"БОГАТЫРСКАЯ МУЗЫКА БОРОДИНА"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«БОГАТЫРСКАЯ МУЗЫКА БОРОДИНА»
Тема урока: Богатырская музыка Бородина.
Богатырская тема в русской музыке.
Цель урока: Знакомство с музыкой, наполненной могучей исполинской силой.
Развивать творческое воображение ребят, попробовать «увидеть»
Эту муз. «внутри себя».
Оборудование: магнитофон, проигрыватель, баян, карточки, репродукция
Картины Васнецова «Три богатыря».
ХОД УРОКА
1. Муз. приветствие. Распевка.
Тот кто музыки не знает, очень многое теряет
А кто песен не поёт, то не весело живёт.
2. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о тв-ве Бородина и прослушаем «Богатырскую симфонию».Это его 2 симфония.
Запишите тему урока.
Но прежде я хочу вспомнить всё то о чем мы говорили на прошлом уроке.
6 человек работает по карточкам.
Класс отвечает на вопросы учителя.
Итак, что вы помните о Бородине?
1. Ск-ко профессий было у композитора Бородина? За ответы раздаются
2. В какую организацию музыкантов он входил? Карточки с ключом
3. Кто был организатором «Могучей кучки»?
4. Основная цель композиторов «Могучей кучки»?
5. Что еще создали члены «Могучей кучки»?
6. Кто считается композитором –оперником? (Р-К)
7. А сколько опер написал Бородин?
8. Кто подсказал ему сюжет оперы «Князь Игорь»?
Ребята, мы познакомились с музыкой Бородина еще в 1 четверти, когда слушали его Квартет.Давайте вспомним эту музыку.
Прослушивание Квартета Бородина.
(Иллюстрация)
Что такое квартет в музыке?
А теперь давайте вспомним, какие инструменты звучали в квартете композитора.Выберите из картинок, находящихся на доске нужные нам инструменты.Дети убирают ненужные карточки, оставляя 2 скрипки , альт, виолончель.
Показ иллюстраций струнных.
Новая тема:
«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном тв-ве , в поэзии, лит-ре, муз., живописи, кино,театре.Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.(«Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир», «Александр Невский» Прокофьева.
Вторая симфония Бородина так и называется «Богатырская Симфония»
Вслушиваясь в эту муз. видишь перед собой людей могучих и вольных, таких , как витязи на картине Васнецова.
Широкое,раздольное начало 2 части напоминает о раздолье заволжских степей. Когда-то там были юрты кочевников. Порой на горизонте проносились тучи всадников на взмыленных конях. Степные просторы всегда манили рус. богатырей.
Мелодия 1 ч. Симфонии, есть главная мелодия.В муз. Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди-богатыри.Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой,»великанской» силе легендарных героев.
Это ощущение не исчезает несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую.
Она широкая, светлая, мажорная.Проникнута русскими песенно-напевными интонациями.Вторая тема как бы вводит слушателей в «место действия»Мягко звучат виолончели.(Как бы описание природы)
Прослушивание фрагмента.Отделить 1 и 2 темы поднятием руки. Охарактеризовать муз. 1 словом. (Я на доске …Печальная, трагическая, осенняя)
А сейчас вам предстоит выполнить сложное задание.Интересно узнать какими вы стали слушателями за 5 лет. Сейчас вы напишете анализ к прослушанной муз.
Постарайтесь рассказать об этом произведении,так, чтобы человек,который не знает его, мог бы составить о нем представление.
Зачитывают анализ.
Так же как и с литературой, муз. связана с изобразит. искусством.(живописью, скульптурой).Хотя связь эта проявляется совсем по –другому.Стихи можно спеть, её содержание выразить стихами и ли прозой.
Связь муз. с изобразительным искусством иная:
У человека есть не только внутренний слух- способность услышать «мысленно», «внутри себя» то, что на самом деле не звучит, но и «внутреннее»зрение- способность увидеть «внутри себя», чего на самом деле нет в этот момент перед глазами.
Я хочу вам показать хорошо знакомую вам картину Васнецова «Три богатыря».
Изображая на картине героев русских былин- Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества рус. Народа.Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.
Что же общего между муз. 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?
В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи рус. Народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в муз.- главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. И описание природы, без которой искусство задохнулось бы.
Кабалевский сказал: «Для поэта, композитора, художника и для каждого из нас нет природы без человека.»
Сейчас мы попробуем пропеть с вами главную мелодию симфонии, чтобы она осталась в нашей памяти
Дети стоя пропевают мелодию гл. темы симфонии.
А теперь немного отдохнем и послушаем муз.
ВИКТОРИНА И КРОССВОРД
1. «Жаворонок» Глинки
2.Вокализ Рахманинов
3.Вальс Чайковского из балета "Спящая красавица»
Заканчивая сегодня разговор о А.П. Бородине я не устаю восхищаться этим человеком.Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.
Послушайте сообщения ребят:
1. Иногда счастливые муз. мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время хим. Опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По –ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.
2. Я о Хирурге(Боялся крови)
3.Однажды известный рус. композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали.Вэтот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли ,оживленно беседуя.
Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении.Бородин, который только что шагал рядом с ним,- исчез. Ну как сквозь землю провалился.
И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты.Что же оказалось? Бородин ,действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять- не поврежден ли дорогой ему инструмент.
Итак, подводя итог всему услышанному сегодня я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:
1.Какие чувства , настроения вызвала эта муз.?
2. Как называется это муз. произведение? сколько тем мы прослушали?
3.Если бы ты был композитор- какое бы ты дал название?
4.Главная мысль?
5. Какими средствами автор достиг этого?
Итог урока . Выставление оценок.
Может ли муз перенести нас в другую эпоху?
Только что мы были в классе и вот…
Грамзапись «Погоня» из к\ф «Неуловимые…»
Эта песня переносит нас в совсем другое время.Гражданская война, свои герои. Но ребята с удовольствием смотрят приключения «неуловимых» и поют песню «Погоня»
Давайте мы продолжим разучивание песни .
Распевка- скороговорка «Бык-тупогуб»
Разучивание песни «Погоня»
Работа над дикцией в припеве.
Исполнение песен по желанию уч-ся.
……………………………………………………………………………………………
1. Карточки с инструментами. Фонограммы:
2. Сообщение 1. Квартет Бородина
3.Картина «Три богатыря» 2. «Богатырская симф.»
4.Струнные 3. «Погоня»
5.Карточки с заданием 4. «Жаворонок»
6.Карточки со скрип.ключом 5.Вокализ Рахм.
6.Вальс Чайковск.