Рабочая программа по музыке для 5 класса
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Рабочая программа по музыке для 5 класса ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pro_5_klass_fgos.doc263.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся. 

Нормативно правовые документы.

   Рабочая  учебная программа по  музыке для  5  класса составлена на основе авторской программы по музыке  Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной и следующих нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014  № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - Сан Пин 2.4.2.2821 - 10;

 - Учебного плана МБОУ СОШ №12 на 2015 – 2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развивает самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании обучающихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием обучающимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип  интонационности  выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное  с  общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип  диалога  культур предполагает знакомство обучающихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог обучающихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нравственных приоритетов как человека XXI в.

   В целом все принципы ориентированы на социализацию обучающихся, формирование ценностных ориентации, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

   Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

   В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование  (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

   Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность  высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.  

   Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся.

   Исследовательские проекты. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение фактических знаний обучающихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

   Проект («брошенный вперед») — прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект обучающихся — это средство активизации  познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.

Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у обучающихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и  общеучебные  умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.

   В  предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся, как индивидуальное  и коллективное исполнение песен, театрализация (драматизация) художественных  произведений,  жизненных  впечатлений школьников, творческие  работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество  (стихи, проза, эссе) и др.

Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа обучающихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.

   Основные критерии оценки ученического проекта:

- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

- умение делать выводы и обобщения;

- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

- умение аргументировать собственную точку зрения;

- художественное  оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

   Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры  конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также установления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона, так же как и традиции школы, могут быть отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет выражение идея интеграции различных видов искусства и многообразие творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.

Организация  внеурочных мероприятий, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной  тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы) возможны за счет часов школьного компонента. Познавательная деятельность учащихся наиболее полно может раскрываться благодаря включению в образовательный контекст эстетического всеобуча для родителей.

Курс музыки 5 класса состоит из разделов: «Музыка и литература»,

«Музыка и изобразительное искусство». 

Раздел «Музыка и литература» призван способствовать выявлению общности жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы, проявлению эмоциональной отзывчивости,  отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении, размышлению о знакомом музыкальном произведении,

высказыванию суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения,

импровизированию в соответствии с  самостоятельно выбранным литературным образом.

Находить  жанровые  параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом  движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.  Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действий.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях (при их наличии).

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Курс «Музыка и изобразительное искусство» способствует тому, чтобы:

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.                                                  

 Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.                                                  

  Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

                

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №12 рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение предмету « Музыка» в объёме 1 час в неделю, 35 часов в год.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка».

Изучение курса «Музыка» обеспечивает определённые результаты.

    Личностные  результаты   отражаются в индивидуальных качественных свойствах  учащихся, которые  они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение  к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и других народов;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  

-коммуникативность  и  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание  ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения  к окружающей среде;

-принятие  ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические  потребности, ценности и чувства, эстетического осознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

   Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных  учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

   - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

   -  умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

   - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

   -  умение владеть смысловым чтением текстов различных стилей и жанров;

   - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

   - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

 Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

   - сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

   -  потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе  осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

   -развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

   - мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пении,  драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

   -воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

   -расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

   -овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

   -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

   -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Содержание учебного предмета.

   В программе  рассматриваются  разнообразные  явления музыкального искусства в их взаимодействии  с художественными образами других искусств - литературы  (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи,  скульптуры, архитектуры, графики,  книжных иллюстраций и др.),  театра  (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок - оперы), кино.

   Деление учебного материала 5 класса весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (17 часов)

   Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

   Использование различных творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

   Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

   Использование различных творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Формирование у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.

Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.

Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.

В методологическую основу программы легли современные научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею познания обучающимися художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные  исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов

  1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
  2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
  3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
  4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
  5. Э. Артемьев «Мозаика».
  6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но. Д.Б. Кабалевского ). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
  7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
  8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
  9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
  10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк.(фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
  11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,Сцена гадания).
  12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
  13. А.П. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн-III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
  14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
  15. Ж. Брель. Вальс.
  16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
  17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
  18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
  19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).
  20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
  21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная часть.
  22. Г. Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из оратории «Мессия».
  23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня. Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
  24. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Польский, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
  25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
  26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).
  27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
  28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
  29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-вок»).
  30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
  31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров»).
  32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» ((фрагменты по усмотрению учителя).
  33. Знаменный распев.
  34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
  35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
  36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
  37. Д. Каччини. «Ave Maria».
  38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
  39. В. Лаурушас. «В путь».
  40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
  41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
  42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
  43. Ф. Лэй. «История любви».
  44. Мадригалы эпохи Возрождения.
  45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
  46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
  47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
  48. Д. Мийо. «Бразилейра».
  49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
  50. В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор. (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave,verum corpus».
  51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
  52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
  53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.
  54. Негритянский спиричуэл.
  55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
  56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
  57. Дж. Перголези «Stabat mater» (№1, 13).
  58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая»): Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал. Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается. Танец рыцарей. Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
  59. М. Равель. «Болеро».
  60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
  61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог – Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)).. Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый инструмент «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М.Ю. Лермонтова).
  62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
  63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
  64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
  65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
  66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
  67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).) Сюита № 2 для оркестра.
  68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
  69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору учителя).
  70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
  71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с орк. (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп. Вальс)
  72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
  73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
  74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
  75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
  76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
  77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№1), Детство Чичикова (№2), Шинель (№ 4),Чиновники (№5).
  78. Ф.Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор), Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
  79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
  80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
  81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
  82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
  83. Д. Эллингтон. «Караван».
  84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

I четверть

Дата проведения

Тема урока

по плану

по факту

1

1.09.

5.09.

Что роднит музыку с литературой?

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

2

8.09.

12.09.

Вокальная музыка. Музыкальное творчество.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Понятие вокальная музыка.

3

15.09.

19.09.

Вокальная музыка. Звучащие картины.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов.

4

22.09.

26.09.

Фольклор в музыке русских композиторов. «Кикимора» Лядов.

Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

5

29.09.

Октябрь

6.10.

Фольклор в музыке русских композиторов. «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова.

Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

6

10.10.

13.10.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

7

13.10.

17.10.

Вторая жизнь песни.

Углубить представления обучающихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

8

20.10.

24.10.

Всю жизнь мою несу родину в душе… Звучащие картины.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

9

27.10.

30.10.

Обобщающий урок I четверти. Урок – концерт.

Повторение изученного.

II четверть

10

Ноябрь

10.11.

14.11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. В.А. Моцарт.

Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов.

11

17.11.

21.11.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

12

24.11.

28.11.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев).

13

Декабрь

1.12.

5.12.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

14

8.12.

12.12.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, слушание отдельных номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера.

15

15.12.

19.12.

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Исполнение песен.

16

22.12.

26.12.

Мир композитора. Обобщающий урок II четверти.

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта обучающихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

III четверть

17

Январь

16.01.

19.01.

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.

18

23.01.

26.01.

Небесное и земное в звуках и красках.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

19

30.01.

Февраль

2.02.

Звать через прошлое к настоящему. Кантата «А.Невский» С.С. Прокофьев. Фрагменты.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

20

6.02.

9.02.

Музыкальная живопись и живописная музыка. С.В.Рахманинов.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления обучающихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?»,  «Можем ли мы увидеть музыку?»

21

13.02.

16.02.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ф.Шуберт.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта).

22

20.02.

22.02.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

23

27.02.

Март

1.03.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Чакона» И.С. Баха и  «Мелодия» П.И. Чайковского.

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта обучающихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

24

5.03.

7.03.

Волшебная палочка дирижера. Л.Бетховен «Симфония № 3»

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

25

12.03.

15.03.

Образы борьбы и победы в искусстве. Л.Бетховен «Симфония № 5».

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

26

19.03.

22.03.

Застывшая музыка.

Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

IV четверть

27

Апрель

5.04.

9.04.

Полифония в музыке и живописи. Прелюдии и фуги И.С. Баха.

Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой.

28

12.04.

16.04.

Музыка на мольберте. «Море» М. Чюрленис.

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса.

29

19.04.

23.04.

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка К. Дебюсси.

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

30

26.04.

30.04.

О подвигах, о доблести, о славе… «Реквием» Д.Б. Кабалевский.

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

31

Май

3.05.

7.05.

В каждой мимолетности вижу я миры… Мир произведений С.С. Прокофьева.

Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева; расширить и углубить понимание обучающимися своеобразия его творчества.

32

10.05.

14.05.

Музыкальная живопись  М.П. Мусоргского.

Ввести обучающихся в образный мир произведений М.П. Мусоргского; расширить и углубить понимание обучающимися своеобразия его творчества.

33 - 35

17.05.

21.05.

24.05.

28.05.

Исследовательский проект.

Защита исследовательских проектов обучающихся.

Итого:  35 уроков

Календарно – тематическое планирование.

ур

Тема

Дата проведения

Комментарии учителя

план

факт

1

Что роднит музыку с литературой?

1.09.

5.09.

2

Вокальная музыка. Музыкальное творчество.

8.09.

12.09.

3

Вокальная музыка. Звучащие картины.

15.09.

19.09.

4

Фольклор в музыке русских композиторов. «Кикимора» Лядов.

22.09.

26.09.

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова.

29.09.

Октябрь

6.10.

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

10.10.

13.10.

7

Вторая жизнь песни.

13.10.

17.10.

8

Всю жизнь мою несу родину в душе… Звучащие картины.

20.10.

24.10.

9

Обобщающий урок I четверти. Урок – концерт.

27.10.

30.10.

II четверть

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. В.А. Моцарт.

Ноябрь

10.11.

14.11.

11

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

17.11.

21.11.

12

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

24.11.

28.11.

13

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Декабрь

1.12.

5.12.

14

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

8.12.

12.12.

15

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

15.12.

19.12.

16

Мир композитора. Обобщающий урок II четверти.

22.12.

26.12.

III четверть

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Январь

16.01.

19.01.

18

Небесное и земное в звуках и красках.

23.01.

26.01.

19

Звать через прошлое к настоящему. Кантата «А.Невский» С.С. Прокофьев. Фрагменты.

30.01.

Февраль

2.02.

20

Музыкальная живопись и живописная музыка. С.В.Рахманинов.

6.02.

9.02.

21

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ф.Шуберт.

13.02.

16.02.

22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

20.02.

22.02.

23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Чакона» И.С. Баха и  «Мелодия» П.И. Чайковского.

27.02.

Март

1.03.

24

Волшебная палочка дирижера. Л.Бетховен «Симфония № 3»

5.03.

7.03.

25

Образы борьбы и победы в искусстве. Л.Бетховен «Симфония № 5».

12.03.

15.03.

26

Застывшая музыка.

19.03.

22.03.

IV четверть

27

Полифония в музыке и живописи. Прелюдии и фуги И.С. Баха.

Апрель

5.04.

9.04.

28

Музыка на мольберте. «Море» М. Чюрленис.

12.04.

16.04.

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка К. Дебюсси.

19.04.

23.04.

О подвигах, о доблести, о славе… «Реквием» Д.Б. Кабалевский.

26.04.

30.04.

В каждой мимолетности вижу я миры… Мир произведений С.С. Прокофьева.

Май

3.05.

7.05.

Музыкальная живопись  М.П. Мусоргского.

10.05.

14.05.

Исследовательский проект.

17.05.

21.05.

24.05.

28.05.

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник «Музыка» 5 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2015.
  • Фонохрестоматия «Музыка» 5 класс М. «Просвещение», 2006.
  • Методическое пособие «Музыка 5 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2014.
  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  • Единая коллекция - Российский общеобразовательный портал - Детские электронные книги и презентации.
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
  • Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
  •  «Музыка в школе» №4,5,6,  Научно-методический журнал,  Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
  • Ригина Г.С. Хрестоматия по музыке 1 кл. М.: 1996.
  • Праздники, музыкальное сопровождение и оформление» Изд-во « Учитель» Волгоград, 2003
  • Фадин В.В.  «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград. 2005 г.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения курса по музыке 5 класса обучающиеся научатся:

 В сфере личностных результатов:

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

В сфере предметных результатов:

- разбираться в основных достижениях различных областях культуры;

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.

- называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

В сфере метапредметных результатов:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;

- ставить цели и задачи на каждом уроке;

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...