Выступление по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"
статья по музыке на тему

шалимова светлана в.

Выступление по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

 ( Слайд 1)

Одна из современных образовательных технологий – технология здоровьесбережения. Термин "здоровьесбережение" получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. 
(Слайд 2)
Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства воздействует на человека,  на его внутренний мир, формирует положительный эмоциональный фон.  Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
(Слайд 3)
Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их, но и оказывает исцеляющее  действие как на физическое здоровье человека, так и на его духовное обогащение. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.
Такой же точки зрения придерживаются и более современные нам учёные и педагоги. 
(Слайд 4)
Так Ян Амос Каменский в число обязательных школьных предметов ввёл музыкальное искусство.  Многие педагоги, создатели  музыкальных методик (Бела Барток,   Дмитрий Кабалевский и др.), говорили о необходимости обучения музыке всех детей, независимо от их природных способностей .

 В современном мире медицина и искусство объединились и прекрасно помогают людям.
(Слайд 5)

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

На уроках звучит музыка В. Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке помогает "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Снять головную боль помогает слушание "Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия” С. Рахманинова.

(слайд  6)

Как вариант активной музыкотерапии   - вокалотерапия, хоровое пение. Всем известно, что пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Хоровое пение занимает 50%  урока. Исполнению песенного материала предшествуют вокально- хоровые упражнения для развития ладового, динамического, тембрового слуха.

(Слайд7)

 На уроках так же   использую    элементы дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. После выполнения таких упражнений как «Ладошки», «Кошка», «Погончики»    дыхание учащихся  становиться более экономным, ровным.

 А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. 

В качестве тренажерных упражнений   использую фонопедический метод развития голоса Виктора  Емельянова. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Учащиеся с увлечением выполняют упражнения «Динозаврик», «От шопота до крика», артикуляционную гимнастику.   (1.Сильное активное произношение согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Каждый звук произносится 4 раза.  

2.Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ»)

  Современные открытия доказывают, что  «пропевание» гласных звуков в определенной последовательности является лечебным свойством:

(слайд 8)

Гласные звуки: звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

звук “о - и - о - и” массирует сердце;

звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом ( А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э- улучшает работу головного мозга; И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос; О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем; У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря; Ы- лечит уши, улучшает дыхание. )

Звукосочетания: ОМ – снижает кровяное давление; АЙ, ПА – снижают боли в сердце; УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии. Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать) В, Н, М – улучшает работу головного мозга; С – лечит кишечник, сердце, легкие; Ш – лечит печень; Ч – улучшает дыхание; К, Щ – лечат уши; М – лечит сердечные заболевания.

(слайд 9)

На своих уроках я знакомлю детей русскими народными песнями.

Фольклорная арттерапия - русский песенный фольклор –  это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.  Детьми любимы такие песни, как  : «Ах вы, сени, мои сени», «Светит месяц», «Вставала я ранешенько»,  «Во поле береза стояла», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Два веселых гуся» и др.

По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и  вовлекает их в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу  какое чувство удовлетворения они получают от  того, что они делают и как они исполняют народные песни.    У школьников возникает желание  научиться создавать прекрасное.

(слайд 10)

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Певческий  звук на улыбке звучит особенно. Он  становится светлым, чистым и свободным.   Улыбка внешняя становится улыбкой  внутренней и   школьник позитивно смотрит на окружающий мир и на людей.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках музыки в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:   игры-соревнования, диалоги с героями сказок, ролевые игры, игры «Угадай мелодию», «Поле чудес» и другие

(слайд 11)

Одним из важных моментов на уроке является  Ритмотерапия .Танец, мимика и жест   один  из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения применяю на уроке во время проведения физкультминуток. Такие упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять  утомление. Движение и танец  дают определенный психотерапевтический эффект.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный настрой.

 (Слайд 12)

Реализация здоровьесберегающих технологий  зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности ;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

(Слайд 13)

Результаты музыкально-оздоровительной работы

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности  

(Слайд 14)

По словам Всемирной  организации  здравоохранения:  «Здоровье – это состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Выступление на собрание ШМО учителей художественно-эстетического цикла тема выступления: Применение интегрированных технологий на уроках ИЗО

Применение интегрированных технологий на уроках изобразительного искусства.Повсеместно на уроках широко используются межпредметные связи. Но они воспринимаются учениками как дополнение и расширение те...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...

Публичное выступление "Применение цифровых ресурсов и технологий на уроках музыки"

Публичное выступление "Применение цифровых ресурсов и технологий на уроках музыки"...