесные творческие связи не только с дошкольными и школьными учреждениями, но и с общественными организациями – «Дети военного Сталинграда», общество «Волгоград - Кёльн», Центром социальной защиты населения, Молодежным центром «ХХI век», «Волгоградским детским домом», «Волгоградской детской областной художественной галереей», «Областным госпиталем ветеранов и участников войн», Волгоградской Областной Думой и Волгоградской Городской Думой и др. Ежегодно, помимо школьных мероприятий, обучающиеся дают более 60 концертов. Причем, в концертную деятельность вовлечены все школьники (приложение № 14).
Концертные мероприятия тщательно продумываются. К каждому из них составляется оригинальный сценарий. В качестве примера из последних приведем «Моцарт – музыкальный гений», «Лишь чуткому доступный слуху» (к 200- летию Р.Шумана), «Великий мистификатор Ф.Крейслер», «За Рождественской звездой», «Все начинается с этюда», «Мой друг - рояль», «Балакирева имя…», «Неиссякаемые родники России» (приложение № 15).
Традиционными для коллектива школы стали концерты, посвященные Международному Дню Музыки, «Посвящение в юные музыканты-балакиревцы» (приложение № 16), ежегодные Отчетные концерты школы.
Отчетные концерты школы всегда вызывают огромный интерес со стороны самих школьников, их родителей, любителей музыкального и хореографического искусства Волгограда. Необходимо отметить, что ни одна ДМШ и ДШИ Волгограда не проводит таких масштабных мероприятий на ведущих сценах – «Волгоградского музыкального театра», театра «Царицынская опера», «Центрального концертного зала» (приложение № 17).
Школа проводит Городские конкурсы им. М.А.Балакирева «Фортепианная миниатюра» и конкурс исполнителей на народных инструментах, Городской фестиваль им. М.А.Балакирева исполнителей на народных инструментах «От дуэта до октета». Ежегодно растет популярность конкурсов, о чем свидетельствует увеличение количества участников и уровень исполнительства. Исполнители произведений М.А.Балакирева отмечаются специальным призом. Все участники конкурсов награждаются именными «балакиревскими» дипломами, педагоги – благодарственными письмами (приложение № 18).
Накопленный опыт проведения фестивальных и конкурсных мероприятий позволил школе в 2014 году провести в Волгограде Всероссийский фестиваль детских музыкальных и детских школ искусств им. М.А.Балакирева «Юная культура России - 2014», в котором приняли участие более 300 учащихся балакиревских школ. Гала-концерт фестиваля прошел на главной сцене города – в Центральном концертном зале (Приложение № 19).
Живая творческая атмосфера, созданная в школе, объединенная именем, интересами и видами деятельности М.А.Балакирева, является стимулом для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося, а в целом - для раскрытия творческого потенциала всего коллектива школы. За 8 лет работы преподавателями и учащимися накоплен значительный материал учебного, методического, творческого, воспитательного характера, но личность и творчество М.А.Балакирева таковы, что еще многие поколения «балакиревцев» будут с удивлением открывать их новые стороны и черпать в них творческое вдохновение.
В этом направлении принесла ДШИ им. М.А.Балакирева звание лучшей школы Волгограда, а преподаватель Т.Н.Чернова стала Лучшим преподавателем г.Волгограда.
Список литературы, рекомендуемый обучающимся
- Балакирев М.А. Воспоминания и письма. Ред. Ю.А.Кремлев, А.С.Ляпунова, Э.Л. Фрид. Л., 1962.
- Балакирев М.А. Избранные пьесы для фортепиано. М., 1979.
- Балакирев М.А. Избранные романсы для голоса с фортепиано. М., 1979.
- Балакирев М.А. «Исламей». Восточная фантазия для фортепиано. М., 1979.
- Балакирев М.А. Летопись жизни и творчества. Составители А.С.Ляпунова и Э.Э.Язовицкая. Л., 1967.
- Балакирев М.А. Ноктюрны. М., 1978.
- Балакирев М.А. Романсы и песни для голоса с фортепиано. Тетрадь I. М., 1978.
- Балакирев М.А. Романсы и песни для голоса с фортепиано. Тетрадь II. М., 1979.
- Балакирев М.А. Сборник произведений для детских музыкальных школ. Составитель Е.А.Зингалева. М., 2006.
- Балакирев М.А. Статьи и исследования. Ред. Ю.А.Кремлев, А.С.Ляпунова, Э.Л. Фрид. Л., 1961.
- Брянцева В. С.В.Рахманинов. М., 1976.
- Венок Шопену
- Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». М., 1986.
- Зайцева Т. М.А.Балакирев. Истоки. СПб, 2000.
- Зайцева Т. Творческие уроки М.А.Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика: исследовательские очерки. СПб, 2012.
- Зорина А. Могучая кучка. Л., 1977.
- Книга о Свиридове
- М.А.Балакирев и Казань:времен связующая нить. Казань, 2012.
- Михеева Л. «Исламей» М.А.Балакирева.М., 1961.
- Соловцова
«Системный подход к изучению жизни и творчества .А.Балакирева на групповых занятиях в ДШИ им. Балакирева г. Волгограда»
преп. Сафарова Л.Г. на Ассамблее «Балакиревское наследие» 15 декабря 2012г. в г. Москве. В докладе отмечено, что в рамках преподавания Слушания музыки, Музыкальной литературы, Сольфеджио в ДШИ им. М.А.Балакирева сложилась целостная система, направленная на сохранение балакиревских идей всеобщего эстетического воспитания и музыкального образования, что находит отражение в проведении Балакиревских уроков, обращении к личности и творчеству Балакирева в преподавании тем русской музыкальной классики. На уроках Сольфеджио используются примеры из классической музыки, народного творчества, сочинений композиторов «Могучей кучки», они же даются в качестве материала для музыкального диктанта, определения на слух. В темах «Музыкальная интонация», «Строение музыкальной речи», «Музыкальная форма», «Музыкальный образ», наряду с предлагаемыми произведениями программы, учащиеся на уроке обращаются к названным выше композиторам и их сочинениям. Нередко, изучаемое на уроках Музыкальной литературы, позволяет учащимся по иному взглянуть на особенности музыкального жанра своей программы, что обязательно скажется на качестве исполнения.
В результате обсуждения принято решение при изучении специфических тем чаще обращаться к заданиям творческого характера, способствующим активному усвоению теоретической и практической стороны предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского
Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста
В статье представлены формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова: литературная экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...
Тестовый материал для изучения жизни и творчества П. Хузангая
Тестовый материал по чувашской литературе для 10 классов...
статья "Изучение жизни и творчества ученого Н.Я.Бичурина в школе"
При изучении творчества земляков сотрудничество с музеем дает хороший результат. Что мы и делаем. На урок мы идем в районный музей "Бичурин и современность"...
Комплексный подход в изучении иностранного языка.
при изучении иностранного языка важен комплексный подход. Освоение лексических единиц и грамматического строя языка долно идти параллельно, также как осуществляться развития навков аудирования и говор...
Рабочий лист к изучению жизни и творчества М.В.Ломоносова
Рабочий лист ученика к изучению темы "Поэзия М.В.Ломоносова"...
Комплексный подход к изучению русского языка.
Материал можно использовать для учащихся среднего сзвена при систематизации материала. в ходе работы предлагается комплексный подход к изучению русского языка. на каждом этапе ребята смогут применить ...