Урок музыки в 5 классе по теме "Песня"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Организационный момент Мотивация учебной деятельности учащихся. | Приветствие пением Я вас приглашаю на урок музыкальный, В мир удивительный и интересный, В творческий путь отправимся вместе И не забудем с вами про песню. Наши звонкие голоса Пусть услышит ветер. Друзья - музыка нас объединяет Готовы все к уроку? Да! Что должно быть на парте? (учебник, тетрадь, пенал, дневник) Еще раз – готовы все к уроку? На вас надеюсь, я друзья! Вы большой и дружный класс Всё получится у нас, Если хочешь – отвечай! Друга не перебивай. Если можешь, помогай! |
2.Актуализация знаний | Вспомните, как называется тема первого полугодия? (Древний союз) О каком союзе идет речь? (музыка, литература, изобразительное искусство) В каких музыкальных жанрах мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (песня, романс, кантата, оратория, балет, опера, оперетта) |
3. Формулирование темы урока. Постановка цели и задачи урока. | - Хочется начать урок строками поэтессы Евдокии Петровны Ростопчиной: слайд 1 Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – всё облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец! - О чем говорит нам поэтесса? (о словах и звуках) - Сегодня мы говорим о самом распространенном вокальном жанре. Каком? Песня. Откройте учебник на с.53. Как называется раздел? Песня. А тема урока «Песня – верный друг человека». Как вы думаете почему? Слайд 2 Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? Повторить, что мы знаем о песне. Узнать больше об этом жанре, познакомиться с новыми песнями. Убедиться еще раз, что песня – верный наш друг. Прочитайте эпиграф к параграфу №8: Ты сделай так, чтобы в людях Хранилась песня твоя. (из стихотворения Мануэля Мачадо «Песни») - Как вы понимаете эти строки? Обратимся к ним в конце урока. |
Локализация затруднений | - Что мы знаем о песне? (высказывания учащихся) - Как вы думаете, как же появилась песня? Очень много легенд, сказок на эту тему. И одну из них сейчас нам расскажет Жукова Яна. Как появилась песня Легенда бирманского народа нага Это случилось давным-давно. Люди тогда умели говорить, да не могли договориться. Поэтому каждый жил сам по себе: в одиночку работал, в одиночку строил себе жилище, варил пищу и ел тоже в одиночестве. И разговаривал только сам с собой. - Чем же стала песня для людей? (сблизила их) - С какой песней, по вашему мнению, вы встретились первый раз в жизни? (колыбельной) Обратимся к учебнику. Начнет читать параграф Миша. Чтение 1 отрывка (вслух Кирилл) - Что говорит писатель Юрий Нагибин о встрече с песней? Найдите в тексте ответ на вопрос. Как же велика сила песни, если даже незамысловатая песенка порой способна увлечь фантазию человека в бескрайние дали… с.54 Чтение 2 отрывка по ролям (вслух) желающие? - О чем зорькина песня? Почему она звучит вечно, не умолкая? Ответ, самопроверка по учебнику - Почему же про этакие песни говорят, что звучат не умолкая? (песни детства, песни родного дома, лучше которого нет и не будет) Какие песни вы помните с времен детского сада, начальной школы? - Какую песню предлагают нам сейчас послушать авторы учебника? «С чего начинается Родина?» - А вы никогда не задумывались над тем, что не только у людей есть биография, она ведь есть и у песен. О создании песни «С чего начинается Родина?» нам расскажет Вера. Биография песни «С чего начинается Родина?» - слайд 3 Широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» 1968 года. звучит за кадром в начале и в конце каждой из 4х серий в исполнении Марка Бернеса. Заглавная строка песни стала распространенным и до сих пор используемым мемом. В 1969 году школьники писали всесоюзное сочинение по литературе на тему «С чего начинается Родина?» (Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.) Прочитайте текст этой песни про себя. - Какую особенность заметили? Как вы думаете, как должна звучать эта песня? Прошу вас, при звучании данной песни подумать над следующим вопросом: Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему? Слушание песни «С чего начинается Родина?» - Как звучала песня? Посмотрите, что написано над нотами – задумчиво, напевно, душевно, нежно. - Почему песня начинается и заканчивается вопросом? (размышление) - Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему? (В этой песне главное и мелодия и слова, потому что они выражают любовь к родине и нежность.) - Что вы скажете о своей малой родине? (поселок Подюга Коношского района Архангельской области) - Какие песни о родине вы знаете? («Маленький поселок», «Гимн Архангельской области»). - Исполним песню «Маленький поселок», будто про наш поселок написала Надежда Тананко. С чего начнем? (с распевки). Проведет ее Александра. Распевка «Я пою-хорошо пою» «Краской крашу я карниз» Песня «Маленький поселок» Теме «Песни Архангельской области» мы будем обращаться в течение всего года. - Все песни о Родине какие? очень мелодичные. - На парте у вас лежат листы с заданием. Прочитайте задание: выбери из этих стихотворений наиболее подходящее для сочинения песни. Попробуйте объяснить свой выбор Индивидуальная работа, взаимопроверка, обсуждение задания Слайд 4 - Сейчас прозвучит другая песня. Написала ее Александра Пахмутова. Называется песня «Просьба». Определите по названию, о чем эта песня? Давайте посмотрим запись с авторского вечера Александры Пахмутовой, который проходил в 1975 году. Сколько лет назад был концерт? (40 лет назад) Давно была сделана запись, по записи это видно. Послушайте и скажите, какие чувства вызвала у вас эта песня? О каком обращении идет речь? Видео песни «Просьба» - О чем эта песня? (нужно беречь свою Родину). Какая по характеру? Какие чувства она у вас вызвала? - Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому? - Чем отличаются интонации припева и куплета? Контраст. - Какими исполнительскими средствами подчеркнут этот контраст? Солист и хор. - Обратили ли вы внимание, кто присутствует на сцене, кроме солиста и хора? (оркестр, капельмейстер, хормейстер) - Кто знает, что означают красные галстуки у школьников? Это уже история нашей страны. Пионе́рский га́лстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Пионе́рское движе́ние — движение детских коммунистических организаций в социалистических странах. Спросите об этом своих родителей, бабушек, дедушек, они вам расскажут и мы поговорим об этом на следующем уроке. Разучивание песни |
Реализация коррекции затруднений | Какая была тема урока? Задачи? Обратимся к буклету, на котором есть место для ваших ответов:
Взаимопроверка Песня – исток и вершина музыки. она неразрывное соединение слова, звука, ритма и интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придает словам разнообразный смысл. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства. Это синтез, взаимопроникновение музыки и литературы. Основные ее жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера. |
Рефлексия | Почему одни песни забываются сразу, а другие остаются в памяти на всю жизнь? Вспомните эпиграф к уроку Ты сделай так, чтобы в людях Хранилась песня твоя. (из стихотворения Мануэля Мачадо Песни») - Ребята, всё всегда в наших руках, мы сами строим свою судьбу, жить мы должны достойно, беречь своию родину, своих близких. Методика «Всё в моих руках»: обведите свою ладонь на листе бумаги, а внутри каждого пальца напишите свои размышления, большой палец – что я оцениваю положительно, что удалось, указательный – что мне необходимо еще узнать по теме «Песня», средний – возникли трудности, что-то не поняли; безымянный – психологическая атмосфера, ваше настроение, мизинец – мне здесь не хватало… |
Итог | Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах. Иван Суриков Как кому на свете Дышится, живется – Такова и песня У него поется… Жизнь дает для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета – То и отразится В песне у поэта. Исполнение 1го куплета Песня остается с человеком |
Домашнее задание | Биография любой песни (доклад, презентация или буклет) До новых встреч с музыкой! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....