«Маленькие герои военных песен большой войны»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Цель занятия: познакомить детей с песнями, героями котроых являются юные защитники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи:
- воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу;
- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о песнях, в которых рассказывается о жизни детей во время войны;
- развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_geroi_voennyh_pesen.docx | 38.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
«Маленькие герои военных песен
большой войны»
Класс, возраст: 5-6 класс, 11 – 13 лет
Мероприятие подготовила:
учитель музыки
Кузнецова Татьяна Николаевна
Форма проведения: занятие-беседа
Цель занятия: познакомить детей с песнями, героями котроых являются юные защитники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи:
- воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу;
- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о песнях, в которых рассказывается о жизни детей во время войны;
- развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности.
Технические средства: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями
Учитель:
Что вы знаете о Великой Отечественной Войне. Какую годовщину Победы в этой войне отпраздновала наша страна 9 мая 2015 года?
Постановка проблемного вопроса
В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема.
Нужны ли песни, в которых рассказывается о маленьких героях больщой войны?
Учитель:
Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, никогда не слышали орудийного грома. В этом году мы с вами отмечали 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Мы видим, как строят новые дома в городе, но не подозреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Как тяжело сегодня приходится детям на Украине, в тех местах где идёт война. А вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана.
Это был день начала войны: 22 июня 1941года.
Показ видеофрагмента
Песня: «Священная война» сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова
Учитель: 22 июня 1941 года нарушив мирную жизнь людей внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое мирное воскресное утро, когда люди ещё спали, началась война.
Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Сегодня наш урок - мужества посвящаем юным защитникам Отечества, отдавшим свою жизнь за светлое, мирное будущее. Все эти мальчишки и девчонки были лишены счастливого и радостного детства. Их детство прервала война… У многих она забрала всё: дом, родных, друзей, жизнь…
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Звучит песня «До свидания мальчики» муз. Б.Окуджавы
Учитель: О чём говорится в этой песне? (Беседа о содержании песни).
Песня "До свидания, мальчики" - авторская. Она была написана (и стихи, музыка) одним человеком - Булатом Шаловичем Окуджавой. Именно он прекрасно исполнил её, аккомпанируя себе на гитаре.
Эта песня - о Великой Отечественной. О её ужасающей бесчеловечности, поломавшей всё привычное, устойчивое и светлое.
Песня автобиографична, хотя в ней нет конкретных имён. Окуджава писал её о всех своих друзьях. И эта тема настолько остро врезалась в его душу, что он не смог написать её сразу после войны, хотя и хотел. Ему понадобилось целых 13 лет. Сам Окуджава писал, что эта его песня, как и некоторые другие - вовсе не о войне. Они против войны!
Военная тема занимала очень важное место в жизни поэта. В песне "До свидания, мальчики" нет описаний военных сражений и подвигов. Стихи не столько о войне, сколько против нее. Соеденяя в песне разговорчивость и наивность, поэт провозглашает гуманистические принципы. Песня строится как рассуждение вслух. Окуджава обращаясь к войне называет её подлой, переживает за повзрослевших вчерашних мальчишек, которые один за одним ушли на войну. Опустели арбатские дворы. Как молитву поэт повторяет слова и просит: возвращайтесь живыми, мальчики, будьте героями, но возвращайтесь домой. Девочки ушли на войну вслед за мальчиками, раздарив платья сестренкам, война лишила их будующего.
Во второй части стихотворения повторяется тот же мотив с просьбой сохранить жизнь, вернуться и самое главное не терять веру, надежду и любовь. Песня звучит как заклинание, ведь вся тяжесть войны упала на плечи молодых ребят.
Видеофрагмент «Брестская крепость». Звучит песня «Орлёнок» муз. В.Белого, сл. Я Шведова
Героическое участие советских детей в битве с гитлеровскими захватчиками началось в первые минуты трагического утра 22 июня 1941 года. Дети командиров и воспитанники полка Брестской крепости вместе с защитниками твердыни над Бугом включились в схватку с врагом. Они становились санитарами, подавальщиками боеприпасов, набивали патронами ленты пулеметов и диски автоматов, под градом пуль переносили речную живительную воду, становились бойцами на место погибших. Они разделили со взрослыми трагическую участь героев Крепости, уложивших больше фашистов, нежели те потеряли при взятии Парижа. Родина высоко оценила подвиг юных героев Брестской крепости, наградив всех их орденами и медалями.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Учитель:
Много песен было написано в огне войны, но когда слушаешь песню «Орленок», не возникает даже сомнения, что написана она в мирное время, а не в годы Гражданской войны. Кажется, что пели её уставшие от боев красногвардейцы после конной атаки, на привале после долгого перехода. Кажется, что началась она в седле и парила над пыльными степями, над глухими снежными равнинами, над гнилым Сивашем, над истерзанными войной сёлами.
А на самом деле эта песня впервые прозвучала в 1936 году в Москве. Написана она была специально для спектакля «Хлопчик» композитором Виктором Белым и Яковом Шведовым.
Пьеса рассказывала о жизни и борьбе первых комсомольцев Бобруйска, которым руководил Зямка Копач красноармеец, бывший подмастерьем у сапожника, сражаясь на фронте, он попал в плен к белым. Его приговорили к расстрелу. А сквозь окна ему видится Орленок.
Новую, ещё большую силу песня приобрела в годы Великой Отечественной войны. И как книгу о Павле Корчагине комсомольцы брали с собой другое сильное оружие – песню «Орленок». Н. Островский был прав. Это песня - боец, и не раз ей приходилось сражаться.
«Орленок» - первая и возможно единственная песня, которой поставили памятник. Он гордо стоит перед врагами, в длинной до пят шинели. Руки его связаны с сзади, его ждет смерть, но какая в нем воля, твердость духа, непреклонность. Взгляд его суров, губы плотно сжаты. Это памятник всем известным и безымянным «орлятам», кто в свои шестнадцать лет встал на защиту Родины.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники. Сегодня я предлагаю вам вспомнить их короткие и часто схожие друг с другом биографии.
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!
Звучит песня “Песню о пионерах героях” музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Учитель: Знаете ли вы имена пионеров-героев?
Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Показ слайдов.
Леня Голиков:
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.
Марат Казей:
…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
Валя Котик:
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественноё войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова:
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку.
Возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент иона схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…
Девочку расстреляли январским утром подле невысокой сосны, во Второй Баравухе, под Полоцком. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель: В годы войны в помещении нашей школы № 14 размещался Окружной 191-й военный госпиталь. Начальником был военврач 2 ранга товарищ Иванов. Вскоре его сменил Самойлов Павел Григорьевич, перед которым стоял хозяйственный вопрос: как разместить в классах, где недавно сидели дети, операционные, перевязочные.
По тревоге 22 июня 1941 года были собраны врачи и медсёстры. Дано задание - подготовить все палаты к приёму раненых, наладить светомаскировку, выписать в часть тех, кто закончил лечение. Уже в июле было развёрнуто 400 коек, организовано 4 хирургических отделения.
За первые годы войны через госпиталь прошло 646 раненых.
Учитель: А чем могли помочь дети в госпиталях?
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Учитель: Какую помощь оказали дети в тылу?
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Нужна была боевая техника, снаряды, одежда для бойцов, продукты питания. А на заводах и фабриках не хватало рабочей силы. Взрослые - это отцы, старшие братья уходили на фронт защищать Родину, а к станкам становились женщины и дети. В нетопленых цехах полуголодные подростки работали по 20 часов в сутки, и иногда и вообще не уходили домой. Вклад детей в победу над фашизмом на трудовом фронте огромен.
На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Просмотр слайдов. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками. Они выполняли боевые задания с ловкостью, смекалкой, присущей только детскому возрасту. Война отняла у детей дом и детство, и суровые командиры, нарушая инструкции, скупые строки которых не предусматривали солдатскую нежность, зачисляли рядовыми. Им наскоро перешивали одежду. Но мальчишки и девчонки часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат, быть советским воином. И дело здесь не только во внешней похожести, или в романтике военной формы, а в сущности, в проявлении жгучей ненависти к врагу и неподдельной любви к Родине.
"В Далеком Тревожном Военном Году" представляет тот сегмент военных песен, что живет в сердцах наших сограждан многие десятилетия. При этом, не уменьшается уровень популярности данной композиции. Все это заслуживает отдельного внимания и похвал. Их заслуживают два отечественные творца области музыкального искусства. Среди них - Шварц и Коростылев. Музыка к хиту была создана при участии известного советского композитора, И.Шварца. Слова к куплетам и припеву написал В.Коростылев. Вместе они породили просто-таки бессмертный хит.
Песня посвящена Ленинградцам. Маленькие мальчики вместо школы пошли на фронт. Там же они и обрели свои последние дни. Бомбы и гранаты быстро погубили двенадцатилетних мужчин. Умерло тело, но слава о них будет всегда бессмертной.
Учитель: И где находилось столько сил у этих маленьких детей?
Люди вернулись к мирной жизни. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свои жизни за наше счастье.
Подведение итогов
-Как мы можем в наше время показать признательность ветеранам?
-Какие добрые дела можем для них сделать?
- Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сражений. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет!
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом в его дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее.
Сегодня мы с вами испытали чувство прикосновения к Подвигу, свершенному вашими сверстниками – мальчишками и девчонками сороковых годов.
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет вдвойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Дети войны – это одна из мало раскрытых страниц минувшей войны. Я считаю, что мы, молодые, должны знать правду об этой войне. В наших руках будущее, и трагедии, подобные Великой Отечественной войне не должны повториться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"
Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....
Маленькие герои большой войны
Презентация к внеклассному мероприяитию, посвященному Великой Отечественной войне...
Классный час для учащихся младшей школы "Маленькие герои Первой Мировой войны"
Классный час, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны....
Маленькие герои Великой Отечественной войны
Примеры мужества и героизма подростков в годы войны...
«Маленькие герои военных песен большой войны»
Цель занятия: познакомить детей с песнями, героями котроых являются юные защитники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Задачи: - воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны,...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...