Презентация
презентация к уроку по музыке по теме

Окользина Вера Ивановна

Данный урок основан на межпредметных связях музыки, изобразительного искусства и литературы, которые разными средствами выразительности создают образ матери как примера великой любви ко всему человечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3klass_raduysya_mariya.doc69.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt1.49 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Радуйся, Мария!»

«Богородице Дево, радуйся»

Цель: 

  • формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
  • приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Задачи:

  • развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство;
  • формировать знания учащихся о церковной музыке;
  • выявлять интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность.
  • воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт "Аве Мария" (в исп. Р. Лоретти); С. В. Рахманинов "Богородице Дево, Радуйся», №6 из «Всенощной», песня "Мама" на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина.

Дополнительный материал: репродукции картин - Рафаэль "Сикстинская мадонна", В. Васнецов "Богоматерь с младенцем", Стихи А.Пушкина, Данте, А.Толстой.

Программное обеспечение: компьютерная презентация

Оборудование: фортепиано,  мультимедийный проектор, компьютер, экран, текст песни "Мама" В. Гаврилина.

Новые понятия: Музыкальная молитва; «Аве, Мария!».

Проблема урока: Что такое музыкальная молитва?

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота). Иметь представление о жанре музыкальная молитва. Расширение кругозора детей.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
    Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
    Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год
4. www.google.ru
5. www.audiopoisk.com
6. http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html

ХОД УРОКА

1.Введение в тему урока

Беседа о посещении театров на осенних каникулах, о музыкальных впечатлениях.

-Когда посещаете театр, какие испытываете чувства, переживания.

Притча. Поспорили как-то чувства. Кто сильнее? - Я сильнее, - сказала Ненависть. - Я могу заставить человека совершить что угодно, благодаря мне появились Предательство и Гнев. - Нет, я сильнее, - сказала Ревность. Я могу толкнуть человека на преступление, даже на убийство. Да нет же! воскликнула Доброта. Зачем Вы говорите о таких ужасных вещах? Я сильнее, я могу помочь созидать, дарить. - И в чём тут сила? перебила её Ненависть! Подумаешь, созидать!!! Если все станут ненавидеть друг друга то кому оно нужно, твоё созидание? - Не спорьте! Сильнее меня нет, - воскликнула Любовь. Я могу хорошего человека сделать плохим, и наоборот. Я могу преодолеть любые препятствия. - Но в наше время Любовь уже никто не ценит, - пробурчала Измена. - Да, Любовь давно сдала свои позиции, - ухмыльнулось Сомнение. Но Мудрость сказала. Есть чувство, которое не кричит о своей силе, но оно намного могущественнее любого из вас. Оно преодолевает Предательство и Гнев. Оно не боится Ненависти, оно совсем не знакомо с Изменой, оно несёт в себе Любовь, и может созидать, дарить. Оно сильнее каждого из вас в отдельности, и даже всех вместе. Не может быть!!! вскричали все хором, - Такого не бывает! Нет такого чувства, а если и есть, то где оно? - Ему некогда участвовать в ваших спорах. Оно и сейчас оберегает, наставляет и защищает, а не теряет понапрасну время. Оно всегда на страже Счастья и Покоя. Потому что это - МАТЕРИНСТВО!!

Чему же будет посвящён наш урок музыки.- Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова поэта Сергея Острового:                                                                                

Пусть ей вечно солнце рукоплещет! 
Так она и будет жить в веках 
Самая прекрасная из женщин, 
Женщина с ребенком на руках!

2. Сейчас прозвучит музыка русского композитора С.В.Рахманинова (звучит молитва « Богородице Дево, радуйся»).

У.- Подумайте,  где можно услышать эту музыку?

Д.- В церкви (вариант в концертном зале). Это молитва.

У.- Кто исполняет это музыкальное произведение?

Д.- Хор. Какой.

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

Д.- Нет.

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

Д- «a capella».

-В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди?

Обучающиеся: Музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго.
-
Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов (пиано)?

- К кому она обращена?

Д.- К Богородице;

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что Мария даст спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.

Однажды, читая священное писание, перед Марией предстал Архангел Гавриил. Он сказал ей: - Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своей скромностью, добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он – Сын Божий, и придёт на землю, чтобы спасти всех людей от зла и греха. Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы. Но смутилось сердце Марии: чем заслужила она столь высокую похвалу. Дева Мария молчала и ждала…

- Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту , за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие 7 апреля празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

Вы слушали хор «Богородице Дево, радуйся» из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение»,которое целиком звучит без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви

Послушайте слова молитвы:

Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.

 Эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

У.- Посмотрите в учебник (стр.42, выписана фраза молитвы Рахманинова) на  нотную запись фрагмента произведения Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»

Разбираем нотный текст.  Давайте попробуем спеть первую фразу. Учитель поет, затем разучивает первую фразу с детьми, акцентируя внимание на выразительном пении, интонации обращения, выделить слова «Богородице Дево», обратить внимание на слог «Ра» в слове радуйся. Этот распев в слоге Ра придает мелодии: большую радость, широту звучания. Поём выразительно, торжественно, светло.

3. У. Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве.

Виктор Михайлович Васнецов известен картинами сказочной тематики («Баба-Яга», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт»). Очень много работал над росписью различный храмов. Его работы есть в Храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге.

Практически всю площадь картины занимает идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках младенца Христа. Завёрнутый в пелену, он изображён с поднятыми вверх и тянущимися к зрителю руками. Он как бы благославляет, представших перед ним. Головы фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Лица необычайно живые. Глаза матери печальны, но они светятся огромной любовью к своему сыну и ко всему миру. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

- Прочитайте стихи А.С.Пушкина, помещенные под портретом. (Дети читают).

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величием, Он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

4. У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

Д.- Девой Марией. Мадонной.

Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти  (16 век). Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Мария - величественна, благородна, спокойна.

У.- Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете - сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают).

У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?

Д.- С облаков.

В центре как бы парит, едва касаясь облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Имя младенца - Христос, имя его матери-Мария. Перед ним склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская Мадонна»). Внизу ангелочки.

У.- Какой цвет преобладает?

Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова.

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественность.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть - Сына.

На иконе и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей Небесной. Почему?

 К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы: Бах, Гуно, Каччини. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у австрийского композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта, всемирно известного британского писателя, поэта, собирателя древностей, шотландского происхождения.  

У.- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.

Предлагаю прочесть два стихотворения: русского поэта А.Фета и итальянского поэта Данте (учебник стр.40-41); на несколько минут стать «композиторами», подобрать музыку, темп, динамику, настроение, тембр голоса, инструмента, лад.

Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении итальянского исполнителя Робертино Лоретти (дискант).

5. У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.

У детей раздаточный материал цветик-семицветик. На лепестках написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр. Дети выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся». На доске (слайд) две первых фразы этих произведений. После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия.

Что общего в построении мелодии?

  1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
  2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
  3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта. Присутствует и кульминация с появлением форте: в «Богородице Дево, радуйся!» на словах «Яко спаса родила» и у Шуберта в «Аве Марии» на словах «Тронись же скорбную мольбою» Кульминация форте выделяет главный смысл молитвы, и заканчивается музыка успокоением,  что подчеркивается очень тихим звуком, пианиссимо.

Разное. Если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

- Какие темы созвучны теме материнства. – о родной природе, о Родине. Ведь такие важные для детей понятия можно соединить со словами мать, матушка, материнская: Родина-мать, Земля- матушка, Мать-природа, материнская Любовь – это самое дорогое для всех нас.

Возможно исполнение песен о родном крае, о природе.

Давайте вспомним лицо своей мамы. Какое оно, какие у нее глаза?

На уроке могут прозвучать песни о самом дорогом и близком человеке – о маме.

Песня "Мама"- последний номер вокально-симфонического цикла "Земля" В. Гаврилина. Этот цикл включает в себя семь номеров, семь контрастных песен, объединенных общей темой" Мама"слова В. Гаврилина, музыка А. Шульгина

Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны...
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Все мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Как уберечь тебя, как защитить тебя,
Как удержать тебя в дни быстротечные?
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

-найдите в тексте песни "Мама" слова, в которых поэт рисует портрет мамы.

7. Итог. Итак, мы видим, что музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Учитель:  Наш урок подходит к концу.

- имена каких композиторов запомнили  -  Рахманинов, Шуберт

 - о каком новом для вас музыкальном жанре шла речь на уроке – музыкальная молитва

- что характерно для музыки молитвы  -  она особая: светлая, тихая, возвышенная…

- в каком исполнении послушали музыкальные молитвы – вокальное (хор а капелла) и сольное в сопровождении оркестра: вокально-инструментальное.

Образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

Домашнее задание:  у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления. Найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко к вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

Мне хотелось бы закончить урок стихотворением Убайда Раджаб, одну строчку которого вы будете произносить (читать) сами.
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.

Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.

(Звучит музыка Баха-Гуно «Аве Мария» и дети под музыку выходят из класса).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве «Радуйся, Мария!» «Богородице Дево, радуйся!» Учитель музыки Окользина В.И.

Слайд 14

« AVE MARIA !» Муз. Ф.Шуберт

Слайд 16

«Мама» слова В. Гаврилина, музыка А. Шульгина 1.Руки усталые тихо опущены, Волосы русые в узел завязаны... Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. 2.Все мне мерещатся годы бывалые, Юности прожитой кофточка алая. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! 3.Как уберечь тебя, как защитить тебя, Как удержать тебя в дни быстротечные? Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

Слайд 17

Кто пpишёл ко мне с yтpа? Мамочка. Кто сказал: "Вставать поpа"? Мамочка. Кашy кто yспел сваpить? Мамочка. Чаю - в пиалy налить? Мамочка. Кто косички мне заплёл? Мамочка. Целый дом один подмёл? Мамочка. Кто цветов в садy наpвал? Мамочка. Кто меня поцеловал? Мамочка. Кто pебячий любит смех? Мамочка. Кто на свете лyчше всех? Мамочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...