Рабочая программа по музыке 1- 5 класс
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план 5 класс
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | дата | Тип урока | ИКТ, наглядность | Домашнее задание | Вид контроля | |
план | факт | |||||||||||
1 | Музыка и литература (17 ч.) | Что роднит музыку с литературой | 1 | Урок - игра | Сюжеты, темы, образы искусств. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки. Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных инструментах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения изучаемой музыке. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведения музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. | Комбинированный | ЭОР | Вспомнить былины. | Фронтальный | ||
2 | Что роднит музыку с литературой | 1 | Урок-конкурс | Комбинированный | ЭОР | выучить песню о родном крае | Фронтальный | |||||
3 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | Урок – практикум | Комбинированный | ЭОР | Сочинить сказку | Фронтальный | |||||
4 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Урок - игра | Комбинированный | ЭОР | Выучить романс «Венецианская ночь» | Фронтальный | |||||
5 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Урок-смотр знаний | Комбинированный | ЭОР | Записать сочинения композиторов | Фронтальный | |||||
6 | Вторая жизнь песни | 1 | Урок-беседа | Комбинированный | ЭОР | Подобрать литературные отрывки о музыке | Фронтальный | |||||
7 | Вторая жизнь песни. Обобщение материала 1 четверти. | 1 | Урок – практикум | Изучение нового материала | ЭОР | Фронтальный | ||||||
8 | Всю жизнь мою несу родину в душе… | 1 | Урок-смотр знаний | Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты: челеста, флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития музыки. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры. | Комбинированный | ЭОР | Выучить стих «Горсть земли» | Фронтальный | ||||
9 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | Комбинированный | ЭОР | Запись в тетради | Фронтальный | ||||||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | Урок-беседа | Комбинированный | ЭОР | Сочинение о музыке | Фронтальный | |||||
11 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | Урок - игра | Изучение нового материала | ЭОР | Нарисовать рисунок к опере «Садко» | Фронтальный | |||||
12 | Опера-былина Н.А.Римского - Корсакова | 1 | ЭОР | Сообщение «Жизнь Н.А. Римского - Корсакова» | ||||||||
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | ЭОР | Сообщение «Великий композитор П.И. Чайковский» | ||||||||
14 | Балет-сказка «Щелкунчик» | 1 | Урок-конкурс | Комбинированный | ЭОР | Вспомнить фрагменты из балета «Щелунчик» | Фронтальный | |||||
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | ЭОР | Вспомнить песни из известных фильмов. | ||||||||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | Урок – практикум | Комбинированный | ЭОР | Спеть любимую песню | Фронтальный | |||||
17 | Мир композитора. Обобщение материала 2 четверти. | 1 | Урок - игра | Комбинированный | ЭОР | Фронтальный | ||||||
18 | Музыка и изобразительное искусство (18 часов) | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | Урок-смотр знаний | Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменитый распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган. Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусств. Кантата. Контраст. Триптих. Трехчастная форма. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов, оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпритация. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и образовательного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них(музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.). Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонетику, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкальной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | Комбинированный | ЭОР | Запись в тетради | Фронтальный | ||
19 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | Урок-беседа | Комбинированный | ЭОР | Нарисовать музыкальный пейзаж. | Фронтальный, индивидуальный | |||||
20 | Звать через прошлое к настоящему. | Урок - игра | ЭОР | Придумать стихотворение о музыке. | ||||||||
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | Урок-конкурс | Комбинированный | ЭОР | Нарисовать музыку | Фронтальный | |||||
22 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Урок – практикум | Комбинированный | ЭОР | Выучить стихотворение К.Бальмонта «Островок» | Фронтальный | |||||
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Урок - игра | Комбинированный | ЭОР | Выразительно стих. «Весенние воды» | Фронтальный | |||||
24 | Волшебная палочка дирижера. | 1 | Урок-беседа | Изучение нового материала | ЭОР | Записать фамилии известных дирижеров. | Фронтальный, индивидуальный | |||||
25 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | Урок – практикум | Изучение нового материала | ЭОР | Запись в тетради | Фронтальный | |||||
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. Обобщение материала 3 четверти. | 1 | Урок - игра | Комбинированный | ЭОР | Фронтальный | ||||||
27 | Застывшая музыка | 1 | Урок-смотр знаний | Органная музыка. Хор а капелла. Католический собор. Православные храмы и духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Живописная музыка и музыкальная живопись. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. | Комбинированный | ЭОР | Сообщение «И.-С. Бах» | Фронтальный | ||||
28 | Полифония в музыке и живописи | 1 | Урок-беседа | Комбинированный | ЭОР | Описать свои чувства от прослушанной органной музыки | Фронтальный | |||||
29 | Музыка на мольберте | 1 | Урок - игра | Комбинированный | ЭОР | Рассмотреть картины М.Чюрлёниса. | Фронтальный | |||||
30 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | Урок-конкурс | Комбинированный | ЭОР | Рассмотреть графические рисунки | Фронтальный | |||||
31 | О подвигах, о доблести, о славе…. | 1 | Урок – практикум | Изучение нового | ЭОР | Сравнить образ преодоления, победы, торжества. | Фронтальный | |||||
32 | В каждой мимолетности вижу я миры… | 1 | Урок - игра | Комбинированный | ЭОР | Подобрать материал для проекта | Фронтальный | |||||
33 | Мир композитора. | 1 | Урок-смотр знаний | Комбинированный | ЭОР | Нарисовать свою галерею картинок. | Фронтальный | |||||
34 | С веком наравне. | 1 | Урок-беседа | Комбинированный | ЭОР | Подготовиться к викторине | Фронтальный | |||||
35 | Обобщение материала 4 четверти | 1 | Урок-смотр знаний | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Слушание и исполнение произведений по желанию детей | Комбинированный | ЭОР | Фронтальный | |||||
Итого: 35 ч |
Учебно-методическая литература
- Программа «Музыка 1- 7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2010г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г
- Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,Просвещение, 2010 г.
- учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Образовательные диски:
- «Музыкальный класс»
- «Энциклопедия русской музыки»
- «Энциклопедия классической музыки»
- «Музыкальные инструменты»
- «Классика в классе»
- «Мир музыки»
- «Уроки музыки»
2. Диски с минусами и плюсами для вокального развития:
- 4000 песен России
- «Детский праздник»
3. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...