Занятие "Кузьминки"
план-конспект занятия по музыке на тему
Конспект тематического занятия по народному пению "Кузьминки". Педагог Огаркова Светлана Владимировна.МОУ ДОД ЦДТ г. Подольск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект тематического занятия по народному пению "Кузьминки". | 18.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Кузьминки»
Дата: 22.11.2012 год.
Год обучения: 1
Тип занятия: комбинированный
Цель: знакомство с русским народным праздником «Кузьминки».
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание об осенних народных праздниках;
- познакомить детей с народным праздником Кузьминки;
- работать над понятиями: «Кузьма и Демьян», «бессребреники», «рукоделье», «чучело»;
- закреплять певческие навыки: звукоизвлечение, дыхание при пении, пение в песенно-речевой манере, напевное, согласованное;
- знакомить с народными играми с пением;
- закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах;
- закреплять элементы народной хореографии: дробный шаг, шаг с притопом, «вертушку», движение по кругу парами.
Развивающие:
- развивать звуковысотный слух, ритмическое восприятие,
- развивать познавательную активность, творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к русским традициям, любовь к Родине, уважение к ветеранам.
Материальное обеспечение: музыкальные шумовые инструменты, корзинки с конфетами, синтезатор, мультимедийная установка, компьютер презентация, «Кузьминки».
Ход занятия.
Организационный момент, 3 мин.
1. Приветствие.
- Доброго здоровьичка (дети отвечают: И вам не хворать!)
2. Проверка явки обучающихся.
- Как я рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня вас много пришло (поименная проверка детей).
3. Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Все нарядные и красивые (заставить неопрятных детей привести себя в порядок).
- Ложки не забыли принести?
4. Правила техники безопасности.
В моем доме правила строгие:
- хорошо себя вести,
- столы, стулья не раскачивать,
- от души петь, плясать, гостей веселить, только пол не проломить.
Повторение пройденного, 2 мин.
- Давайте вспомним, какой народный праздник празднуют 14 октября (Покров).
- Почему он так называется?
- Какое событие произошло в городе Константинополе во Влахермском храме?
- Как народ празднует Покров?
Сообщение темы занятия. 1 мин.
Сегодня я вам расскажу еще об одном народном празднике, который празднуют осенью 14 ноября. Называется он «Кузьминки».
Основной этап, 34 мин.
Демонстрация презентации. 7 мин.
В народе говорят: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».
В ноябре зима с осенью борется. Уже не осень, но еще и не зима. Ноябрь – «трудень, грудень». Потому что смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. 14 ноября отмечает православный народ праздник св. Кузьмы и Демьяна.
Кузьма и Демьян родом из малой Азии. Их отец умер, когда они были маленькими детьми. Мать воспитала их в христианском благочестии. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочности. Братья молились, ходили в церковь. И Спаситель наградил их за это даром лечить людей. Лечили они только бедных людей и за работу денег не брали. За это их прозвали бессребрениками. Братья почитаются покровителями святости и устроителями супружеской жизни. Кузьма и Демьян считаются также в народе покровителями ремесел: кузнечного искусства и женского рукоделия.
Кузьминки слыли девичьим праздником. На 3 дня Кузьминок девушки снимали помещение. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное. Собрав продукты, девушки готовили пиршество и принимали парней. Обязательным угощением была каша. На Кузьму и Демьяна – куриная смерть. Режут кур. «Курицу на стол – цыпленка - попу». С этого дня бьют кур на продажу.
В этот день дети играли в шуточные свадьбы: мастерили из соломы чучело – Кузьму, наряжали его в мужскую одежду и женили на какой-либо девушке. После шуточной свадьбы чучело сжигали – хоронили. Так прощались с осенью.
Пение, хореография, игра на инструментах и игры, 27 мин.
Кузьминки праздник веселый, а на веселом празднике и поют, и пляшут, и в игры играют. И мы тоже будем петь, плясать и в игры играть. Но сначала надо подготовиться:
1. Упражнения на звукоизвлечение и дыхание «В лесу», «Шарики».
2. Пение попевки «Ты дари, дари» с повышением и понижением тоники.
Ну а теперь можно и песни петь.
1. Разучивание песни «На Кузьму, Демьяна».
2. Пение песни «Летели две птички» с аккомпанементом на шумовых инструментах.
3. Повтор плясовых движений к песне. Закрепление пляски по кругу парами.
4. Пение песни с пляской и игрой на музыкальных инструмепнтах.
А теперь хорошо в игры поиграть.
1. игра «Коза» (2 раза);
2. игра «Тетера»;
3. игра «Горшки».
* Игры «Как у дедушки Егора», «Дударь», «Кривой петух».
Итог занятия, 5 мин.
Итоговая беседа по теме.
Давайте вспомним, что нового вы узнали.
(Игра «Шкатулка с вопросами» - ребенок достает вопрос из шкатулки, читает и отвечает, за правильный ответ получает награду).
- Какие праздники празднует народ осенью?
- Почему праздник называется «Кузьминки»?
- Кем были св. Кузьма и Демьян?
- Покровителями чего являются Кузьма и Демьян?
- Как народ отмечал этот праздник?
- Зачем сжигали чучело Кузьку?
- Сегодня у меня были воспитанные и веселые гости. Поэтому я хочу угостить вас (угощение). До свидания, приходите ещё!
Выявление психологического состояния детей в конце занятия - «Маска настроения».
Дети, выходя с занятия, берут карандаш и смайлик, рисуют рожицу, выражают свое отношение к занятию, и кладут ее в корзину.