Публичная лекция
методическая разработка по музыке на тему

Шестова Ирина Ивановна

Лекция, которая звучала на районном конкурсе  "Учитель года-2016"   3.12.2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лекция23.15 КБ
Файл презентация2.8 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

СЛАЙД № 1. ТЕМА

В настоящее время важной проблемой образования является вопрос приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям эстетической культуры человечества. Ведь она является показателем развитости личности и позволяет ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. Центральное место в процессе формирования эстетической культуры учащихся в средней школе отводится гуманитарным дисциплинам, в частности, урокам музыки.

Изменился ли традиционный урок музыки за последние десятки лет? Безусловно! Ведь быстрый количественный и качественный рост информационно-технологического пространства коренным образом изменил его ресурсное обеспечение. Главным образом, это коснулось внедрения современных технологий, применения электронных образовательных ресурсов, обновления методик и организационных форм.

Но как это выглядит в реальной практике учителя музыки?

Во-первых, на уроках музыки активно используются электронные музыкальные энциклопедии. СЛАЙД № 2. СКРИНШОТ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения о многих современных группах и исполнителях. С помощью нее можно узнать об истории развития музыкального коллектива, об особенностях направлений и стилей, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

Во-вторых, на уроках музыки применяются электронные программы. К примеру, «Шедевры музыки» содержит обзорные материалы о разных направлениях музыки (материал охватывает период от эпохи барокко до наших дней). СЛАЙД № 3. СКРИНШОТ ПРОГРАММЫ. Кроме того, здесь есть биографические сведения о композиторах, описаны истории создания известных произведений, даны комментарии к ним, присутствуют аудио и видеофрагменты. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу на уроках.

В-третьих, наличие электронных образовательных ресурсов предполагает подключение к единой информационно-компьютерной сети. СЛАЙД № 4. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ. С помощью нее возможно совместное коллективное обучение, проведение телеконференций, аудиочатов, дистанционное участие в различных конкурсах, фестивалях, Круглых столах. Это существенно расширяет круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования, а для учителя это становится мотивом для повышения педагогического мастерства.

В-четвертых, мною используется организация дистанционного контроля знаний учащихся. СЛАЙД № 5. ПРИМЕР ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ. Для этого уже создана база тестовых заданий, в результате чего стандартизируется процесс проверки знаний.

В-пятых, я сейчас работаю над разработкой электронных уроков для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни. СЛАЙД № 6. ПРИМЕР ВИДЕОУРОКА (запись не демонстрировать, а просто показать ТИПА ее наличие). Известно, что восполнить знания учащийся может с помощью дополнительных занятий с репетитором либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Электронные образовательные ресурсы могут возместить этот пробел в системе образования – и электронные уроки тому подтверждение.

В-шестых, важной коммуникативной задачей считаю организацию систем виртуального общения. СЛАЙД № 7. СКРИНШОТ СТРАНИЧКИ ВКОНТАКТЕ. К примеру, я часто выставляю задания в социальной сети ВКонтакте, где друзьями являются ученики разных классов. В результате включения школьников в открытый образовательный процесс у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования в течение всей жизни (иногда задания выполняют старшеклассники и даже выпускники школы ради интереса).

В-седьмых, использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить формы педагогической деятельности. СЛАЙД № 8. КАКАЯ-НИБУДЬ ИГРА, ЭКСКУРСИЯ (СКРИНШОТ). Например, новыми являются виртуальные посещения недоступных объектов (театров, концертных залов, знаменитых музеев мира), 3-D экскурсии (по картинной галерее, музыкальной гостиной или городам, где жили композиторы), компьютерная переписка школьников (по тематике уроков) и т.п.  

Итак, преимущества использования электронных образовательных ресурсов на уроках музыки на лицо. Однако есть и так называемые «подводные камни» этого процесса и связанные с этим проблемы. К примеру, долгая работа перед компьютером ухудшает зрение школьников, неправильное положение тела во время работы за ним может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, считаю, что это уменьшает живое общение. Поэтому на уроках музыки обращаюсь к использованию электронных образовательных ресурсов не так часто.

Каков же вывод из вышесказанного можно сделать? Необходимо гармоничное сочетание электронных образовательных ресурсов с накопленным традиционным опытом преподавания уроков музыки. Это, безусловно, приведет к эффективному формированию эстетической культуры школьников. Вспомню слова музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казиника: «Урок музыки – это высшая форма урока эстетики. Если бы те, кто принимает решения, знали, что первый шаг к Нобелевской премии – изучение классической музыки в детстве, наверное бы они изменили своё отношение к ней».

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках музыки в процессе формирования эстетической культуры школьников

Слайд 3

Электронная музыкальная энциклопедия

Слайд 4

Электронные программы

Слайд 5

Интернет и его возможности

Слайд 6

тест 7 класс. Контрольная работа за III триместр. Фамилия, Имя: Класс______ I. Соотнесите имя композитора и название произведения: 1. Морис Равель «День Победы» песня 2. Людвиг ван Бетховен Симфония№7 «Ленинградская» I часть (эп. нашествия) 3. Давид Тухманов Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» 4. Ференц Лист Увертюра «Руслан и Людмила» 5. Пётр Ильич Чайковский Увертюра «Эгмонт» 6.Михаил Иванович Глинка Венгерская рапсодия № 2 7. Александр Васильевич Александров Испанский танец «Болеро» 8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Священная война» песня II. Соотнесите композитора и страну: Фридерик Шопен Германия Ференц Лист Италия Михаил Иванович Глинка Франция Эдвард Григ Венгрия Иоганн Штраус-младший Россия Людвиг ван Бетховен Польша Жорж Бизе Австрия Антонио Вивальди Норвегия

Слайд 8

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ 4 класс 1 полугодие игра

Слайд 9

РАСШИФРУЙ СЛОВА БАЦИМЛЫ; ГУЧОНРИ; БУЗЫК;

Слайд 10

Посещение театров и музеев мира

Слайд 11

«Проблемы, связанные с работой за компьютером

Слайд 12

«Урок музыки – это высшая форма эстетики. Если бы те, кто принимает решения, знали, что первый шаг к Нобелевской премии – изучение классической музыки в детстве, наверное они бы изменили своё отношение к ней». Михаил Казиник

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публичная лекция

Напечатанный материал может быть использован для родителей на родительских собраниях, учителями 1-5 классов на методических объединениях...

Публичная лекция для родителей. Тема: «Спортивная игра против компьютерной».

Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от весёлых и живых игр. Эти слова Платона я взяла эпиграфом к своей лекции,  тема, которой «Спортивная игра против компьютерной»....

публичная лекция "Миссия учителя"

выступление на фестивале Методических идей в г. Балаково...

Публичная лекция для родителей "Формирование личности подростка в семье"

Каждый человек с легкостью согласится со мной, что быть родителем – тяжелая работа. Кое-кто даже вздохнет: мол, ужасно жаль, что нас заранее не предупреждают о тяготах родительской миссии. Предупрежда...

Публичная лекция "Миссия учителя".

 С  этой лекцией я выступала на конкурсе педагогических достижений учителей Красносельского района "учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой." Почему я выбрала эту професси...

презентация к публичной лекции по теме"Нефть и нефтепереработка"

Данная презентация была создана для проведения публичной лекции в рамках Ломоносовских чтений, которые проводятся в МБОУ "Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова" с 2011 года....