Жанры казачьих песен.
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект урока разработан с целью создания условий для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен, развивать музыкально-языковое мышление учащихся, создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_4_klasse_zhanry_kazachikh_pesen.docx22.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки. Жанры казачьих песен.

Цели: 

  • Создать условия для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен.
  • Развивать музыкально-языковое мышление учащихся.
  • Создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Оборудование: 

  • Стенд «музыка Дона».
  • Видеофрагменты:
  • запись концерта Государственного ансамбля песни и пляски Донских казаков им. Квасова.
  • Аудиозаписи песен:
  • «Мы с тобой казаки», (муз. В. Г. Захарченко);
  • «За лесом солнце просияло» (казачья народная песня);
  • «У ворот гуси» (казачья народная песня);
  • «Вдовы России» (сл.М. Г. Голуб, муз. Г. Пономаренко)
  • Гимн ВВД» (сл. Ф.И.Анисимов)

ХОД УРОКА

1. Инициализация урока:

а) Вход детей под музыку песни «Мы с тобой казаки»

б) Беседа

У.: Ребята, знакома ли вам эта песня? Давайте, определим её основную мысль.
Песня  «Мы с тобой казаки» может послужить эпиграфом к нашему уроку,  тема которого «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки. Но, прежде всего, я хотела бы спросить вас и наших гостей, а что же означает слово казак?
(Это название коренного народа ).
– Да, конечно, казаки не мирились с рабством, крепостным правом. На Дону для казаков была «ширь и простор», где казаки издревне проживали родами и племенами носящие разные названия, но имея общее казаки.
– А как вы думаете, казаки любили петь?
– А когда же звучали песни?
(Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)
– А какие по характеру были эти песни?
(Весёлые и  грустные)

2. Введение новых понятий

– Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «За лесом солнце просияло» и попробуйте определить характер, содержание  песни.

а) Слушание: «За лесом солнце просияло» 

Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.

– Что это за жанр? (Песня-дума)
– Да, казаки идут  на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.
– Проводили мы казаков, а какими мы их  видим на войне, было ли у них  время печалиться?
(На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися  никаких трудностей)
– Так появились
строевые военные песни.
– Прослушайте казачью песню «Не боимся мы Французов». Определите характер песни.
– Почему её называют строевой?
характер – бравый, смелый, задорный; (шли строем – строевые).

 б) Просмотр и слушание документального отрывка  «Казачья лава».

Учащиеся:  характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.

в) Беседа.

У.: А все ли казаки  возвращались с войны?
– Да, были и такие семьи, в которых навсегда поселилось горе. Это  те матери и жёны, которые потеряли своих мужей.
– Могли ли звучать весёлые песни?
(Нет).
– Правильно, пели другие песни. Какие они были по характеру?
(Грустные)
– Их называли   
лирические песни. Мы на прошлом уроке начале разучивать песню «Вдовы России».
– Кто написал эту песню? (композитор Григорий Пономаренко).
– Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции казачьей песенной культуры)

г) Работа над песней «Вдовы России» (в сопровождении  баяна).

– Вот какую прекрасную лирическую песню написал Г. Пономаренко. Памятник  этому композитору установлен  в г. Краснодаре, возле здания Краевой филармонии, где проходят различные конкурсы и концерты.

– Ребята,  а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы?
– Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь?
(О плясовых)

Слушание песни «У ворот гуси» (О.Пономарёва. казачка х. Мрыховский)


– Каков, как вы думаете,  каков был характер   этих песен? (весёлые, танцевальные,  заводные, ноги так и неслись в пляс)
– Давайте  исполним  плясовую песню «Пошла млада за водой» и постараемся поднять настроение нашим гостям.

е) Исполнение песни «Пошла млада за водой».

3. Закрепление новых понятий и навыков

– Многие  ребята нашей школы являются участниками образцового ансамбля «Донские лазорики».
– Давайте послушаем в их исполнении песню « Тай шли донцы с походу» и попытаемся определить её жанр.

а) Слушание: «Тай шли донцы с походу».

– Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, лирические, плясовые-гулебные).
– Казаки  умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.
– А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество?
(Патриот)
– А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине?
(Патриотическими)
– У каждой страны есть самая главная патриотическая песня, которая вместе с флагом и гербом является символом страны. Где и когда исполняется Гимн?
– Всё, что вы перечислили, – важные события для нас.

А давайте вместе в сопровождении песенной фонограммы исполним Гимн Всевеликого Войска Донского в новой версии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"

Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы  Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...

жанры русских народных песен

презентаия для урока музыки в 4 классе...

Жанры русских народных песен.

"Жанры русских народных песен" Ход урока:              I этап.  Организация класса. Мотивация (самоопределение) к учебнойдеят...

Кружок казачьей направленности «Как по Дону, по земле….» для обучающихся 8класса (региональный казачий комплнент)

Одной из важных проблем современной  России стала проблема гражданского воспитания детей. В связи с этим заниматься гражданским воспитанием учащихся достаточно трудно. Трудно еще и п...

Открытое занятие "Пляска - один из основных жанров казачьего танца"

Методическая разработка открытого занятия по народному танцу. Четвертый год обучения. На занятии дается краткая характеристика вида пляски и показ обучающимися. Так же  используется  показ в...

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...

" Песенные жанры"

Данный материал представляет собой методическую разработку. В ней поднимаются вопросы преподавания песенных жанров. Для педагогов по вокалу и учителей музыки....