Рабочая программа по музыке для 6 класса
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме
Рабочая программа, календарно – тематическое планирование по предмету «Музыка» для 6 класса составлены на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka_6_2015-16.doc | 146 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москва
Школа №2083 СП «Ерино»
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель СП «Ерино»: Директор школы ГБОУ Школы №2083:
_______________/Гришина Т.А./ ___________________ /Наумкина Т.В./
«____» ___________ 2015 г «____» ______________ 2015 г
Рабочая учебная программа
Предмет: __музыка____________________
Класс: _____6А, 6Б, 6В_______________
Уровень: __базовый_______________
Учитель: ___Шведова Е.Э.______________________
Количество часов: __34________
Автор программы: _Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская_____________
_________________________________________________________________
Наименование программы: составлена на основе примерной государственной программы
Учебник: _Музыка для 6 класса_ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
_________________________________________________________________
Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год
г. Москва 2015 г
Пояснительная записка
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2010;
- утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа, календарно – тематическое планирование по предмету «Музыка» для 6 – 7 классов составлены в соответствии с положениями художественно-педагогической концепции основного (общего) музыкального образования Д.Б.Кабалевского.
Актуальность данной программы состоит в том, что в ней нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства:
- восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков;
- снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи программы:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-этическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34 часа.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную и мировую музыкальную культуру.
В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирования их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Реализация данных программ предполагает использование на уроках тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина, Л.В.Горюновой, А.А.Пиличяускаса, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.
○ метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
○ метод интонационно-стилевого постижения музыки;
○ метод эмоциональной драматургии урока;
○ метод концентричности организации музыкального материала;
○ метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
○ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
○ игры;
○ метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи – содержательного стержня урока музыки.
Содержание программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия, в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически
обоснованного литературного и изобразительного рядов. Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей, определяющих тематизм уроков.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Учебно-тематический план
Класс | Тема разделов | Кол-во часов | I триместр | II триместр | III триместр | Итого за год |
6 класс | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 часов | 12 час. | 4 час. | ||
Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 часов | 8 час. | 10 час. | 34 час. |
При организации учебного процесса используются следующие виды контроля:
вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный.
В качестве форм контроля могут использоваться устный опрос, творческие задания, анализ музыкальных произведений, тест, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Содержание рабочей программы
6 класс
Тема 1 полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема 2 полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ недели | Дата | Разделы и темы | Кол-во часов | Контрольно деятельность | - оценочная | ||||
6 А | 6 Б | 6 В | вид | форма | ИКТ | ||||
I полугодие Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 | ||||||||
I триместр | 12 ч. | ||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | входной | устный опрос | |||||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков | 1 | текущий | устный опрос | ИКТ | ||||
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 2 | текущий | устный опрос | |||||
4 | устный опрос | ||||||||
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | текущий | ||||||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | текущий | творческое задание | |||||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов | 1 | тематический | устный опрос | ИКТ | ||||
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | текущий | устный опрос | |||||
9 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | текущий | устный опрос | ИКТ | ||||
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | 1 | текущий | устный опрос | |||||
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. В. Кикта «Фрески Софии Киевской». В.Гаврилин Симфония «Перезвоны». Молитва. | 1 | итоговый, оценка вокальных навыков | опрос | |||||
12 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха | 1 | текущий | устный опрос | |||||
II триместр | 12 ч. | ||||||||
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал | 1 | текущий | устный опрос | ИКТ | ||||
14 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром | 1 | тематический | устный опрос | |||||
15 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | текущий | опрос | |||||
16 | Джаз – искусство 20 века | 1 | итоговый, оценка вокальных навыков | устный опрос | ИКТ | ||||
| II полугодие Мир образов камерной и симфонической музыки | 18ч. | |||||||
17 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | входной | опрос | |||||
18 | Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена | 1 | текущий | устный опрос | ИКТ | ||||
19 | Инструментальная баллада | 1 | текущий | опрос | |||||
20 | Ночной пейзаж. Картинная галерея | 1 | текущий | творческое задание | |||||
21 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 | текущий | устный опрос | |||||
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея | 1 | текущий | опрос | ИКТ | ||||
23 - 24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 2 | итоговый, оценка вокальных навыков | опрос | ИКТ | ||||
III триместр | 10 ч. | ||||||||
25 26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 2 | текущий | устный опрос | |||||
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 2 | текущий | опрос | |||||
28 | текущий | опрос | |||||||
29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 | текущий | опрос | ИКТ | ||||
30 | текущий | творческое задание | |||||||
31 32 | Мир музыкального театра | 2 | текущий | опрос | |||||
33 | Образы киномузыки | 1 | итоговый | Тест | ИКТ | ||||
34 | Обобщающий урок | 1 | итоговый, оценка вокальных навыков | муз.викторина | |||||
Итого за год: | 34 ч. |
Учебно-методическое обеспечение
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации:
1. Музыка. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебники для учащихся 5 - 7 классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2010.
2. Хрестоматия музыкального материала к учебникам «Музыка. 5 - 7 кл.»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 - 7 кл.», М.: Просвещение, 2009
4. Пособие для учителя «Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 – 6 классы», Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013
5. Пособие для учителя «Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс», Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.
Литература и методические пособия
- Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.
- Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
- Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
- Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
- Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
- Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
- Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Программа «Музыка» 5 – 9 классы /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2007
- Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2000.
- Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. — М., 1999.
- Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.
- Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.
- Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб., 2000
Дополнительная литература для учащихся.
- Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучев-ский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.
- Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия.
- Комплект портретов композиторов.
- Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Технические средства обучения
компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик 6 класса должен:
Знать/понимать:
- жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
- имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.
Уметь:
- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
«Согласовано»
Руководитель ШМО:
_______________/Рагулина Т.Н./
«_31_» ___августа___ 2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...