Конспект урока "Частушки".
учебно-методическое пособие по музыке на тему
Знакомство учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитание интереса к ним, формирование этномузыкальной культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chastushka.docx | 161.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа: «Музыка» для 2 – 4 классов , авторы Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов;
Класс: 4.
Четверть: I.
Тема урока: «Частушки».
Цель урока: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальную культуру личности, гражданскую и этническую идентичность.
Художественно-педагогическая идея:
«Частушка – уникальное явление, присущее только русскому фольклору».
«Частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».
«Сколько ни черпай из океана народной частушки – всего не вычерпаешь».
Планируемые результаты
Предметные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
- Умение оценивать произведения разных видов искусства;
- Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.
Метапредметные:
- Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.
- Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
- Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Методы этномузыкального образования:
- метод изустного разучивания песни;
- метод погружения в мир бытования песни;
- метод эмоционально-выразительного исполнения песни.
Музыкальный материал:
Автор музыки — Н.Кошелева, автор текста — С. Кинякин «Гимн Республики Мордовия», В. С. Родионов «Марса вейсе», татарская народная песня, русская народная песня «Я на горку шла», попевка «Тютю, баю, бай».
Дидактический материал: презентация к уроку
Ход урока.
1. Организационный момент.
У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок.
2. Изучение нового и повторение пройденного материала.
У.: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока… Думаю, вы назовёте мне её сами.
Посмотрите на высказывания на слайдах и догадайтесь, о чем идёт речь.
- Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.
- Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.
- Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.
- Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.
- Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.
У.: Как вы думаете, ребята, о каком жанре русской народной песни идёт речь?
(ответы детей).
У.: Верно, это частушки.
Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли "частыми".
Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.
Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие, напевы и наигрыши.
В разных областях России частушки и называли по разному:
- пригудки,
- говорушки,
- прибаторы,
- посиделочные,
- ихахошки,
- припевки,
- страдания,
- скоморошьи,
- вертушки,
- бакулки,
- скакухи,
- сбирушки,
- матани,
- сударушки,
- прибаски,
- завлекаши,
- нескладехи,
- перепевки и т.д.
Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация па основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.
У.: Кто может дать определение частушки на основе вышесказанного?
(ответы детей).
У.: Молодцы, ребята. Давайте ещё раз посмотрим на определение частушки.
ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА?
ЧАСТУШКА – это:
- жанр русского словесно-музыкального народного творчества;
- жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;
- короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения;
- народная художественная песня-миниатюра;
- результат развития других форм устного народного творчества;
- неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;
- поэтическая импровизация;
- отклик на события времени.
У.: Со временем всё в жизни меняется, так же и частушка не стоит на месте. Предлагаю посмотреть на слайд и сравнить частушку вчерашнюю, или прошлых лет, и сегодняшнюю.
ЧАСТУШКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
КРИТЕРИИ | ЧАСТУШКА ВЧЕРА | ЧАСТУШКА СЕГОДНЯ |
ЧТО ЭТО? | Часть русского фольклора | Часть народного творчества |
АВТОР | Русский деревенский народ | Жители городов, сёл и деревень |
ИСПОЛНИТЕЛЬ | Исключительно мужчины | Все – от мала до велика |
ТЕМАТИКА | Задорные песни о любви и жизни в деревне | Различная тематика |
ЧЕРТЫ | Деревенской жизни | Нового быта, нового отношения к труду |
(Совместный разбор таблицы).
У.: Скажите, в чём же отличие частушки вчерашней и частушки сегодняшней?
(ответы детей).
.
У.: Частушки бывают разные. Сейчас мы с вами в этом убедимся
(Разбор каждой характеристики по слайдам).
3.Вокально-хоровая работа.
У.: Сегодня мы с вами разучим несколько частушек из школьной тематики.
(Разучивание частушек,)..
Частушки
Девочки, вы, девочки,
Конфеточки покушайте,
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
Мальчики, вы, мальчики,
Конфеточки покушайте.
Мы споем частушечки,
А вы пока послушайте.
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали,
Спели все частушечки
И вместе их послушали
А теперь мы будем подыгрывать себе на ложках. (разучивание ритма)
3. Итог урока.
У.: Ребята, с каким русским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились?
У.: Назовите основные особенности жанра частушки.
У.: О чём нам может рассказать частушка?
У.: В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?
4. Домашнее задание.
У.: Дома предлагаю вам придумать свои частушки на тему «дружба», на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...