Обобщение опыта на тему: "Дидактические основы обучения детей пению"
методическая разработка по музыке на тему
Проблема совершенствования теории и методов обучения пению всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов – практиков и исследователей. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические основы обучения детей пению | 48.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» П. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Обобщение опыта на тему:
«Дидактические основы обучения детей пению»
Подготовил:
педагог дополнительного образования
Важинская Ирина Николаевна
п. Ханымей
2011 г.
Обобщение опыта на тему:
«Дидактические основы обучения детей пению»
Важинская Ирина Николаевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Созданная ею дополнительная общеобразовательная программа «Волшебной музыки страна» эффективно реализуется с 2006 г. В результате реализации за последние 3 года повысился образовательный уровень её воспитанников. С 2006 по 2011 год работала над темой самообразования «Дидактические основы обучения детей пению».
Цель: изучить теоретические основы вокальной педагогики и уметь применять их на практике.
Задачи:
- способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, приобщить к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся, художественно-эстетического вкуса.
План самообразовательной работы
(практический выход по годам):
- Формулирование проблемы, выявление противоречий и определение путей их решения. Изучение состояния проблемы на практике - 2006-2007 уч. г..
- Совершенствование теории и методов обучения. Изучение теоретических основ вокальной педагогики. Проектирование собственной педагогической деятельности. Экспериментальная апробация собственного проекта (Сольный концерт способного воспитанника) – 2007-2008 уч. г..
- Контроль усвоения знаний, умений и певческих навыков воспитанниками. Создание условий для достижения результатов и выполнения поставленных задач – 2008-2009 уч. г..
- Перспективы деятельности. Применение образовательных технологий в вокальной работе – 2009-2010 уч. г..
- Анализ полученных результатов – 2010-2011 уч. г..
ИПМ - 1
Актуальность опыта
Современному обществу требуется творческая, активная личность, обладающая широким кругозором, запасом необходимых нравственных, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в социуме. В сферу образования входят учреждения разного типа. Среди них особое место отводится учреждениям дополнительного образования. Дополнительное образование – уникальная сфера, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения, ориентируясь, прежде всего, на создание условий для творческих проявлений. Основными задачами дополнительного образования детей в современных социальных условиях является адаптация обучающихся в обществе, реализация личностного потенциала, развитие творческих способностей детей в разнообразных видах деятельности. Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование целостной личности.
Теоретические исследования и педагогическая практика показали, что на личность ребёнка большое влияние оказывает искусство, в силу своей эмоциональной природы и возможности активно развивает интеллектуальную сферу человека. Среди многообразных видов искусства особое место в воспитании занимает музыка. Музыка в современном мире не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы и эстетические идеалы. Очень важно не дать детским сердцам очерстветь, пробуждая в детях доброе с помощью прекрасного. Необходимо вывести детей на понимание, что настоящее произведение искусства – это целый мир человеческих чувств, эмоций, страстей, мыслей; это кладезь опыта человеческих взаимоотношений; это богатое наследство, передаваемое из поколения в поколение.
Содержанием музыкального воспитания ребёнка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, развитие музыкального вкуса, музыкальных способностей и освоение некоторых доступных исполнительских навыков.
Проблема совершенствования теории и методов обучения пению всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов – практиков и исследователей. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности. Актуальность формирования опыта также связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Обучение пению – это не только приобретение определённых навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка. Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и др. Каждая из этих наук рассматривает лишь один из аспектов певческой деятельности. Большинство исследователей уже давно склоняются к мысли о том, что создание теории и системы вокального воспитания детей невозможно без творческого содружества различных наук. В противном случае оно сведётся лишь к бессистемным занятиям.
ИПМ - 2
Теоретическая интерпретация опыта
Сущность опыта
Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Как важно сегодня воспитывать молодёжь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, на любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Условия формирования опыта
В студию «Музыкальная гостиная», руководителем которой являюсь с 2006г., принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребёнка и заинтересованность родителей. Тем не менее все дети проходят прослушивание, где определяются и фиксируются:
- музыкальный слух;
- вокальные данные, что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребёнка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год (промежуточная и итоговая), данные заносятся в таблицу.
Теоретическая база опыта.
Теоретической основой опыта является образовательная программа «Волшебной музыки страна», разработанная мною в 2006 г. на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требования и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД. Программа «Волшебной музыки страна» обеспечивает разностороннее музыкальное развитие воспитанников, их готовность использовать полученные знания в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения. Важное место отводится развитию художественного вкуса, музыкального слуха, певческих навыков.
В 2009 г. мною было создано дополнение к основной образовательной программе «Мир вокального искусства», рассчитанная на 3 года обучения. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В группы набираются дети, имеющие удовлетворительные вокальные и музыкальные данные: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, здоровый голосовой аппарат. Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний – к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам, фестивалям и конкурсам различного уровня.
Отличительная особенность программы «Мир вокального искусства» заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального материала. Для реализации программы используются гуманистические подходы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях, эмоционально насыщенной обстановке в творческом коллективе. Ключ к созданию ситуации успеха, способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа».
Кроме групповых занятий проводится индивидуальная работа с высокомотивированными детьми (одарёнными), а именно разработан индивидуальный маршрут по работе с одарённым ребёнком в количестве 72 часов для подготовки к концертам и конкурсам различных уровней. Не могу не отметить такую организационно-педагогическую форму работы с высокомотивированными детьми, как Сольный концерт одарённого ребёнка. Вот уже третий год я использую эту форму работы. Сольный концерт – это творческий отчёт способного ребёнка и его педагога. На концерте ребёнок исполняет свои лучшие песни, в которых раскрываются индивидуальность ребёнка, его вокальные способности и творческое мировоззрение.
Ценно и очень важно то, что подготовку сольного концерта я организовываю совместно с родителями. Вначале я провожу с родителями собеседование в учреждении либо по их приглашению в домашней обстановке. Это очень ответственный момент в технологии организации сольного концерта. На собеседовании с родителями я объясняю, насколько важен этот концерт для ребёнка, а значит и для родителей. Я настраиваю их на успех и положительный результат. Но не только я формирую оптимистическую точку зрения. Как можно больше позитива должно быть вокруг: все должны быть настроены на эмоциональную поддержку ребёнка: родственники, члены семьи, друзья, одноклассники. Для достижения этого мы используем пригласительные билеты, куда родители, ребёнок и я, как руководитель, вписываем имена приглашённых на концерт.
На собеседовании решается вопрос о видеосъёмке всего концерта, за которую чаще всего ответственен отец ребёнка. Также происходит отбор фотографий из семейного архива для создания презентации к концерту. При совместной подготовке к концерту и во время беседы с родителями я узнаю много новой для себя информации о воспитаннике. Причём эта информация поступает ко мне непосредственно от самих родителей, что принципиально важно для подготовки сценария сольного концерта. Так же родители, как я убедилась, узнают о своём ребёнке много новой, как правило, положительной информации, что даёт им возможность посмотреть на него «иными глазами», чаще всего – более уважительно.
После Сольного концерта можно услышать отклики зрителей. Чтобы достойно воспринимать критические отзывы, необходимо быть уверенным в своих силах и творческих возможностях. В любом случае, сольный концерт – это сильная мотивация для дальнейшего музыкального образования и укрепления желания повышать свой профессиональный уровень в области вокального искусства.
Такая форма взаимодействия с семьёй, как сольный концерт одарённого ребёнка, организованный педагогом и родителями, очень благотворно действует не только на творческую деятельность ребёнка, но и на процесс становления его как личности. Сольный концерт представляет для этой цели широкие возможности. За период работы в Доме детского творчества было дано 3 Сольных концерта одарённых детей, 2008г. – Пичугин Ярослав, 2010г. – Кошеварова Елена, 2011г. – Капша Наталья.
Техническая база опыта
Для реализации образовательных программ «Волшебной музыки страна» и «Мир вокального искусства» была создана техническая база, включающая в себя:
- методические материалы (справочный материал, музыкальные энциклопедии, методические пособия);
- дидактические материалы (учебно-наглядные пособия, видеотека, фонотека, тематические стенды, портреты композиторов, папки с буклетами «Шедевры мировой классической музыки», репродукции картин русских художников, раздаточный материал);
- материально-техническую базу студии представляет актовый зал, который полностью укомплектован необходимым оборудованием (синтезатор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель, телевизор, минидисковый проигрыватель, радиомикрофоны, ноутбук, мультимедийный проектор, микшер).
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в выделении ряда идей, способствующих достижению общей цели образовательной программы «Волшебной музыки страна» и дополнения к программе по вокальному искусству.
Одной из важных для образовательной программы является идея партнёрства (единения). Данная идея заключается в привлечении родителей к совместной работе в студии «Музыкальная гостиная». Данное направление в работе студии было создано для живого проникновения в искусство, расширению связи детей с искусством. Практика показала, что участие родителей в этих встречах эмоционально эффективно, а общие усилия в музыкальном воспитании детей дают положительные результаты. Я пришла к выводу, что постоянное партнёрство с семьёй способствует более плодотворной работе с детьми, поскольку именно семья является одним из основных факторов социализации личности ребёнка. Однако для активного привлечения родителей необходимо обеспечить их достаточными знаниями. Беседы с родителями и собственные наблюдения позволили выделить два направления:
- музыкальное просвещение родителей;
- их методическая подготовка к работе по музыкальному воспитанию в семье.
Для этого 2-3 раза в году проводятся:
- родительские собрания;
- лекции-беседы о музыке, которые имеют и обучающее, и воспитательное значение;
- музыкальные семейные вечера за круглым столом, где одним из основных видов деятельности является хоровое пение, способствующее творческому единству;
- музыкальные праздники и концерты, которые дети подготовили совместно с родителями. В такие мероприятия включена игровая деятельность и конкурсная программа.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития из способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с воспитанниками и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. За 5 лет педагогической деятельности мною было проведено 7 семейных праздников. Проанализировав каждое мероприятие, я пришла к выводу, что заметно выросла сформированность взаимоотношений между воспитанниками и родителями. О результатах таких праздников можно судить по отзывам самих родителей и их детей, которые они оставляют в специальной тетраде.
Возможность внедрения
Опыт может быть использован во внеурочной деятельности (организация кружковой работы в общеобразовательной школе и Доме детского творчества), в урочной деятельности вокально-хорового отделения в Детской школе искусств
ИПМ - 3
Система работы педагога
Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования
Начало творческого поиска
Став руководителем студии «Музыкальная гостиная», с первых же музыкальных занятий решила обратить более серьёзное внимание на качество звучания детских голосов. Начала с развития навыков чистого интонирования, а это – «святая святых» вокального искусства.
В начале своей вокально-педагогической практики по вопросу чистоты интонирования я считала главной проблемой недостаточно развитый музыкальный слух, над которым и начала активную работу. В дальнейшем увидела, что многие дети, из нечисто поющих, прекрасно слышат мелодию, подмечают неправильное пение других, и тогда встал новый вопрос о координации между слухом и голосом. Работая в этом направлении, я добивалась, чтобы ребята внимательно слушали музыку, на занятиях анализировали движение мелодии, а также вела работу над расширением диапазона, легкости звука, пения без напряжения. Но порой вялый, не достаточно плотный звук у некоторых ребят, отрицательно сказывался на качестве интонации, что подтолкнуло меня вплотную заняться вопросами дыхания и дикции, без чего тоже не может быть чистой интонации. Я практиковала многие методы и приёмы для выработки так необходимых для чистой интонации вокальных навыков, учитывала физиологические особенности детей и в соответствии с ними подбирала вокальные упражнения и репертуар. Большая работа велась над характером песен, над эмоциональным исполнением, над сценическим образом, чтобы это было интересно и зрителям и самим исполнителям. И, казалось бы, всё должно было быть в этой работе хорошо, но мне не давала покоя мысль: «почему у некоторых детей, подчас с более хорошими способностями, с одинаковой выработкой вокальных навыков и умений интонация на грани занижения или завышения?». И здесь я пришла к мысли, что в вопросах о чистоте интонирования также важно учитывать психологические особенности поющих, их характер, и вообще в работе над звуковысотной интонацией нет мелочей. Важно всё, вплоть до самочувствия, настроения поющего, времени суток, даже погоды.
Модель составляющих чистое интонирование
Согласно вышеизложенного была создана модель составляющих чистого интонирования. Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие. Развивая их в совокупности, можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения, нужно рассмотреть каждую составляющую.
1. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться интонировать, чем ребёнку дошкольного возраста, но вполне возможно (было бы желание и терпение). Музыкальный слух можно разделить на мелодический и гармонический.
Мелодический слух - это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Когда мы говорим о ладовом мелодическом слухе, речь идет об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования. Именно мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. В способности воспринимать мелодию и эмоционально реагировать на неё определяется, музыкален ли ребёнок.
Гармонический слух помогает исполнять мелодию под любой сложности аккомпанемент, а также петь в ансамбле.
2. Память в свою очередь делится на музыкальную и мышечную.
Музыкальная память- это запоминание мелодии, отдельных ее частей (мотив, фраза); запоминание интервальных скачков и т. д.
Мышечная память фиксирует и помогает запомнить работу всех голосообразующих мышц (связки, диафрагма, мимические мышцы и др.). Например: если на начальном этапе занятий петь, не стараясь, «расслабленно», то мышечная память так и запомнит работу связок.
3. Физиологические особенности – это строение голосового аппарата, положение корпуса во время пения.
Возрастные изменения, связанные с ростом и развитием ребенка необходимо знать и учитывать всем педагогам - вокалистам, учителям музыки и музыкальным руководителям.
4. Психологические особенности – это склад характера, темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Знание типа и склада характера воспитанника поможет педагогу в выборе репертуара и приемов работы над эмоциональным исполнением произведений.
5. Дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата. Отсюда вытекает главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. Для чёткой дикции следует исполнять следующие упражнения:
- перед разучиванием песни текст прочитать осмысленно, выразительно, соблюдая интонацию;
- проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани, следя при этом за звукоизвлечением;
- произносить песенную фразу нараспев в 2-3 раза медленнее;
- использовать способ произнесения слов так, как они поются: он заключается в перенесении согласных с конца слова к следующему слову;
- очень полезными и эффективными для улучшения техники словопроизношения являются песни – скороговорки. Необходимо следить за чётким и ясным пропеванием каждого звука, с утрированным произнесением текста;
- пропевать на слог ры квинту вверх и вниз по полутонам, помогая руками;
- упражнение «Цирк»: ку-ки-ку-ки-ку-ки на одном звуке вверх и вниз, мысленно подбрасывая мяч руками как жонглёр;
- «бурчалка» (или «дрель», «трещётки») – сверху вниз по квинтам;
- пение на одном звуке – мни, мне, мна, мно, мну – по полутонам вверх и вниз;
- пчхи-и-и-и-и (пчхе-е-е-е-е) – сверху вниз по квинте, по полутонам легато и стаккато;
- чи-би-ри-би-ри-би-ри-би-ри – снизу вверх по квинте, по полутонам (с поворотом головы).
6.Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Дыхание – это основа вокального искусства. «Искусство пения, - говорили старые мастера, - это искусство вдоха и выдоха». Для дошкольника не характерно певческое, диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух. Для развития дыхания можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты разучиваемых песен. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряжённому звучанию, неправильной интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием. Для постановки дыхания я использую следующие основные упражнения:
- «собачка» - дышать всегда перед зеркалом; следить, чтобы плечи и грудь не двигались, тело и голова не колебались, рот полуприкрыт на улыбке;
- «свеча» - после вдоха медленно сквозь зубы выводим звук тс. Звук должен быть ровным, без колебаний. Следить, чтобы живот не уходил в себя;
- на вдохе живот выводим вперёд, держим 10 сек. и расслабляем;
- утром, проснувшись, берём 2 толстых книги (например БСЭ), кладём на живот и начинаем медленно выводить на вдохе, плавно расслаблять;
- игровые упражнения на выдох – кш, ч, щ, х, ц, с
7.Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, напевности, мягкости. Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связанно с пением без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона.
Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы педагогом, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.
В домутационном периоде было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:
1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо другом;
2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;
3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков;
4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования.
Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они «гудят» в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если педагог сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования.
Если у ребенка что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и старается его избегать. Пение вызывает у ребенка отрицательную эмоцию, а, следовательно, складывается и соответствующее отношение к обучению и нередко в целом к музыкальному занятию.
Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди явления «гудошничества» заключается в способе звукообразования. Из практического опыта доктора педагогических наук Г.П. Стуловой замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет. Чем моложе ребенок, тем легче он перестраивается.
Итак, во время работы над первичными певческими навыками у детей можно выделить ряд недостатков, на которые следует обращать особое внимание:
- у многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к нечистому интонированию;
- некрасивый (глухой) тембр голоса;
- плохая дикция;
- неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вдоху и стремительному выдоху;
- использование твёрдой, активной подачи звука, которая может вызвать форсированное пение;
- неэмоциональное восприятие музыки.
Причины детонации на занятиях, репетициях и концертах
Концертно-исполнительская деятельность - результат большой многоплановой работы, увлекательный и вместе с тем трудоёмкий процесс. Это разучивание песен; выработка вокально-технических навыков и приемов; оттачивание звуковедения, динамических нюансов, кульминационных моментов. Необходима также работа над созданием сценического образа (движения, мимика, выразительная интонация) и работа с микрофоном.
Певцы посредством музыки и текста, как и актеры, должны донести до слушателя ее идею, смысл, эмоциональное настроение. И очень хорошо, если песня имеет содержательный текст, яркую мелодию, красивую гармонию, качественную фонограмму.
Выступая на сцене, особенно неопытным певцам, нечистая интонация может испортить выступление. По каким же причинам может возникнуть детонация?
1.Технические причины:
- некачественная минусовая фонограмма;
- слишком тихое или громкое звучание фонограммы;
- плохо настроенные микрофоны;
- большая реверберация микрофона, что усиливает эффект эхо;
- плохая аппаратура;
2. Психологические причины:
- отсутствие эмоционального настроя;
- излишнее волнение;
- сильный шум за кулисами или в зрительном зале;
- плохое самочувствие;
- плохо выученный текст;
- не достаточно проученная мелодия.
Результативность педагогической деятельности
Приведённые ниже данные мониторинга подтверждают правильность выдвинутой идеи: способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, приобщить к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Показатели качества обученности (по 10-балльной системе):
Средний показатель | Учебный год | ||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
На начало учеб. года | 6,4 | 7,2 | 7,7 |
За первое полугодие | 6,9 | 7,5 | 7,9 |
На конец уч. года | 7 | 7,7 | 8,1 |
Показатели результативности участия воспитанников в творческих конкурсах различного уровня за 3 года:
Год | Название конкурса | Ф.И. воспитанника |
|
2008 | Поселковый смотр-конкурс юных дарований «Ямальские таланты» | Пичугин Ярослав | 1 место |
Капша Наташа | 1 место | ||
Потехин Денис | 2 место | ||
Дуэт – Потехин Пичугин | 3 место | ||
2009 | Поселковый смотр-конкурс юных дарований "Ямальские таланты» | Капша Наталья | 1 место |
Пичугин Ярослав | 1 место | ||
Потехин Денис | 2 место | ||
Районный конкурс юных дарований «Парад надежд» Тарко-Сале | Пичугин Ярослав | Лауреат 3 премии | |
Капша Наталья | Лауреат 2 премии | ||
2010 | Поселковый смотр-конкурс юных дарований "Ямальские таланты" | Потехин Денис | 1 место |
Кошеварова Елена | 1 место | ||
Карпова Анастасия | 2 место | ||
Щитова Кристина | 2 место | ||
Всероссийский конкурс "Москва-Сургут транзит» Сургут | Капша Наталья | Диплом 3 степени | |
"Парад надежд" конкурс юных дарований Тарко-Сале | Капша Наталья | Лауреат 2 премии | |
Международный детский фестиваль искусства "Роза ветров" Болгария Международный детский фестиваль – конкурс искусства "Трикси " Болгария | Капша Наталья | Диплом лауреата | |
Капша Наталья номинация «Поп и джаз пение» | Диплом 2 степени | ||
2011 | Поселковый смотр-конкурс юных дарований «Ямальские таланты» | Капша Наталья | 2 место |
Щитова Кристина | 3 место | ||
Ахметшина Диана | 2 место | ||
Кошеварова Елена | 3 место | ||
Савельева Вика | 2 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.
Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельност...
Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению" (на 2014-15 учебный год)
Данная програма имеет ознакомительный уровень 1-й ступени. По программе проходит обучение учащихся 1-4 классов по предмету эстрадное пение....
Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету сольфеджио для эстрадного пения....
"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"
Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....
Основные методические направления в обучении детей пению
Роль хорового пения в обучении детей; Основные методики в обучении детей пению на современном этапе...
Методические основы обучения детей в школе в современных реалиях (рассуждения на примере личного опыты)
В статье, на примере личного педагогического опыта, рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя истории в своей деятельности и возможные варианты их решения....
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя при обучении детей пению..
Согласованность в деятельности музыкального руководителя и воспитателя обеспечивает последовательность и преемственность педагогического про...