Музы не молчали.
план-конспект урока по музыке на тему
Урок музыки в 1 классе (конспект)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme-_muzy_ne_molchali-_v_1_klasse.docx | 23.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Музы не молчали»
Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
- Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
- Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
- Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: урок-объяснение.
Вид урока: урок- историческое путешествие.
Информационно-методическое обеспечение: методические пособия, презентация, конспект, хрестоматия.
Содержание:
- «Богатырская» симфония А. П. Бородина;
- «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
- «Песня о маленьком трубаче» музыка С. Никитина;
- «Учил Суворов» музыка А. Новикова;
- «Песня о бумажном кораблике» Б. Окуджава.
Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.
Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?
Прогнозируемый результат:
- Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
- Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
- Раскрыть образы русских героев-воинов.
Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети входят в класс под музыку одной из военных песен. Приветствие учащихся. Сообщение о том, что они будут делать на этом уроке.
-Здравствуйте, ребята!
Сейчас начинается музыкальный урок.
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой.
Друзья, поздравляю с началом урока!
Тема нашего урока: «Музы не молчали!»
II. Вступительное слово учителя
– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобраз-ная память о военной славе наших далёких предков и современников.
– И сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искус-стве.
-Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.
– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? Посмотрим Презентация)
-Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
III. Разучивание песен: «Солдатушки, бравы ребятушки»
- Показ песни.
- Беседа об истории создания этого произведения.
- -О чём эта песня?
- -Здесь поёт один человек или происходит диалог?
- -А какова здесь мелодия?
- В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
- Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
- О чём эта песня?
- Современная ли эта песня или старинная?
Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С. Никитина.
- О каких событиях повествуется в данной песне?
- В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?
Песня «Учил Суворов» музыка А. Новикова, М. Левашова.
- Памятник какому полководцу мы видим?
- Чему учил этот великий русский полководец?
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.
Исполнение песни «Учил Суворов»:
- всем классом;
- по группам;
- с солистами.
«Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы.
-Ребята, о чём эта песня?
-А можно ли назвать этого солдатика героем?
-А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?
– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы.
IV. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина
– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.
Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».
– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии.
Вопросы для общения:
– Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?
Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.
(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):
– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»
V. Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А музы не молчали...
Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе над фашизмом....
А музы не молчали
Презентация к внеклассному занятию по теме "Песни великого подвига"...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Музы не молчали"
Данный ЦОР может быть использован на уроках истории, литературы, МХК, внеклассных мероприятиях о Великой Отечественной войне....
"А музы не молчали"
Историко - литературный вечер "А музы не молчали" проводился в рамках фестиваля гуманитарных наук...
Литературно-музыкальная композиция "Музы не молчали"
Композиция посвящена 67 годовщине Великой Победы. Участвовали учащиеся 7А, 7Б, 8А классов....
«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)
Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...
А музы не молчали. Внеклассное мероприятие по литературе.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. Для получения презентации необходимо файлы den_pobedy1.zip, den_pobedy2.zip, den_pobedy3.zip переименовать соответственно в файлы den_pobedy.001, den_...