Преподаватель - профессионал сегодня
методическая разработка по музыке на тему
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka._prepodavatel_-_prof._segodnya.doc | 79.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО Торопецкая ДШИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ПРОФЕССИОНАЛ
СЕГОДНЯ
Методическая разработка
Преподаватель: Витальева Любовь Николаевна
2015 год
Модель современного преподавателя-профессионала
Учитель – это
• Свеча, которая светит другим,
сгорая сама;
• Человек, который может делать
трудные вещи лёгкими;
• Человек, который с добротой
выводит блуждающего на его дорогу.
Модель учителя — это мысленный образ оригинала идеального (совершенного) профессионала.
Составляющими модели учителя-профессионала являются его кредо и карта профессиональных достоинств учителя.
Кредо современного учителя актуально на протяжении многих столетий, так как оно заложено в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость. Вот эти истины:
• Я знаю, чему надо научить
• Я знаю то, чему надо научить
• Я знаю, как научить
• Я понимаю, что эти знания нужны людям
• Я вижу, что люди благодарны мне за работу
• Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
Второй составляющей модели учителя-профессионала является карта профессиональных достоинств учителя. Она включает в себя разнообразные свойства и черты определённой модели. Карта профессиональных достоинств учителя имеет 4 составляющие.
Учитель должен:
- Повышать педагогическое мастерство.
- Проводить самоанализ и рефлексию.
- Участвовать в инновационной и экспериментальной работе.
- Обобщать опыт работы, делиться им с коллегами.
- Планировать работу по самообразованию.
- Работать над профессиональным имиджем.
Учитель должен знать:
- Содержание своего предмета.
- Методику преподавания.
- Способы самодиагностики.
- Возрастную психологию.
- Приёмы мотивации учебной деятельности учащихся.
- Способы, методы и приёмы индивидуального и дифференцированного обучения.
- Новые педагогические концепции и технологии.
- Современные направления развития образования.
- Нормативно-правовые документы.
Учитель должен уметь:
- Доступно излагать материал.
- Объективно оценивать знания учащихся.
- Обучать практическим знаниям и навыкам.
- Критически оценивать свое воздействие на учеников.
- Устанавливать рабочие отношения с учениками и их родителями.
- Грамотно и чётко излагать свои мысли и требования.
- Приучать учеников к овладению понятийным аппаратом предмета.
- Управлять своими эмоциями.
- Организовать самообразование учеников.
- Использовать технические средства обучения.
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Качества личности учителя:
- Ум.
- Благородство.
- Культура.
- Знания.
- Профессионализм.
- Любовь к детям.
- Дисциплинированность.
- Склонность к творчеству.
- Коммуникабельность.
- Активность.
- Организаторские способности.
- Интеллигентность.
- Чувство юмора.
- Умение слушать.
- Способность к анализу.
- Трудолюбие и упорство.
- Тактичность.
- Справедливость.
- Гибкое педагогическое мышление.
Остановимся на некоторых качествах личности учителя.
Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что:
прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы. На крики одни дети не реагируют никак, других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Отличительные признаки современного учителя- профессионала:
- гуманный
- следует чётким морально-этическим принципам
- лично заинтересован в результатах своей деятельности
- умеет образцово работать в коллективе
- умеет представить свой профессиональный опыт.
Модель современного учителя-профессионала (схематически):
Гуманист, творец, исследователь, личность, новатор.
Учитель-гуманист пропагандирует общечеловеческие ценности, осознаёт нравственный долг перед каждым учеником, обладает высоким уровнем общекультурной компетентности.
Учитель-творец создаёт и организует творческую развивающую среду, находится в постоянном поиске нового, руководит творческими работами учащихся.
Учитель-исследователь создаёт собственные исследовательские проекты, обладает целостным видением своего труда, открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта.
Как личность учитель-профессионал является образцом воспитанности и культуры поведения, является интеллигентным, дисциплинированным, коммуникабельным человеком, обладающим гибким педагогическим мышлением.
Педагог-новатор характеризуется неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей. Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность.
Мною подготовлена памятка учителю для профессиональной подготовки и проведения урока. Она поможет организовать учебно-воспитательный процесс начинающим педагогам, провести диагностику педагогических умений опытным учителям.
«Если кто-то мыслит иначе, чем мы, он не только не оскорбляет нас этим, он обогащает нас, даёт нам возможность исследовать…. Только исследуя что-то, человек развивается…»
Антуан де Сент-Экзюпери
Памятка учителю
для профессиональной подготовки и проведения урока
Профессиональный учитель:
1. Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
2. Серьёзно и обстоятельно готовится к урокам.
3. Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
4. Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
5. Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу.
6. Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке.
7. Настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.
8. Умеет переключить виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
9. Знает и использует методику дифференцированного обучения.
10. Создаёт творческую атмосферу на уроке: разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся.
11. Владеет умением задавать вопросы.
12. Постоянно работает с понятийной базой предмета.
13. Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
14. Знает, кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки.
15. Умеет организовать микрогрупповую творческую деятельность учащихся.
16. Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет отметки.
17. Подбирает и выдаёт разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания.
Список используемых источников:
1. Андрейчук А.С. «Авторитет и престиж учителя».
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976.
4. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.,1990.
5. Щербакова А. И. «Профессиональные функции педагога, особенности его профессии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация "Я - профессионал"
конкурс "Учитель года"...
«Психологический портрет учителя профессионала».
В любой школе есть учителя, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам пр...
ЭССЕ "Моя педагогическая философия". Для конкурса "Профессионал-2013"
Эссе для конкурса "Профессионал-2013". Мои педагогические размышления....
Презентация "Сегодня в городе салют. Сегодня ленинградцы плачут"
Презентация о блокадном Ленинграде. Можно использовать на классных часах или других внеклассных мероприятиях....
Статья преподавателя Михальковой Т.Л. "Итоги III Всероссийского конкурса мультимедийных презентаций на иностранном языке «Страны изучаемого языка – вчера, сегодня, завтра» http://профконкурс.рф Молодёжная редакция профобразования http://проф-обр.рф
Завершился еще один, уже третий по счету конкурс мультимедийных презентаций на иностранном языке. В конкурсе приняли участие 400 обучающихся из профессиональных образовательных организаций ...
Сценарий «Весна пришла сегодня к нам - сегодня день 8 Марта!»
Сценарий праздничного концерта посвященный Международному женскому дню 8 марта «Весна пришла сегодня к нам - сегодня день 8 Марта!»...
Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в рамках XII городского Пушкинского праздника "Сегодня я влюблён, сегодня счастлив я"
С октября 2001 года в нашем городе Полярные Зори (Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Зав...